Урок по физике Изменение агрегатных состояний вещества, 8 класс

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе
по теме
"Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели:
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Повышение трудовой и творческой активности учащихся.
Подготовка к контрольной работе
Литература:
А.В.Перышкин «Физика-8»
А.Е.Марон, Е.А.Марон - Дидактические материалы «Физика 8»,
А.В.Постников «Проверка знаний учащихся по физике»
С.Е.Полянский «Поурочные разработки по физике 8 класс»
Дидактический материал:
Лист контроля, таблицы, раздаточный материал

Слайд
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
Время
Примечания
(приёмы, методы)







I. Организационный момент
Учитель: Данной теме уделяется, в физике, большое внимание. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используется на практике. В металлургии, например, плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и другие. Пар, полученный из воды при ее нагревании, используют на ТЭС в паровых турбинах, а также для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, заводов, фабрик, теплиц. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.
В природе изменение агрегатных состояний происходит в широких масштабах. С поверхности океанов, морей, озер и рек испаряется вода, а при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман и снег. Реки и озера зимой замерзают, а весной снег и лед тают.
Для понимания этих процессов и для того, чтобы управлять многими из них, мы должны знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии, каковы свойства каждого из этих состояний и что нужно для превращения вещества из одного состояния в другое.
3
Сообщение с иллюстрацией




II. Целеполагание
Учитель: Сегодня мы с вами повторим основные понятия, формулы для расчета количества теплоты, графики тепловых процессов. Перед каждым из вас лежит лист контроля, который вы будете постепенно заполнять в процессе работы на уроке.
2
Сообщение, приложение №1


III. Разминка
Учитель: инструктаж по первому заданию «Физический кроссворд».
Учащиеся: осуществляют самооценку, фиксируют полученный результат в лист контроля
4
Работа в парах, приложение №2



IV. Повторение основных формул
Учитель: инструктаж по второму заданию «Физическое домино»: вам необходимо стрелками показать какому определению соответствует физическая формула, а затем сравнить с ключом ответа
Учащиеся: осуществляют самооценку, фиксируют полученный результат в лист контроля
4
Работа в парах, приложение №3



V. Работа с графиками
Учитель: инструктаж по третьему заданию «Графики процессов»: вам необходимо записать, к какому процессу соответствует каждый участок графика, а затем определить, какое это вещество
Учащиеся: обсуждение результатов, осуществляют самооценку, фиксируют полученный результат в листе контроля
3
Работа в парах, беседа, приложение №4,5

Динамическая минута



VI. Решение задач
Учитель: инструктаж по четвёртому заданию «Решение задач».
Учащиеся: осуществляют взаимопроверку, фиксируют полученный результат в лист контроля, подсчитывают результаты проделанной работы на уроке
19
Индивидуальная работа, приложение №5,6


VII. Рефлексия
Учитель: теперь подведём итоги всего урока. Подсчитайте все баллы, которые вы получили за урок и внесите баллы в листы контроля
Учащиеся: заполняют баллы, выставляют оценки за урок в лист контроля, и записывают, достигли ли они поставленной цели, которую каждый ставил

4
Беседа

Приложение №1
«Лист контроля»
Фамилия, имя____________________________________________
Тема: ____________________________________________________
__________________________________________________________

Цель: ____________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Конспект урока:
_________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всего баллов: ________________________

Оценка за урок:_________________________________

Достиг(ла) ли ты поставленной цели?___________
Приложение №2
Кроссворд













Я

2





В





3


Л








4





Е




5




Н



6









И


7








Е


Переход вещества из жидкого в твёрдое состояние называется
Процесс, при котором температура вещества увеличивается, называется
Процесс, при котором температура вещества уменьшается, называется
Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое, называется
Интенсивный переход жидкости в пар при определённой температуре называется
Явление превращения пара в жидкость называется
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется

Максимум – 7 баллов
Приложение №3
ФИЗИЧЕСКОЕ ЛОТО
Количество теплоты, необходимое для плавления (кристаллизации) тела:
Q= c*m*(t2 -t1)

Количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении:
Q= L*m

Удельную теплоту парообразования можно вычислить по формуле:
L=13 QUOTE 1415

Удельную теплоёмкость вещества можно вычислить по формуле:
Q=
· *m

Количество теплоты, необходимое для превращения жидкости в пар:

· = 13 QUOTE 1415

Удельную теплоту плавления можно вычислить по формуле:
C= 13 QUOTE 1415


Максимум – 6 баллов
Приложение №4
РАБОТА С ГРАФИКОМ




Участок I – это
Участок II – это
Участок III– это
Участок IV – это
Какое это вещество?
Участок V – это


Максимум – 6 баллов
Приложение №5

1) Рассчитайте количество теплоты, которое необходимо для обращения в пар 250г воды, взятой при температуре 100 С. (1 балл)

2) Свинцовый брусок имеет массу 400г и температуру 327 С. Какое количество теплоты выделится при его кристаллизации? (1 балл)

3) Какое количество теплоты выделяется при конденсации и дальнейшем охлаждении до 18 С 2 г спирта? (2 балла)

4) Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 8 кг эфира, взятого при температуре 10 С. (2 балла)

5) Какая энергия выделится при отвердевании 2,5 кг серебра, взятого при температуре плавления, и его дальнейшем охлаждении до 160 С?(2 балла)

6) Какая установиться окончательная температура, если 500г льда при температуре 0 С погрузить в 4л воды при температуре 30 С?(3 балла)

7) Сколько килограммов стоградусного пара потребуется для нагревания бетонной плиты массой 200 кг от 10 до 40 С? (3 балла)

Приложение №6





° 1
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
s
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·…
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·°
·@
·
·