Презентация по обществознанию на тему Конкуренция, 8 класс


Задание Заполнить таблицуВыписать определенияПриродная монополияКартельСиндикатТрестКонцернЦеновая дискриминацияВыполнить задания в рабочей тетради «Конкуренция»На «3» - №1На «4» - №1,5На «5» - №1,2,4 § 12. Конкуренция. Типы и методы конкуренции Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Преимущества конкуренцииПовышение эффективности деятельности производителей продукции, проявляющиеся в снижении затратСнижение ценПредоставление покупателю права выбораПовышение качества продукцииРасширение ассортимента товаров


Негативные черты конкуренцииПостоянное разорение многих товаропроизводителейОтвлечение неоправданно больших средств на рекламуИспользование нечестных методов борьбы:подкуп работников;шантаж;промышленный шпионаж и др.


Методы конкуренцииЦеновая (снижение цены на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами)Неценовая (высокое качество, организация системы обслуживания, реклама товара)
Типы рынков по конкуренцииСовершенная конкуренцияфирмы не могут влиять на ценуНесовершенная конкуренцияфирмы осуществляют контроль над ценами Монополистическая конкуренцияОлигополия Монополия Совершенная конкуренцияМонополистическая конкуренцияОлигополия Монополия количество продавцовхарактер продукцииСуществование рыночных барьеровДоступность информацииСтепень контроля за ценами Совершенная конкуренцияСовершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей с равными возможностями и правами.При этом влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателем.Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями.Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Когда какой-то продавец устанавливает более высокую цену на товар, покупатели свободно переходят к его многочисленным конкурентам.  Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Монополия – ситуация на рынке, при которой продажу осуществляет один-единственный продавец продукта, не имеющего заменителей.Выход на рынок в условиях монополии невозможен, т.к на пути стоят барьерыюридические, экономические, естественные В зависимости от характера и причин возникновения монополии бываютЕстественные Природные когда производство продукта требует уникальных природных условий, которые невозможно воссоздать в другом местеТехнико-экономическиев тех отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителяИскусственные возникает в тех случаях, когда несколько крупных фирм объединяются и полностью контролируют рыноккартель – раздел рынков сбыта и назначение единой ценысиндикат – производство самостоятельно, налажен совместный сбыттрест – производственное и коммерческое объединение фирмконцерн – объединение фирм разных отраслей под контролем одной финансовой группы Природная монополия (natural monopoly) - это монополия, которая возникла в результате наличия уникальных природных явлений (климат, природные ископаемые, редкость определенного сырья, расположение). Солийные залежи РАО ЕЭС РФЭнергетический монополист Компания монополист Монопольный представитель услуг Олигополия – рыночная структура, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Продукция на олигополистическом рынке может бытьоднородной, стандартизированной (медь, цинк, нефть), дифференцированной (автомобили, бытовая техника)
Производителей автомобилейКомпьютерных строенийВ самолётостроении коммуникационных технологий: Nokia, Sony ericsson, Motorola и т. д Характерная особенность Ценовая взаимозависимость, т.е. фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов. Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке, когда большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, но они предлагают дифференцированную продукцию но выход на монополистической рынок ограничен, так как продукция фирм защищена патентом или торговой маркой и не может производиться другими фирмами.

Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности.В отличие от олигополиста, фирма выступающая в условиях монополистической конкуренции не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, т.к в условиях большего числа фирм это сделать невозможно.В отраслях монополистической конкуренции первостепенное значение имеет очень интенсивная реклама, которая должна подкрепить престиж данной торговой марки

Ценовая дискриминация - установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.
Совершенная конкуренцияМонополистическая конкуренцияОлигополия Монополия количество продавцовОчень большоеБольшоеНесколько Один характер продукцииСтандартизированная Дифференцированная Стандартизированная или дифференцированнаяУникальная Существование рыночных барьеровотсутствуютнизкиевысокиенепреодолимыеДоступность информацииполнаяНекоторые ограниченияСуществен-ные ограничениянедоступнаСтепень контроля за ценаминетнебольшаязначительнаяполная