Разработка по чтению на тему М.С. Пляцковский Урок дружбы (2 класс)


Урок литературого чтения
Тема: М.С. Пляцковский «Урок дружбы».
Цели:
- ознакомить с произведением М.С. Пляцковского «Урок дружбы»;
- способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения;
- содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте;
- создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
- развивать творческие способности;
- воспитывать чувства взаимопомощи, дружеское отношение друг к другу.
Оборудование: учебник, карточки с частью пословиц, запись песни «Настоящий друг».
Ход урока
I.Организационный момент.  
- Ребята, я буду читать стихотворение, дети по смыслу в рифму добавляют слова:      
В школу мы пришли (учиться),
Не лениться, а (трудиться).
Читать будем (старательно),
Слушать все (внимательно).
II. Актуализация.1.Работа над загадкой:
-Разгадайте загадку и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:
Радость делит он со мной,За меня всегда горой.Коль беда случится вдруг,Мне поможет верный... (друг)
2. Ассоциативный куст «Друг»
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?
(Помощь, доверие, преданность, взаимопонимание, верность).
- В толковом словаре значение слова «друг» поясняется так:
Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.
4. Проверка домашнего задания.
- Какой текст мы читали с вами на прошлом уроке? Назовите автора и название.
III.Ознакомление с темой и целями урока.- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Пляцковского. Название состоит из двух слов. Первое слово трактуется так:
* Учебное время, промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия - Урок
Значение второго слова таково:
* Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – Дружба
- Соединим два слова и получим название «Урок дружбы».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в новом произведении? (ответы детей: об уроке,о дружбе, о правилах дружбы…)
IV. Восприятие нового учебного материала.1.Первичное чтение сказки учителем. Беседа
3288665120015- Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?
- К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите это (животные разговаривают).
- Кто главные герои произведения? ( воробьи Чик и Чирик)
- Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)
Физминутка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
2.Чтение сказки детьми. Беседа по содержанию прочитанного.
- А сейчас читаем сказку по цепочке
- Ребята,в чем же заключается Урок дружбы»?
- Кого можно считать настоящим другом и почему?(Чирика. Он поделился с другом.)
- Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)
- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)
- Найдите в сказке слова, доказывающие это (отрывок из текста: Взял  Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!
- А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)
- За что вы называете другом (ответы детей)
- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? (ответы детей)
3. Упражнение «Наведи порядок» (работа с деформированным текстом).
Им всегда хорошо вместе.
Слава дал товарищу почитать книгу.
Сема и Слава – друзья.
Сема учит Славу играть в шашки.
Они всегда помогают друг другу.
- Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
4.Творческое задание (работа в парах).

- У вас на партах лежат окончания пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение:
( вначале дети в парах изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение).
Сам погибай,    …а товарища выручайСтарый друг лучше … новых двух.
Не имей сто рублей,  …а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.
Один за всех, …все за одного.
Друзья познаются …в беде.
Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй!
На друга надейся, … а сам не плошай.
Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.
Человек без друзей, …что дерево безкорней.
Легко друзей найти, …да трудно сохранить.
Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.
5. Творческая работа «Дерево дружбы» (работа в группах).
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?
4414586277676- Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках (каждая группа записывает свое правило и крепит листочек на дерево).
5041900-5080*Не обзывай и не унижай друга.
49383953467105396865210185*Помогай другу в беде.
*Не обманывай друга, будь с ним честным.
*Не предавай своего друга.
*Умей признать ошибки и помириться с другом.
*Умей уступить другу.
*Будь внимателен к своему другу.
- Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
V. Итог
- Наш сегодняшний разговор о дружбе окончен. Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.
- С каким произведением познакомились? («Урок дружбы» Михаила Пляцковского)
- Чему научились на примере героев сказки? (ответы детей)
VI. Домашнее задание: читать сказку, привести свой пример урока дружбы