Развитие логического мышления учащихся с ОВЗ на уроках математики

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27
г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ



ДОКЛАД

по теме самообразования:


Развитие логического мышления учащихся на уроках математики в СКОШ.



Составила:
учитель математики
Царенкова Ю.В.




Братск, 2013г.
Актуальность выбранной темы.
Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция, которая всегда выступает как целенаправленный и планомерный процесс решения мыслительной задачи и является важнейшей формой познания в структуре познавательной деятельности. Недостаточность познавательной сферы у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии отражается в недоразвитии мышления. Педагоги и психологи единодушно отмечают специфические особенности мышления учащихся с ОВЗ: всеобщее недоразвитие всех его форм и уровней. Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления проводит к тому, что в учебной деятельности учащиеся долго заменяют умственные действия на более простые – предметные или мнестические. Сензитивным периодом для развития практических форм мыслительной деятельности в норме является дошкольный возраст, у учащихся с ОВЗ – младший школьный возраст, но и к началу среднего возраста уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления не достигает возрастной нормы, что ведет к затруднениям формирования предпосылок для развития логического мышления. Учащиеся долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные трудности в осмыслении логических задач, установлении последовательности действий в решении простых и составных арифметических задач и т.д. Таким образом, недоразвитие всех форм мышления у учащихся с ОВЗ несомненно влияет на качество усвоения математических знаний и представлений.
А изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, а также подготовки их к овладению профессией, следовательно, математика при всей традиционности своего содержания должна быть оригинальна и направлена на достижение важной и серьезной цели – пробуждение у школьников самостоятельности и оригинальности мышления, а заодно и любви к математике.
Как говорил великий математик Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным». В своей работе я стараюсь дать такой логический материал, чтобы учащиеся различного возраста и умственного развития могли найти для себя живое и полезное развлечение. Даже на данном этапе своей работы, я могу сказать на сколько важно облечь математический вопрос в интересную для учащихся форму или внести в решение задачи такое незначительное, но любопытное затруднение, которое могло бы приучить детский ум к самостоятельности, или предложить трудную на первый взгляд задачу, но решающуюся легко и неожиданным образом.
Цель – развитие у учащихся способности к правильному мышлению, смекалки, интереса и любви к предмету, и тем самым внести оживление в преподавание предмета.
Задачи:
1. Углубление теоретических знаний, расширение кругозора учащихся.
Коррекция и повышение уровня логического мышления школьников.
Воспитание интереса к математике и стремления к совершенствованию математических знаний.
Тщательный подбор логический игр и задач с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей учащихся.
Систематизация логического материала в два концентра – для учащихся среднего и старшего возраста.
Предполагаемый результат
Повышение качества математических знаний у учащихся.
Создание сборника логических игр и задач для учащихся среднего и старшего звена школы VIII вида «В мире смекалки и логики».
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над выбранной темой:
Введение в урочную деятельность логических задач (сложность задачи зависит от класса и уровня подготовки учащихся).
Например, в 5-7 классах, предлагаются задачи следующих вариантов:
Задачи-шутки.
Упражнения на установление закономерностей, классификации, сравнение, суждение и умозаключение.
Логические цепочки и математические квадраты.
Тема: «Дроби. Образование дробей»
Этапы: сообщение нового материала, либо актуализация опорных знаний.
Задача 1: чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. Эти отметки отделяют одну часть от другой. На сколько частей должен ученик распилить доску? (Ответ: на 7 частей). Варианты: две части этой доски ученик использовал для изготовления шкатулки. Как записать это в виде дроби? И т.д.
Задача 2: на веревке завязали 5 узлов, на сколько частей эти узлы разделили веревку? (Ответ: на 6 частей)
На этапе орг. момента - можно использовать задачи-шутки – с целью активизации внимания учащихся и повышения интереса к предмету:
Задача 1: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя мальчиками, чтобы каждый мальчик получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
Задача 2: Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться?
Задача 3: Воробей за одну минуту пробежит 5 метров. Сколько метров пробежит воробей за 6 минут?
Задача 4: Как разделить число 12 на две равные части, чтобы половина одной части была 7?
Тема: «Треугольники»
Этапы: актуализация опорных знаний
Задача:
1 суждение: данная фигура состоит из 3 отрезков.
2 суждение: данная фигура имеет три угла.
Учащимся предлагается сделать заключение: эта фигура треугольник, так как состоит из 3 замкнутых отрезков и имеет 3 угла.
В старших классах, на этапе орг.момента также можно использовать задачи-шутки в усложненном варианте:
1) 4 брата владели сообща одним ослом: каждому брату принадлежала одна нога этого животного. Случилось, что осёл поранил ногу, принадлежавшему брату Ивану. Нога разболелась, и осёл не мог работать. Так как от этого страдали и три других брата, то все четверо братьев решили лечить осла сообща, для чего вздумали приложить к больной ноге паклю и поджечь ее. Когда они это сделали, осёл, испугавшись огня и почувствовав боль, вырвался и бросился бежать, куда глаза глядят. Вскоре он очутился во владении одного помещика, где были сложены снопы хлеба. От горевшей пакли солома моментально вспыхнула, и весь сложенный хлеб сгорел. Помещик потребовал от братьев возмещения понесенных им убытков в размере 300 рублей. Кто из братьев и в каком размере должен уплатить эту сумму? (Ответ: сумму 300 рублей должны заплатить те три брата, которым принадлежали три здоровые ноги осла, потому что осёл бежал только на здоровых ногах).
2) Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешку по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Ответ: одна баба).
3) «Сколько ребят в твоем классе?» – спросил Гриша у Марины. Марина, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число ребят в моём классе».
2. Проведение внеклассных занятий в 5-х классах, олимпиады среди 8-9 классов, составление математической газеты, в содержание которых также вошли специально подобранные логические задачи.
Выводы:
1. Продолжить работу над темой: подбор логических задач и упражнений, несложных по содержанию и способу решения.
15