Тема по самообразованию: «Использование дидактических игр для развития логического мышления учащихся 2 класса».












« Использование дидактических игр для развития логического мышления учащихся 2 класса».


















Кабираева А.И.
учитель начальных классов
Главная забота учителей, работающих с младшими школьниками – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формитрованию внимания, наблюдательности, развитию памяти, инициативы. С другой – решают определённую дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игры занимают значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять какие-то действия, рассуждать, показывать, решать, находить самостоятельно ответы, находить выход из ситуаций. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Дидактические игры на уроках обучения грамоте.
На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «ЖИВЫЕ СЛОВА».
Вот как я её провела.
К доске вызываю три ученика (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даю задание составить предложение, в котором столько слов, сколькл детей стоит у доски.
По картинке дети составляют предложение, например: ( Ёжик несёт яблоко.)
У вызванного ученика спрашиваю, в роли какого слова он будет выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения). Классу даю задание построить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.
Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый своё слово по порядку. И все слышат предложение, которое составили коллективно.
В другом варианте игры я сама предлагаю детям, выступающим в роли слов, слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая «живые слова» у доски. Дети – «слова» произносят свои слова. И у них получается предложение – Белка сушит грибы.
Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствовать лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру « НАЗОВИ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ДАННЫЙ ЗВУК». Так, при изучении звука [у] расставляю на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Алёнка. Из письма, которое она прислала, дети узнают, что у неё сегодня день рождения.
- Давайте подарим Алёнке игрушки, в названиях которых слышится звук [у]
( уточка, петушок, кубики, курточка, гусь)
- А что бы вы могли подарить Алёнке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?
А вот другой вариант игры «НАЗОВИ СЛОВА».
При изучении звука [и] говорю детям:
- Представьте себе, ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится [и] ( зима, снеговик, сани, коньки).
- А теперь назовите слова, в которых нет [и] ( мороз ,каток, холод, горка, снег).

Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра, «КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ». Во время урока, посвящённого изучению буквы Ж, я дала детям такое задание:
- Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определить, какой звук заблудился.
При изучении букв дети любят использовать игру «НАЗОВИ БУКВУ». Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв «УЗНАЙ БУКВУ»
При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги – слияния с новой буквой можно использовать игру «ДОПОЛНИ ДО ЦЕЛОГО СЛОВА»
В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: КА, КО, КИ, КУ. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги (каркуша, карандаш, картина, яблоко, киска, курица и т. д.)
Игра «ДОПОЛНИ ДО ЦЕЛОГО СЛОВА» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.
Активное участие дети принимают в играх – соревнованиях: «КТО БОЛЬШЕ», «ЧЕЙ РЯД БЫСТРЕЕ», «КТО БЫСТРЕЕ СОСТАВИТ СЛОВО?»
Активизирует детей на уроке игра «ЗАПОЛНИ ОКОШЕЧКИ». Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить окошечки. В заключении я спрашиваю:
- Назовите, какие животные записаны на 1 таблице? На 2?
- В чём отличие домашних животных от диких?
- каких животных вы видели на арене цирка?
Разнообразит уроки обучения грамоте игра «ВКУСНЫЕ СЛОВА» (яблоко, сливы, груша, лимон).
Игра «РЕМОНТ», «ВАРИМ ЩИ» - игры деда Буквоеда.
В развитии речи ребёнка, его творческого мышления большое значение имеет игра «ПОМОГИ КАРАНДАШУ». В этой игре по истине проявляется творчество детей. Каждый ребёнок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу.
«Наступило лето. Коля взял удочку и с собакой пошёл на речку. На берегу он увидел утку с утятами. Коля поймал рыбку и покормил утят».
Данная игра ценна тем, что во время её проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по словам. Если первые рассказы составляли сильные дети, то в конце, когда картинки были уже нарисованы, я предлагала и слабым ученикам рассказать о том , что нарисовал Карандаш. И дети постепенно учились составлять текст по образцу прослушанных рассказов и по картинке, которую видели. Так у детей появилась уверенность в своих силах.

Дидактические игры на уроках математике.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей доброе рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию окружающего мира.
Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию. Например: «Кто быстрей?» «Не зевать! Отвечай сразу. Кто верней?» и т.д.
Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует глубокому усвоению пройденного.
Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток я часто использую игру «ПОЙМАЙ РЫБКУ».
На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:
7 + 8 9 + 3
9 + 6 14 – 6
9 + 7 15 – 7
16 – 8 18 – 9
13 – 6 8 + 5
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечению времени, отведённого на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений. Поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.
Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру «САМЫЙ БЫСТРЫЙ ПОЧТАЛЬОН».
Учитель раздаёт пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).
Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:
Правило игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.
Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
На уроках я часто включаю логические игры, в которых путём несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.
Вот как провожу некоторые игры.
Лучший лётчик.
Провожу небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать лётчиком?», «Каким должен быть лётчик?», «Что он должен хорошо знать и уметь?». Дети обобщают: «Лётчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолёт. И прежде всего он должен правильно вести расчёты».
Чтобы лётчиком стать,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много знать,
Надо много уметь
И при этом, ипри этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Лётчикам поможет математика.
На доске записаны три столбика выражений, под ними – рисунки самолётов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.
4 7 5 3 4 5 8 6 7 5 6 7 8 9 7 10 9 7
3 + 2 2 + 2 5 + 3 4 + 2 10 – 3 10 – 1
Класс делится на три команды. В каждой назначаются лётчики. Они по команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего, обводят ответ и ведут свой самолёт по намеченному курсу.
В конце игры подводятся итоги.
Учитель показывает на выражение. Контролёры подтверждают ответ или исправляют ошибку, если она допущена. Определяют лучшего лётчика. Допущенные ошибки анализируются.
Аналогично проводится игра «ЛУЧШИЙ КОСМОНАВТ», «ЛУЧШИЙ КАПИТАН».
Математические ручейки.
Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись лицом друг к другу. Говорю, что только что прошёл необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка в низ, к озеру. Какой ручеёк самый быстрый, какой раньше достигнет озера?
По моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, например 7 + 2 = и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, т.е. в нашем случае число 9. Составив новое выражение 9 – 4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеёк, который раньше других добежит до озера.

Во многих дидактических играх, таких как «НАБЕРИ ЧИСЛО», «КТО БЫСТРЕЕ», «ЛЕСЕНКА», «НЕ ЗЕВАЙ», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.
Хорошая игра похожа на хорошую работу, писал А.С.Макаренко.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредотачивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы учащиеся получали максимум радости, наслаждения.
Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудности в усвоении учебного материала.
Вот почему игре уделяется особое внимание.













13PAGE 15


13PAGE 14615






Тема по самообразованию:Times New Roman