Выступление на тему: Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе


МБОУ «Михневская начальная ОШ»
Технологическая карта урока
как инструмент достижения
планируемых результатов
в начальной школе
Выступление на заседании
педагогического совета
Л.В.Лаврухиной2015 – 2016
учебный год
Каждая система (и система образования страны, в том числе) должна постоянно развиваться и совершенствоваться с учётом объективных условий и воздействия среды, в которой она функционирует. Развитие системы образования определяется, прежде всего, потребностями общества.
Общество ставит перед российским образованием цель модернизации как ответа на вызовы времени не в первый раз. Вот и сегодня от нас ждут изменений в мышлении основных участников образовательного процесса в их отношении к образованию, понимании значимости образования для обеспечения высоких темпов развития экономического роста страны и развития человеческого капитала. Педагогическому сообществу нужно научиться решать вопросы, связанные с компетентностным подходом к образованию; с личностно-деятельностным характером образования; с инновационными образовательными технологиями, способствующими включению школьников в различные виды деятельности, позволяющими научить его работать с разными источниками информации, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Это нацеливает современную школу и на перевод обучающегося в режим саморазвития, и на подготовку социально адаптируемого выпускника.
Итак, образование должно принять вызов, заглядывая в ожидаемое обществом будущее.
Каковы вызовы к современной личности?
Переход от передачи «готовых знаний» к идеологии формирования компетенций, направленность образования на становление ключевых компетенций.
Обеспечение деятельностного характера образования, направленного на приобретение обучающимися опыта деятельности.
Ориентация образования на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения обучающихся, построения собственного индивидуального образовательного маршрута.
Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся для получения запланированных результатов.
Переход от преимущественно информационных форм к активным формам и методам обучения, способствующим развитию творческих и проективных способностей обучаемых.
Внедрение инновационных педагогических технологий, аккумулирующих психолого-педагогические знания о закономерностях учебной деятельности и возможности современных IT – технологий.
Каковы вызовы к современным технологиям?
Создание условий для обеспечения индивидуальной образовательной траектории как обучающихся, проявляющих интерес к математике, так и детей с пониженной мотивацией к изучению этой образовательной области.
Создание нового вида познавательных ресурсов (ЦОР, IT – сайты, блоги, IT – технологии и другие).
Внедрение современных технологий обучения, исследовательской и проектной деятельности ( обучение вне стен классной комнаты: в музеях, лабораториях, центрах открытого доступа, заповедниках).
Создание новых средств оценивания достижений и образовательных результатов обучающихся.
Разработка системы самостоятельной работы школьников, позволяющей учителю выходить на сопровождение самостоятельной работы ученика, предполагающее конструирование образовательной среды. Консультирование и осуществление индивидуальной педагогической поддержки обучающегося в его самостоятельной работе. Создание педагогических условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы младших школьников.
Вызовы времени закреплены новыми государственными образовательными стандартами. ФГОС НОО в 2010 – 2011 учебном году был апробирован в режиме эксперимента и в нашей школе. А с 1 сентября 2011 года все школы России приняли первоклассников по новым образовательным стандартам. Этот документ до сих пор является настольной книгой педагогов; не формальным, а реальным руководством к действию. В нём есть несколько важных положений.
ФГОС указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.
Мы понимаем, что деление результатов образования на личностные, метапредметные и предметные весьма условное, ибо при строгом рассмотрении это вступает в противоречие с концепцией личностно-ориентированного образования и, в крайнем случае, может привести к отчуждению планируемого образования (предметного и метапредметного) от личности учащихся. Вот почему возможно считать, что все результаты образования являются личностными ( и метапредметный результат, и предметный результат – это личностный результат деятельности обучающегося ребёнка).
Какими средствами мы можем достичь планируемых результатов?
Средства достижения результата – это инновационные технологии, методы и приёмы, применяемые учителем в своей деятельности при работе по новым стандартам.
В современной педагогической среде термин «технология» применяется довольно произвольно: это слово употребляют вместо известных терминов «педагогическая система учебного заведения» или «система учебной работы педагога» и даже «методика предмета». Методику называют технологиями, а технологии – методикой.
Методика – это путь достижения цели, система правил передачи конкретного содержания обучения: методика написания изложения, методика рисования натюрморта, методика обучения слушанию музыки, методика преподавания основ геометрии в начальной школе. Методика подразумевает, что учитель выполнит определённые действия или создаст определённые условия для обучающихся, в результате чего дети научатся писать изложение, рисовать натюрморт, слушать классическую музыку, различать и чертить геометрические фигуры. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство и искусство учителя.
Педагогическая технология не относится ни к какому конкретному предмету. Это спроектированная и теоретически обоснованная система правил образовательной деятельности, не связанная с конкретным содержанием. Например, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология письмочтения. Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.
Основой педагогической технологии является создание условий (последовательность педагогических действий или процедур) для преобразования обучающегося в соответствии с целями обучения. Технологизация образовательного процесса, то есть «наполнение» модели обучения конкретным содержанием, предполагает специальное конструирование учебного текста, подбор дидактического материала, разработку и обоснование методических рекомендаций к его использованию, построение различных типов учебного диалога, применение различных форм контроля над личностным развитием обучаемого. Уместно продолжить этот ряд, дополнив его ИКТ – технологиями.
ИКТ – технологии позволяют образовательному учреждению и учителю сегодня осознать необходимость формирования образовательной среды нового типа. Среды, которая обеспечит комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, на реализацию творческого потенциала обучающихся, на изменение сферы мотивации и жизни в открытом информационном пространстве.
Всё вышесказанное приводит к мысли о том, что при системно-деятельностном подходе задача формирования УУД не может быть решена в рамках традиционной педагогики без выхода на технологический уровень.
Поэтому появилась современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся – технологическая карта урока. Теоретики и практики образования предлагают учителю сегодня разные определения данного понятия, но единства взглядов на сущность понятия «технологическая карта урока», её структуру и функции карты в педагогическом сообществе нет. Отмечу, что в настоящее время в педагогической науке в разных источниках можно увидеть несколько вариантов карт урока. Более того, опрос, проведённый в учительской аудитории, показывает, что большинство учителей видят в процессе конструирования технологической карты значительные временные затраты, учителям сложно выполнить все требования в связи со сложностью и непрозрачностью структуры карты урока.

Что же такое технологическая карта урока?

В.М.Монахов даёт следующее определение: «Технологическая карта – документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде».
Н.Я.Мороз полагает: «Технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности».
Рассмотрим несколько подходов к структуре и содержанию технологической карты урока.
Технологическая карта должна отвечать на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Как правило, технологическая карта составляется для каждого урока отдельно и оформляется в виде таблицы. Основными являются вертикальные столбцы: ход урока, деятельность учителя, деятельность обучающегося. Современная технологическая карта переносит основной акцент с деятельности учителя на деятельность ученика, тем самым ломая сложившийся стереотип подготовки к уроку.
Приступая к разработке технологической карты урока, учитель, прежде всего, должен продумать своё место в процессе создания условий для организации деятельности обучающихся. Это значит, что в технологической карте должны содержательно доминировать графы «Деятельность обучающихся» и «Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты».
Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, определяющего количество необходимых для его реализации этапов. Эти этапы могут фиксироваться как в вертикальном столбце, так и в отдельной горизонтальной строке. Кроме этого, учитель анализирует, насколько измеримы планируемые результаты, и создаёт систему формирующего оценивания на уроке, а также определяет набор средств, при помощи которых будут достигнуты ожидаемые результаты.
Как же разработать такую технологическую карту урока, которая позволяла бы воплотить требования ФГОС НОО, спроектировать ход работы учителя по реализации деятельностной направленности педагогического процесса и формированию УУД?
Е.В.Якушина выдвигает тезис о том, что собственно технологическая карта должна отражать название темы с указанием часов, отведённых на её изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Е.В.Якушина считает, что технологическая карта позволяет учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на триместр, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Хочется отметить справедливость тезиса Е.В.Якушиной о том, что при разработке технологической карты урока следует непременно помнить о средствах информационно-коммуникационных технологий на уроке.
Е.В.Якушина предлагает учителю заполнять технологическую карту урока либо с дидактической, либо с методической структурой урока.Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура
урока Деятельность обучающихсяДеятельность учителя Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Проверка домашнего задания Изучение
нового
материала Закрепление
нового
материала Контроль Рефлексия Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура
урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приёмы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организационный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание Таким образом, можно сделать вывод о том, что технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом требований ФГОС НОО (прогнозирование, измерение и средства достижения планируемых результатов), цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с обучающимися на уроке. Согласовывать различные виды коммуникации на уроке (учитель – ученик, ученик – ученик), организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять формирующее оценивание и интегративный контроль результатов учебной деятельности. Для учителя технологическая карта урока действительно является современным и удобным инструментом достижения планируемых результатов.