Открытый урок по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой «Прыжок» (2 класс)

Открытый урок
по литературному чтению во 2 «Б» классе
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок».
Цели:
Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;
Развитие умения вдумчивого чтения;
Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в сравнении.

Задачи: исходя из содержания рассказа выяснить вместе с детьми, что это правдивая история; поручить школьникам найти место особого напряжения событий в тексте (с опорой на цветную маркировку); выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан; подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств, не смог бы спасти мальчика.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Учитель просит почитать отрывки из произведения, соответствующие иллюстрациям. Дети делятся впечатлениями и пытаются дать характеристики главным героям с помощью учителя.
Мальчик не умеет держать себя в руках. Совершает бездумные поступки. Безответственный. Смелый: не испугался прыгнуть в море.
Капитан смелый, решительный, умеет брать на себя ответственность.
Как вели себя пассажиры и матросы? Сравните их поведение с поведением капитана.

Найдите место особого напряжения событий в тексте (с опорой на цветную маркировку). Таких мест в тексте может быть несколько.

Какими качествами должен обладать настоящий капитан?( Моментальная реакция, выработанный командный тон, непререкаемость в голосе, жёсткость.)

Работа над составлением плана. Учитель вместе с учениками составляет план. Ученики говорят, какие чувства соответствуют каждому пункту плана. После того, как план составлен, учитель открывает план, написанный на доске.
Обобщение:
Уч-ль. Посмотрите на наш план и палитру чувств.
На корабле.
Радость, весёлое настроение.

Обезьяньи проказы.
Обида, досада, злость.

Погоня за обезьяной.
Желание проучить, азарт, задор.

На перекладине.
Страх, волнение, паника.

Рискованное решение.
Тревога, ожидание несчастья.

Прыжок.
Облегчение, усталость, слёзы.

Уч-ль.     Почему меняется палитра чувств?
Уч-ль. События в рассказе разворачиваются с нарастающим напряжением. Один необдуманный поступок мог привести к большой трагедии. Капитан проявил не только мужество, но и показал большую любовь к сыну.
Уч-ль.   Подумайте, почему Толстой дал  рассказу название «Прыжок»? Можно ли дать ему другое название?
Уч-ль. Какую часть рассказа тебе хочется перечитать?
4.Поработать с высказываниями четырёх героев интриги учебника (Маши, Миши, Мальвины и Алёнушки), в которых выражены четыре разных мнения об этом рассказе. Ученики должны разобраться, кому из них какое высказывание принадлежит.
VIII. Итог урока.
Работа с высказыванием А.С. Пушкина
«Чтение – ничто: осмысленное
чтение – кое-что; чтение осмысленное
и прочувствованное – совершенство»
А.С. Пушкин
- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина. Согласны ли вы с мнением великого поэта? Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (Дети отвечают, что на уроке они не только прочитали рассказ Толстого «Прыжок», но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор.)
Слово учителя.
Если автор решил рассказать об этом нам, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.
5. Дом. Задание. Подготовить пересказ рассказа.