Урок по географии на тему Горные породы

Урок «Путешествие по стране Литосфера»

Цели: научить описывать горные породы, познакомить с терминами «полезные ископаемые», воспитание дружбы и взаимопомощи при групповой работе; развивать монологическую речь учащихся; воспитывать чувство прекрасного и любовь к народной культуре.
Оборудование: Занавес, таблички с названиями горных пород, коллекция горных пород, план описания горных пород, ключ, плакаты, грамота.

Ход урока
Сегодня у нас необычный урок. Урок-сказка «Путешествие по стране Литосфера». Сегодня в процессе урока мы вспомним внешние и внутренние оболочки Земли, из чего состоит литосфера, как образовались горные породы, слагающие земную кору. Научимся описывать горные породы по плану.
Ребята, вы любите сказки?
Сегодня я и мои помощники расскажем вам сказку «Как Иван-царевич Ключ Земли искал».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына удалого доброго молодца Ивана-царевича. Тяжело царю Додону править царством-государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-царевича. Призвал он к себе сына и говорит:

-Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, мир повидать да себя показать, уму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне Ключ Земли. А вернешься с победою, будешь царством-государством управлять.

Поклонился Иван-царевич отцу:

-Будь, по-твоему! Пойду я в дальние края, уму-разуму наберусь. Вернусь обязательно с победою!

И отправился Иван-царевич в дальний путь. Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.
Долг ли, коротко ли, дошел Иван-царевич до заморского царства-государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись

-Литосфера?!

Прочитал Иван-царевич мудреное название и призадумался.
Ребята! Кто может Ивану-царевичу объяснить это название?
Что такое литосфера?
Какая это оболочка Земли (внешняя или внутренняя)?
Какие другие внешние оболочки Земли Вам известны?
А какие внутренние оболочки Земли Вам известны?
С чем можно сравнить внутреннее строение Земли?
Расскажите о земной коре.
Расскажите о мантии.
Расскажите о ядре.

Спасибо, ребята! Много узнал Иван-царевич о литосфере!

Показались люди, и стал Иван-царевич их спрашивать:

-Люди – добрые, скажите, а есть ли в вашей стране Ключ Земли?

-Есть в нашей стране Ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства.

А как же мне туда попасть? спрашивает Иван-царевич.

-Вот тебе лопата. Нужно вырыть глубокий колодец. А там и сам всё увидишь, отвечают ему люди.

Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, попадались ему породы:
мел,
торф,
уголь бурый,
известняк,
мергель,
нефть.

Ребята, разделитесь, как сидите на группы по 4 человека. Найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану.

План:
1 . Название
2. Цвет.
3. Твёрдость.
4. Пачкает ли руки?
5. Где применяется.

Ответы учащихся.

Скажите, как образуются эти горные породы, как они называются?

Решим задачу.
Определите при какой температуре пришлось Ивану-царевичу добывать уголь, если известно , что он залегает на глубине 300 м, а температура на поверхности (взять температуру воздуха в классе).

Глубже роет колодец Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему
красный железняк,
бурый железняк,
магнитный железняк,
боксит,
базальт,
гранит.

Найдите в коллекции эти горные породы, опишите их. (Ребята в группах работают, описывают магматические горные породы.)

Ответы учащихся.

Скажите, как образуются эти горные породы, как они называются?

Решим задачу.
Определите при какой температуре пришлось Ивану-царевичу добывать руду, если известно , что она залегает на глубине 500 м, а температура на поверхности (взять температуру воздуха в классе).

Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.
Попадается ему
мрамор.
(Ребята в группах работают, описывают мрамор - метаморфическую горную породу.)

Скажите, как образуется эта горная порода, как она называется?

В коллекциях горных пород найдите полезные ископаемые, которые встречаются в нашей местности, где они используются?
песок
глина
известняк
мергель
трепел
мел
суглинки
гравий
стекольные пески
кремний
карбонаты и глинистые породы

Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на стенах радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства. Поклонился ей Иван-царевич и молвил:

-Здравствуй, красная девица, Подземного царства – царица! Не вели казнить, вели слово молвить!

Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?

Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!

Ну что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе заветный ключ!

Загадывай, попробую отгадать! (Ребята помогают отгадывать загадки.)

Черен, как ворон,
А греет, как Солнце. (Уголь)

Белый, как сахар, но не сладкий, Пока руки им не испачкаешь, Ума-разума не наберешься. (Мел)

Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)

Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит:

-Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?

Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве.

Вот тебе Ключ Земли. Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!

Поклонился Иван-царевич в пояс

-Спасибо тебе за науку!

И отправился Иван-царевич в обратный путь.
А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно. (Учащиеся повторяют путь, используя схему на доске.)

Сказка продолжается.
Вернулся Иван-царевич домой, в родной город.

-Здравствуй, царь-батюшка! Вернулся я, как и обещал, с победой. Вот тебе Ключ Земли.

Похвалил его царь Додон за упорство и усердие.

-Молодец Иван-царевич!
«Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич».
(Передал ему отец корону и трон).

И правил Царь Иван долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.

А нам с вами прислал наш герой грамоту (домашнее задание) и тест.

Грамота
Друзья мои!
Спасибо за помощь в поисках Ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь: опишите письменно в тетради две горные породы песок и глину .
Желаю всем здоровья и упорства.
Царь Иван

Выполнение теста.

В завершение урока подводятся итоги работы в группах и выставляются оценки.












15