МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства


Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Шуйский технологический колледж»
155901 г. Шуя, Ивановская обл., Учебный городок, 1
(49351) 4-70-81 www.prof4.ru liceyshuya@mail.ru_____________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по учебной дисциплине
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА ИМАРКЕТИНГА
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
г.Шуя, 2015 г.
Разработчик:
ОГБОПОУ ШТК
Преподаватель специальных дисциплин, высшей квалификационной категории - Рыбина Ольга Борисовна
Назначение:
Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для обучающихся по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйстваМетодические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Содержание
1 Пояснительная записка 4
2 Перечень практических работ 5
3 Методические рекомендации по выполнению практических работ 5
4 Литература 26
Пояснительная записка
Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний. Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания. К практическому занятию от обучающегося требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед занятием. Список литературы и вопросы, необходимые при подготовке, студент получает перед занятием из методических рекомендаций к практическому занятию.
Практические задания разработаны в соответствии с учебной программой. В зависимости от содержания они могут выполняться обучающимися индивидуально или фронтально.
Зачет по каждой практической работе обучающийся получает после её выполнения, а также ответов на вопросы преподавателя, если таковые возникнут при проверке выполненного задания.
Перечень практических работ
1 Расчет обеспеченности и эффективности использования основных и оборотных средств производства.
2 Расчет показателей использования трудовых ресурсов и производительности труда.
3 Расчет процентов по кредиту
4
Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации
5 Расчет издержек, цены.
6 Расчет прибыли и рентабельности.
7 Расчет заработной платы отдельных категорий работников.
8 Техника проведения деловых переговоров
9 Принятие управленческих решений
10 Решение и обсуждение задач по организации маркетинговых служб на предприятиях
Практическая работа №1
Тема: Расчет обеспеченности и эффективности использования основных и оборотных средств производства
Цель: научиться рассчитывать потребность в тракторах, сельскохозяйственных, машинах, транспортных средствах, определять амортизацию, показатели использования основных и оборотных фондов
Ход работы
Выполните задания
Задание 1
Определить показатели использования основных фондов, если объем валовой продукции составил 22000 тыс. руб., стоимость основных фондов 86000 тыс. руб., стоимость полученной прибыли 2200 тыс. руб.
Задание 2
Определить, сколько автомашин потребуется предприятию, чтобы за 5 дней перевезти 4ХХ тонн зерна, грузоподъемность одной автомашины 4 тонны, время рейса 2 часа, время смены 8 часов
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Задание 3
Рассчитайте потребность в тракторах, если объем работ на культивации составит 1ХХ0 га, срок проведения работ 4 дня, сменная норма выработки 32 га, коэффициент сменности 1,2
Задание 4
Балансовая стоимость комбайна 884ХХ0 руб. Норма отчислений на амортизацию 10%. Сменная норма выработки на скашивании зерновых 30 га, коэффициент сменности 1,5, число дней работы комбайна за сезон 25. Определить величину амортизационных отчислений на 1 га.
Задание 5
Определить норму рентабельности, если прибыль предприятия составила 1 млн. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов 5ХХ0000 руб.
Задание 6
Определить норму амортизации по оборудованию, если срок его службы 8 лет. (10 лет.)
Задание 7
Определить эффективность использования оборотных фондов, если стоимость валовой продукции 45ХХ тыс. руб., среднегодовая стоимость оборотных средств 27ХХ тыс. руб., стоимость молодняка, переведенного в основное стадо, 1ХХ тыс. руб., выручка от продажи скота основного стада 3ХХ тыс. руб.
Задание 8
Определить фондообеспеченность и фондовооруженность предприятия, если стоимость основных производственных фондов 1037ХХ тыс. руб., площадь сельскохозяйственных угодий 11ХХ га, среднегодовая численность работников 1ХХ человек.
Задание 9
Определить амортизацию по зерноуборочному комбайну и распределить ее по культурам, если балансовая стоимость комбайна 32ХХ тыс. руб., норма амортизации 12,5%. Комбайн убрал за сезон 250 га, в том числе озимой пшеницы 150 га, ячменя 40 га овса 60 га Задание 10
Хозяйство приобрело 4 года назад 5 автомашин ГАЗ-53А, оптовая цена одной автомашины 4Х0 тыс. руб., сумма износа одного автомобиля в год 4Х тыс. руб. Определить остаточную стоимость подвижного состава.
Практическая работа 2
Расчет показателей использования трудовых ресурсов и
производительности труда
Цель: изучить методику и рассчитать показатели использования трудовых ресурсов и производительности труда
Задание 1. В отчетном году трудоспособными работниками отработано 186ХХ0 чел-дней, в т.ч. в январе - 12805 чел-дней, февраль - 15385, марте - 15530, апрель - 15800, мае - 16050, июне - 16435, июле - 17200, август - 16950, сентябре - 15724, октябре - 15246, ноябре - 14720, декабре - 14545 чел-дней. Среднесписочная численность работников за год 875 чел. из которых приняло участие в работе 855. В течение года принято на работу 45 чел., выбыло 53, в т. ч. по собственному желанию 40 и за нарушение трудовой дисциплины 4. Определить показатели использования трудовых ресурсов.
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Методика решения.1.Коэффициент использования трудовых ресурсов определяется как отношение фактически отработанных человеко-дней в году к возможному фонду рабочего времени. Количество рабочих дней в году, которые должны отработать 1чел - 290.
2.Коэффициентсезонности - отношение отработанного количества чел-дней в каждом месяце к среднегодовому их количеству
3.Коэффициентучастия в производстве определяется делением числа фактически работающих в данном году на среднесписочную численность трудоспособных.
4.Коэффициентоборота работающей силы по приему устанавливается делением числа принятых за год работников на средне списочное их количество.
5.Коэффициентоборота рабочей силы по увольнению рассчитывается делением всех выбывших за год на средне списочное их количество.
6.Коэффициенттекучести рабочей силы определяется делением числа выбывших работников по собственному желанию и уволенных за нарушения трудовой дисциплины на среднесписочную численность.
7.Численность среднегодовых работников определяется отношением количества рабочего времени, отработанного всеми работниками за год, к возможному годовому фонду отработанного времени.
Задание 2. Рассчитать показатели производительности труда. Стоимость валовой продукции 63ХХ тыс.руб. Количество отработанных
человеко-часов 1605 тыс- чел-час. Количество среднегодовых работников 8ХХ чел. Прямые затраты на производство 3ХХ0 ц пшеницы составили 12ХХ чел-час.
Методика выполнения.1.Производство валовой продукции на 1 чел-час. одного среднегодового работника определяется делением ее количества на число отработанных чел-часов и среднегодовых работников.
2.3атраты труда на 100 руб. стоимости валовой продукции рассчитываются делением их количества на производство валовой продукции и умножением полученного результата на 100.
3.Затраты труда на 1ц пшеницы определяется делением общих затрат труда на валовой сбор.
Практическая работа 3
Расчет процентов по кредиту
Цель: познакомиться с расчетом простых процентов, освоить методику и рассчитать плату по кредитам
Методика выполнения
1.Изучите теоретический материал
Расчет простых процентов.
Простой процент - сумма, начисленная на вклад в конце одного банковского периода. Стандартный срок банковского периода является 1 год (по условиям договора может быть 1месяц, 3 месяца, 6 месяцев).
Момент времени, к которому приурочено начисление %, называется периодом начисления. При начислении платы за кредит применяют простой %
Расчет простого %
I = Р * i * nI = (Р * I % п)/100%
I - Interest - процент прироста,
индекс i Rate of Interest - ставка процента
n - срок кредита
Р - Principal - первоначальный вклад Present Value - текущая стоимость
Общая величина выплат с учетом начисленных процентов, т.е.амортизация вклада + процент, определяется по формуле S = Р + Р * i * n = Р (1 + in)
S - общая величина выплат с учетом начисленных процентов или FV - будущая стоимость.
2. Решите задачи
Задача № 1
Найти % и общую сумму выплат по вкладу 5500 руб., предоставленному на 1 год из расчета 12 % годовых.
Решение: I = 5500 * 0,12 * 1= 660 руб.
Тот же вариант, но с размещением вклада на 3 года (% простые) Решение:
I = 5500 * 0,12 * 3= 1980 руб.
Если необходимо определить общую сумму выплат, т.е. амортизацию вклада + процент, используют формулу S = Р + Р * i * n = Р (1 + in)
S - общая величина выплат с учетом начисленных процентов или FV - будущая стоимость.
Задача № 2
Вы поместили в банк на депозит 4000руб., под 16% годовых на 20 лет (проценты простые). 1) Какова величина ожидаемого банковского % за год. 2) Какова величина ожидаемого банковского % за весь период договора. 3) Какова общая величина ожидаемых выплат в конце срока с учетом %.
Решение
I1 = 4000 * 0,16 * 1 = 640
I2 = 4000 * 0,16 * 20= 12800
S = 4000(1 + 0,16 * 20) = 16800
Поскольку S = Р + I, то S = 4000 + 12800 = 16800
Задача № 3
Какова величина выплат % по депозиту 5000000, помещенному в банк на 6 месяцев пригодовой ставке 5%. Какова общая сумма выплат.
Решение
I = 5000000 * 0,05 * ½ = 125000
S = 5000000 + 125000 = 5125000
Задача № 4
Какова величина % по кредиту 10 млн. взятому в коммерческом банке на 14 дней при годовой ставке 20 % (принять в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
Решение
I= 10 млн. * 0,2 * 14/360 = 77777 руб.
Задача № 5
Какова величина % по кредиту 1 млн. взятому в коммерческом банке на 7дней при годовой ставке 20 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
Задача № 6
Какова величина % по кредиту 100000 руб. взятому в коммерческом банке на 10 дней при годовой ставке 20 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
Задача № 7
Какова величина % по кредиту 50000 руб. взятому в коммерческом банке на 1мес при годовой ставке 18 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
Задача № 8
Какова величина % по кредиту 40000 руб. взятому в коммерческом банке на 3 мес при годовой ставке 24 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартае 90)
Задача № 9
Какова величина % по кредиту 30000 руб. взятому в коммерческом банке на 6 мес при годовой ставке 24 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
Задача № 10
Какова величина % по кредиту 40000 руб. взятому в коммерческом банке на 9 мес при годовой ставке 24 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
Задача № 11
Какова величина % по кредиту 200000 руб. взятому в коммерческом банке на 9 мес при годовой ставке 18 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
Задача № 12
Какова величина % по кредиту 10000 руб. взятому в коммерческом банке на 12 дней при годовой ставке 16 % (в банковском году 360 дней, в месяце 30, в квартале 90)
произведенную продукцию.
Практическая работа 4
Тема: Расчет основных производственно-экономических показателей деятельности предприятия
Цель: освоить методику расчета основных производственных и экономических показателей деятельности предприятия
Методические указания
Существует система производственных и экономических показателей деятельности предприятия и его подразделений:
Производственные (натуральные) Экономические (стоимостные)
Урожайность сельскохозяйственных культур, ц с 1 га Валовая продукция (ВП)
Продуктивность животных Товарная продукция (ТП)
Производство продукции на 100 га с.-х. угодий Уровень товарности Ут = ТП/ВП·100%
Структура стада, посевных площадей Валовой доход (ВД) ВД=ВП-Мз,
где Мз – материальные затраты, руб.
Чистый доход (ЧД) ЧД=ВП-Сп,
где Сп – полная себестоимость продукции, руб.
Прибыль (П) П= ВР-Сп, где ВР – выручка от реализации продукции, руб.
Рентабельность (Ур), % Ур=П/Сп·100%
Относительные показатели – уровень рентабельности и уровень окупаемости затрат в %
Задание 1. Рассчитайте размер валового и чистого дохода, сумму прибыли от реализации товарной сельскохозяйственной продукции. Установите уровень товарности, уровень рентабельности производства через полную себестоимость.
Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции составила в хозяйстве 245ХХ тыс. руб., сумма материальных затрат - 136ХХ тыс. руб., выручка от реализации товарной продукции - 42ХХ тыс. руб., а затраты на производство и реализацию товарной продукции (полная себестоимость) - 40ХХ тыс. руб.
Задание 2. Определите валовой доход, если объем валовой продукции в оценке по текущим ценам реализации 24ХХ0000 р., доля материальных затрат в валовой продукции 62%.
Задание 3. Определите удельный вес каждой культуры и их групп в общей посевной площади и выход валовой продукции по каждой сельскохозяйственной культуре.
Структура посевной площади
Таблица 1
Культура Площадь, гаУдельный вес, % Урожайность, ц/га Валовая продукция, ц1 2 3 4 5= 4 · 2
Зерновые культуры, в том числе Озимая рожь 3ХХ 25 ячмень 1ХХ 18 овес 1ХХ 21 Картофель 1ХХ 150 Кормовые культуры, в том числе: корнеплоды 8Х 450 кукуруза 3ХХ 350 многолетние травы на сено 5ХХ 50 многолетние травы на зеленый корм 10ХХ 220 Всего посевная площадь 100 - -
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Практическая работа 5
Расчет издержек, цены
Цель: освоить методику и рассчитать издержки и цены на различные виды продукции и услуги
Ход работы
Выполните задания по расчету издержек и себестоимости
Задание 1
Определите плановую себестоимость текущего ремонта автомобиля ЗИЛ-130, если планируемый пробег составляет 40000км, трудоёмкость текущего ремонта на 1000 км. Пробега 6,2 чел/час, часовая тарифная ставка слесаря 3-го разряда 5,58руб. стоимость запасных частей 25ХХ руб. стоимость материалов 17ХХ руб. Дополнительная заработная плата 30%. Страховые взносы 20,2%, общепроизводственные расходы 10% от прямых затрат.
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Методика выполнения
Плановая себестоимость текущего ремонта автомобиля (трактора) определяется по формуле:
С„ = Зпо + Зпд + Нсн + Сзч + М + Нп (руб),
где Зпо - основная заработная плата рабочих, руб.
Зпд - дополнительная заработная плата (в % к основной заработной плате), руб.
Нсн - отчисления на социальные нужды, руб.
Сзч - нормативные отчисления на запасные части, руб.
См - нормативные отчисления на ремонтные материалы, руб.
Нп - общепроизводственные расходы, руб.
Задание 2
Сельхозпредприятие получило зерна яровых 1000ц и соломы 1000ц. Общая сумма затрат 300000 руб. Найти себестоимость 1 ц зерна и 1 ц соломы.
Методика выполнения
2.Определение себестоимости основной и побочной продукции.
Побочную продукцию переводят в основную по коэффициенту перевода
Коэффициенты перевода:
Зерновые культуры:
Зерно - 1 цен - 1,0, солома - 1 цен = 0,08
Кукуруза:
Зерно - 1 цен — 1,0 , стебли - 1 цен = 0,17
Сахарная свекла:
корни - 1 цен = 1,0, ботва - ] цен – 0,20Для определения себестоимости основной и побочной продукции количество каждого вида продукции умножить на переводной коэффициент. Полученные числа будут показывать всю продукцию в условном переводе в основную. Затем устанавливается удельный вес каждой продукции, пропорционально которому распределяются затраты производства, относящиеся к определённому виду продукции. Путём деления этих затрат на количество соответствующей продукции определяется себестоимость 1ц. зерна, соломы, ботвы.
Задание 3
Определить себестоимость 1ц зерна и 1ц соломы, если валовое производство зерна12ХХ0ц, в том числе отходов 15% (1800ц), соломы 175ХХц. Сумма затрат на культуру 72ХХ00 руб. Зерна в отходах 35%.
Задание 4
Найти производственную себестоимость 1ц сахарной свеклы и побочной продукции. Площадь под сахарной свеклой 3ХХ га, фактическая урожайность 2ХХ ц/га, основные затраты на 1га свеклы 48ХХ руб. Накладные 10% от основных. Затраты на побочную продукцию на 1га 150 руб.
Выполните задания по расчету прибыли и рентабельности
Методика выполнения:
1. Цена единицы продукции рассчитывается исходя из формулы уровня рентабельности
У = QUOTE ·100, Цотп = С·(1+ QUOTE )
Оптовая цена Цопт = С + П отпускная цена Цотп = С + П + НДС
П – прибыль , У - уровень рентабельности НДС = 18% от оптовой цены
Ход работы
Задание 1.Определите договорной тариф на техническое обслуживание № 2, если себестоимость составляет 7ХХ рублей, уровень рентабельности 35 %.
Задание 2. Себестоимость единицы продукции 8ХХ рублей. Планируемая рентабельность 30 % к себестоимости, НДС -18%. Определить оптовую цену изготовителя и отпускную цену предприятия.
Задание 3. Определите цену реализации 1единицы продукции, если ее себестоимость 5ХХ руб/ед. обеспечивает уровень рентабельности 112,2%
Задание4. Определите, по какой цене предприятие должно реализовать продукцию, чтобы от 40ХХ ц получить прибыль 600000 руб. при затратах на производство и сбыт продукции 1200000 руб.
Задание5. Определите розничную цену автомобиля по следующим исходным данным:
себестоимость производства изделия - 28Х000 руб.
прибыль производителя 20% себестоимости
НДС – 18% отпускной цены предприятия-производителя
торговая наценка – 25%
НДС торговли – 18%

Задание 6 Определите, при каком уровне цены и объеме производства могут быть достигнуты безубыточность производства и наибольший размер прибыли. Постройте график прибыльности предприятия, сделайте выводы. При расчете необходимо использовать метод определения уровня цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Цена Возможный
сбыт, кгВыручка Затраты, руб. Прибыль, руб.
за 1кг,
руб. от реализации руб. Условно
постоянные Условно
переменные Всего
1 2 3 = 1·2 4 5 6 =
г р 4 + гр 5 7 =
гр 3 - гр 6
5 10000 25000 36000 6 9000 25000 32000 7 8000 25000 31000 8 7000 25000 29000 9 5000 25000 23000 10 2000 25000 15000 * Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Методика выполнения:
Предприниматель должен стремиться устанавливать такую цену на свой товар, которая обеспечит ему желаемую массу прибыли. Использование этого метода требует от предпринимателя рассмотрения различного варианта цен, их влияние на объем сбыта, обеспечивающего преодоления уровня безубыточности и получаемой целевой прибыли.
Рис.1 График прибыльности предприятия

В этом случае должен быть построен график прибыльности, который представляет собой комбинацию графиков общих затрат и общей выручки.
Практическое занятие 6
Расчет прибыли, рентабельности
Цель: освоить методику и рассчитать прибыль и рентабельность
производства продукции сельского хозяйства
Прибыль организации (предприятия) – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Рентабельность — показатель эффективности работы организации.
Ход работы
Выполните задания
Задание 1 Определите, какой уровень рентабельности обеспечивает хозяйству реализация молока на молочный завод при цене 6,Х р./л и себестоимости 4,5 р./л.
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Задание 2 Определите, при какой себестоимости цена реализации одного десятка яиц, равная 2Х р., обеспечивает уровень рентабельности 70 %.
Задание 3 Рассчитайте конечный результат (прибыль или убыток) от производства и реализации продукции, работ и услуг и уровень рентабельности по следующим данным: выручка от реализации за минусом налога на добавленную стоимость составляет 10 3ХХ 000 р., себестоимость реализованных товаров — 7 0ХХ 000 р.
Задание 4 Определите, при каких издержках на производство и сбыт единицы продукции ее цена, равная 900 р., обеспечивает 0,3 р. прибыли на 1 р. этих издержек.
Задание 5 Определите экономическую эффективность производства по показателям: уровень производительности труда, фондоотдача, уровень рентабельности, норма прибыли, используя данные табл. 1.
Таблица 1
Наименование показателя Хозяйство 1 Хозяйство 2
Стоимость валовой продукции, р. 4 6ХХ 000 3 6ХХ000
Численность работников в средне-
годовом исчислении, чел. 43Х 37Х
Стоимость (среднегодовая) основныхпроизводственных средств
сельскохозяйственного назначения, р. 58 309 000 453 799 000
Среднегодовая стоимость оборотныхсредств, р. 13 671000 16 800000
Полная себестоимость продукции, р. 14 678 000 17983 000
Прибыль от реализации продукции, р. 1508 000 1215 000
Сравните два хозяйства по этим показателям и сделайте выводы. Результаты расчета представьте в отдельной таблице.
6. Определите экономическую эффективность применения минеральных удобрений под сахарную свеклу по показателям: объем дополнительной продукции, полученной за счет применения удобрений, р.; дополнительный чистый доход, р.; уровень рентабельности применения удобрений, р.
Исходные данные для расчета перечисленных показателей эффективности:
прибавка урожая на 1 ц действующего вещества минеральных удобрений, 20 ц;
внесено минеральных удобрений 1,8 ц на 1 га;
3)из них минеральных удобрений в физическом весе:аммиачная селитра 1,5 ц/га;
суперфосфат 3,5 ц/га; хлористый калий 1,0 ц/га;
4)затраты на приобретение и доставку удобрений:аммиачная селитра 1020 р./ц;
суперфосфат 1160 р./ц; хлористый калий 1190 р./ц;
затраты на хранение и внесение удобрений 120 р./ц;
затраты на дополнительную продукцию 1,1 р./ц;
средняя цена реализации свеклы 358 р./ц.
Методические указания.
1. Стоимость объема дополнительной продукции определяется прибавкой урожая на 1 ц действующего вещества, вносимого на 1 га, умноженной на цену реализации свеклы.
Дополнительный чистый доход рассчитывается вычитанием из стоимости дополнительной продукции затрат на ее производство.
Затраты на производство дополнительной продукции складываются из расходов:
на приобретение и доставку удобрений;
хранение и внесение удобрений;
уборку и очистку дополнительной продукции.
4.Уровень рентабельности в процентах определяется делением дополнительного чистого дохода на дополнительные затраты.
Практическое занятие 7
Расчет заработной платы отдельных категорий работников
Цель: освоить методику и рассчитать заработную плату и расценки за 1 ц продукции
Задание 1.Рассчитайте расценки и начислите заработную плату трактористу-машинисту.
Тракторист-машинист I класса занят на посадке картофеля. Состав агрегата — МТЗ-82.1 с сажалкой КСМ-6. Сменная норма выработки — 5,9 га. Фактически посажено 6,Х га. За качественное проведение посадки картофеля в установленные сроки в хозяйстве предусмотрено начисление дополнительной оплаты в размере 35 % от основного сдельного заработка. Надбавка за классность установлена в следующих размерах: I класс — 20 %, II класс — 10 % от сдельного заработка. Тарифные ставки для оплаты труда
трактористов-машинистов в хозяйстве установлены в следующих размерах:
Разряд тракториста-машиниста 1 2 3 4 5 6
Тарифная ставка
оплаты труда, руб. 148,56 153,57 159,29 165,00 171,42 178,57
Методические указания.
По Справочнику по тарификации механизированных и ручных работ в сельском, водном и лесном хозяйстве определяют, к какой группе тракторов относится трактор МТЗ-82.1. Он относится к первой группе. Далее устанавливают, по какому разряду тарифицируется этот вид работы. Данная работа, выполняемая на тракторе МТЗ-82.1, тарифицируется по 5-му разряду. Дневная тарифная ставка для оплаты труда тракториста-машиниста составляет 171 р. 42 к. Определяют расценку за 1 га посадки картофеля. Для этого дневную тарифную ставку делят на норму выработки.
Основную заработную плату за выполненный объем работы находят путем умножения расценки за 1 га на фактически выполненный объем работы.
Затем определяют размер дополнительной оплаты за качественное выполнение работы (35 % от основного сдельного заработка).
После этого находят сумму заработной оплаты.
Далее рассчитывают размер надбавки за классность.
Наконец, находят общий размер дневного заработка тракториста-машиниста.
Задание 2. Электросварщиком ремонтной мастерской VI разряда, коэффициент разряда 1,8, отработано за месяц IXX ч. Работа выполнена качественно и в срок. Положением об оплате труда предприятия установлено премирование за высококачественное и своевременное выполнение работ рабочих ремонтной мастерской в размере 30% к тарифной ставке. Определите величину заработной платы данного работника за месяц.
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Методика выполнения
К заданию 2. Установленную на предприятии минимальную заработную плату за месяц умножают на коэффициент разряда и делят на 25,2 (среднее количество рабочих дней в месяце) при шестидневной рабочей неделе.
Дневную тарифную ставку делят на продолжительность рабочего дня (7 ч) и получают часовую тарифную ставку, которую используют при начислении заработной платы работника.
Задание 3. Тракторист-машинист 1 класса на тракторе МТЗ-82 с культиватором - растениепитателем КРН-5,6 выполнил междурядную обработку сахарной свеклы. При норме выработки 9,3 га обработал 10,Х га, Работа тарифицируется по V разряду, коэффициент разряда 1,6. Качество работы хорошее. Определите расценку за 1 га и рассчитайте заработную плату трактористу-машинисту.
Методика выполнения
Дневную тарифную ставку для оплаты труда тракториста-машиниста определяют аналогично заданию 2.
Расценка за единицу работы определяется по формуле:
Ред.пр. = Тст /Н в , руб.
где Редр. — расценка за единицу работы, руб.; Тст - дневная тарифная ставка, руб.; Нв - норма выработки, га. Заработная плата по тарифу рассчитывается умножением расценки за единицу работ на фактически выполненный объем работы. Затем начисляют доплату за классность и премию за качество работы.
Задание 4. На уборке зерновых культур в первые 10 дней сдельная расценка для оплаты увеличена на 100%. Трактористом-машинистом за рабочий день намолочено 3Х т зерна.
Норма выработки 12,Х га, видовая урожайность 22 ц с 1 га. Определите расценку за 1 т зерна и рассчитайте заработную плату тракториста-машиниста.
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Методика выполнения
Дневную тарифную ставку для оплаты труда тракториста-машиниста определяют аналогично заданию 2.
Чтобы определить расценку за единицу продукции, необходимо тарифную ставку разделить на норму выработки и урожайность (в тоннах).
При сдельно-прогрессивной системе труд работника в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх установленной нормы - по повышенным. Поэтому полученную расценку увеличивают на 100%, т.е. в 2 раза и рассчитывают заработную плату тракториста-машиниста за фактически намолоченное зерно.
Задание 5. Рассчитайте аккордную расценку за 1 ц продукции и фонд оплаты за продукцию, произведенную тракторно-полеводческой бригадой.
Тракторно-полеводческая бригада хозяйства выращивает следующие культуры: озимую пшеницу, ячмень, вико-овсяную смесь, картофель, кормовые корнеплоды, кукурузу на силос, многолетние травы на сено. Для бригады установлена аккордно-премиальная система оплаты труда.
Бригаде установлено задание — получить следующую урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га: озимая пшеница — 32; ячмень — 25; вико-овсяная смесь — 22; картофель — 140; кормовые корнеплоды — 320; кукуруза на силос — 285; многолетние травы на сено — 38.
В соответствии с технологическими картами тарифный фонд заработной платы в расчете на 1 га составляет, р.: озимая пшеница — 31Х; ячмень — 29Х; вико-овсяная смесь — 2ХХ; картофель —
20ХХ; кормовые корнеплоды — 20ХХ; кукуруза на силос — 1560; многолетние травы на сено — 285. В хозяйстве предусмотрено при определении расценки за 1 ц продукции тарифный фонд повышать, %: по зерновым культурам — на 35; картофелю — на 45; кормовым корнеплодам — на 40; по остальным культурам — на 25. По итогам работы тракторно-полеводческая бригада произвела следующий объем продукции, ц: озимая пшеница — 39ХХ; ячмень — 51ХХ; вико-овсяная смесь — 12ХХ; картофель — 79ХХ; кормовые корнеплоды — 21ХХ; кукуруза на силос — 35 ХХ0; многолетние травы на сено — 4ХХ0.
* Вместо символа X студент проставляет последнюю цифру шифра.
Вместо символа XХ студент проставляет две последние цифры шифра.
Шифр – номер обучающегося по списку
Методические указания.
Аккордные расценки за 1 ц продукции по культурам рассчитываются путем деления увеличенного тарифного фонда заработной платы на плановое количество данного вида продукции. Расчет производят по формуле
Р = (ФТ+К ∙ ФТ) / Q
где Фт — тарифный фонд заработной платы; К — коэффициент повышения тарифного фонда за продукцию; Q — плановый объем продукции.
Например: тарифный фонд заработной платы в расчете на 1 га возделывания озимой пшеницы составляет 315 р.; коэффициент повышения тарифного фонда за продукцию — 0,35; объем производства продукции с 1 га — 32 ц. Подставив данные цифры в вышеприведенную формулу, получаем расценку оплаты за 1 ц озимой пшеницы — 13 р. 29 к. ((315 р. + 0,35 • 315 р.)/32 ц).
Аналогичным образом определяют расценки за 1 ц продукции и по другим культурам.
В конце года по этим расценкам определяется общий фонд оплаты труда за фактически полученную продукцию. Для этого расценка за 1 ц продукции по данной культуре умножается на ее фактически полученный валовой сбор. Затем определяют общий фонд оплаты труда бригады
Практическая работа 8
Техника проведения деловых переговоров
Цель: познакомиться с методикой и составить план проведения деловых переговоров
Теоретический материал
Деловая беседа включает обмен мнениями и информацией и не предполагает заключения договоров или выработку обязательных для исполнения решений. Она может иметь самостоятельный характер, предварять переговоры или быть их составной частью.
Переговоры имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т.д.).
Основные элементы подготовки к переговорам:
определение предмета (проблем) переговоров,
поиск партнеров для их решения,
уяснение своих интересов и интересов партнеров,
разработка плана и программы переговоров,
подбор специалистов в состав делегации,
решение организационных вопросов и оформление необходимых материалов - документов, чертежей, таблиц, диаграмм, образцов предлагаемых изделий и т.д.
Ход переговоров укладывается в следующую схему: начало беседы - обмен информацией - аргументация и контраргументация - выработка и принятие решений - завершение переговоров.
Первым этапом переговорного процесса может быть ознакомительная встреча (беседа), в процессе которой уточняется предмет переговоров, решаются организационные вопросы, или встреча экспертов, предваряющая переговоры с участием руководителей и членов делегаций. Успех переговоров в целом во многом зависит от результатов таких предварительных контактов.
Заслуживают внимания шесть основных правил налаживания отношений между партнерами на предварительных переговорах и рекомендации по их реализации, предлагаемые американскими специалистами. Эти правила, кстати, сохраняют свое значение и в ходе ведения переговоров.
Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на переговорном процессе и способности принятия разумных решений.
Понимание. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки взаимоприемлемых решений.
Общение. Если ваши партнеры не проявляют большой заинтересованности, все же постарайтесь провести с ними консультации. Это позволит сохранить и улучшить отношения.
Достоверность. Ложная информация ослабляет силу аргументации, а также неблагоприятно влияет на репутацию.
Избегайте менторского тона. Недопустимо поучать партнера. Основной метод - убеждение.
Принятие. Постарайтесь принять другую сторону и будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.
Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат для управления ходом переговоров и выяснения точки зрения оппонента. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного вам решения. Существуют следующие виды вопросов:
Информационные вопросы предназначены для сбора сведений, которые необходимы для составления представления о чем-либо.
Контрольные вопросы важно использовать во время любого разговора, чтобы выяснить, понимает ли вас партнер. Примеры контрольных вопросов: «Что вы об этом думаете?», «Считаете ли вы также, как и я?».
Направляющие вопросы необходимы тогда, когда вы не хотите позволить собеседнику навязать вам нежелательное направление беседы. С помощью таких вопросов вы можете взять в свои руки управление ходом переговоров и направить их в необходимое вам русло.
Провокационные вопросы позволяют установить, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел. Провоцировать - значит бросать вызов, подстрекать. Эти вопросы можно начинать так: «Вы уверены, что сможете ...?»
Альтернативные вопросы представляют собеседнику возможность выбора. Число вариантов, однако, не должно превышать трех. Такие вопросы предполагают быстрый ответ. При этом слово «или» чаще всего является основным компонентом вопроса: «Какой срок обсуждения подходит вам больше всего - понедельник, среда или четверг?».
Подтверждающие вопросы задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если ваш партнер пять раз согласился с вами, то на решающий шестой вопрос он также даст положительный ответ. Примеры: «Вы придерживаетесь того же мнения, что ...?», «Наверняка вы рады тому, что...?»
Встречные вопросы направлены на постепенное сужение разговора и подводят партнера по переговорам к окончательному решению. Считается невежливым отвечать вопросом на вопрос, однако встречный вопрос является искусным психологическим приемом, правильное использование которого может дать значительные преимущества.
Ознакомительные вопросы предназначены для выявления мнения собеседника по рассматриваемому вопросу. Это открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Например: «На какой эффект вы рассчитываете при принятии этого решения?».
Вопросы для ориентации задаются, чтобы установить, продолжает ли ваш партнер придерживаться высказанного ранее мнения. Например: «Каково ваше мнение по этому пункту?»
Однополюсные вопросы - подразумевают повторение собеседником вашего вопроса в знак того, что он понял, о чем идет речь. При этом вы убеждаетесь, что вопрос понят правильно, а отвечающий получает время для обдумывания ответа.
Вопросы, открывающие переговоры, весьма важны для эффективного и заинтересованного обсуждения. У партнеров по переговорам сразу же возникает состояние положительного ожидания. Например: «Если я предложу вам способ, с помощью которого можно быстро решить проблему, ничем при этом не рискуя, заинтересует вас это?».
Заключающие вопросы направлены на скорейшее положительное завершение переговоров. При этом лучше всего сначала задать один-два подтверждающих вопроса, сопроводив их непременно дружеской улыбкой: «Смог ли я убедить вас в выгоде этого предложения?», «Убедились ли вы, насколько просто все решается?». А затем без дополнительного перехода можно задать вопрос, заключающий переговоры: «Какое время реализации этого предложения вас больше устраивает - май или июнь?»
Успешное ведение деловых бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к чужому мнению), конкретность.
Точность. Одна из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о вашей ненадежности в делах.
Честность. Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.
Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.
Умение выслушать. Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего.
Конкретность. Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.
Негативный исход деловой беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи.
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».
Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного - кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».
Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба. Используется с том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ.
Вопрос. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть добровольными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.
«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.
Ход работы
1 Задание. Изучите теоретический материал. Выпишите ответы на вопросы
Основные элементы подготовки к переговорам
Правила налаживания отношений
Этические нормы и принципы ведения переговоров
2.Задание. Составьте программу проведения деловых переговоров. Заполните форму (приложение1)
(приложение1)
Утверждаю: Генеральный директор _____________________ _____________________ "___"________ ____ г.
Программа
проведения деловых переговоров с представителями
"_______________________________________________________"
Формат мероприятия - деловая встреча руководителей компаний для обсуждения возможностей совместной деятельности по осуществлению __________ и реализации _________. На встрече планируется подписание договоров.
Список докладчиков:
1. ______________ - коммерческий директор "_________________";
2. ______________ - заместитель Руководителя по коммерческим вопросам "_________________".
1. "__"_________ ____ г.
Тема дня:
Проведение двусторонних переговоров
о возможностях организации деятельности по осуществлению ______________
и реализации _____________________
Прибытие представителей с 9.00 до 9.30
Открытие деловой встречи - 9.30
Регламент:
9.30 - 12.30 Переговоры
12.30 - 14.00 Обед в ресторане "_________"
14.30 - 18.00 Переговоры
Рассматриваемые вопросы
Маркетинг партнерских отношений в области ___________ и реализации.
Докладчик - ________________, коммерческий директор "______________".
Оценка эффективности коммерческого проекта по организации совместной деятельности на ____________.
Докладчик - _______________, заместитель Генерального директора по коммерческим вопросам "_____________".
2."___"________ ____ г.
Тема дня:
Проведение двусторонних переговоров
о возможностях организации совместной деятельности
по ______________________________
и реализации _____________________
Прибытие представителей с 10.00 до 10.30
Открытие деловой встречи - 10.30
Регламент:
10.30 - 13.30 Переговоры
14.00 - 15.30 Обед в ресторане "_________"
16.00 - 19.00 Переговоры
20.00 - 24.00 Заключительный прием в ресторане "________________________"
Рассматриваемые вопросы:
1) Результаты реализации целевой программы ______________ по изучению ____________. Докладчик - ___________, коммерческий директор "___________".
2) Оценка документации, подтверждающей права участников на _____________. Докладчик - ____________, заместитель Генерального директора по коммерческим вопросам "_____________".
3) Обсуждение спорных и формулирование согласованных позиций проекта договора.
4) Подписание итогового документа - _______________.
Исполнительный директор
"_____________________" __________/_____________
"___"________ ____ г.
Практическая работа 9
Принятие управленческих решений
Цель работы: Научиться принимать эффективные решения в конкретных ситуациях.
Приобретаемые навыки и умения: Студенты овладеют навыками принятия эффективных управленческих решений в заданных конкретных ситуациях.
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1 Управленческое решение: типы и требования.
2Этапы принятия управленческого решения.
3 Виды и классификация управленческих решений.
Методические указания
Для понимания практического задания рекомендуется ознакомиться с типовыми производственными ситуациями, что способствует повышению активности и заинтересованности студентов в процессе обсуждения производственных проблем. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер уравновешенный, спокойный, критичный к себе принимает, как правило уравновешенные или осторожные решения. Недоверчивые люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и часто даже рискованные решения. После согласования с исполнителями решение утверждается руководством фирмы. И если это произошло, то остается только выполнять его. Выполнение заданий студент начинает с изучения теоретического материала, руководствуясь справочной литературой.
Ход работы
Задание 1. Ознакомьтесь с исходной информацией.
Задание 2. Выберите альтернативу решения конкретной ситуации.
Задание 3. Примите наиболее верное управленческое решение.
Задание 4. Аргументируйте принятое решение.
Ситуация1. Вас недавно назначили начальником цеха. Идете по цеху и видите несколько рабочих о чем-то оживленно беседующих. Возвращаясь через 15 минут в цех, наблюдаете ту же картину. Что Вы предпримите? Ваши возможные действия ;1. Пройду не вмешиваясь, но сразу вызову мастера/бригадира/ и выражу недовольство поведения его рабочих.
2. Прерву беседу рабочих, сделаю им строгое внушение.
3. Сделаю им замечание и предложу немедленно вернуться на рабочие места.
4. Подойду, запишу их фамилии и объявлю в приказе по цеху замечание При повторном обучении дисциплины накажу более строго.
5. Вначале поинтересуюсь, о чем они говорят, потом выясню чем занята их бригада, какова загрузка в данный момент. Решение приму после вызова к себе мастера на основе полученных объяснений.
Решение:
Ситуация 2. Вы выступили на собрании. Ваши взгляды на отдельные проблемы критически встречены подчиненными. Как Вы будете вести себя, Ваши действия?
Решение:
Ситуация 3.Вы- начальник современного цеха. У Вас свободна должность мастера на участке точной измерительной аппаратуры. Имеются три кандидата на нее. Кого Вы изберете? Завтра нужно отдать приказ. Возможные кандидатуры:
1.Опытный квалифицированный рабочий. Возраст-37 лет. Образование- заочно учится на 3-м курсе института. Рационализатор. Вы очень хорошо знаете его организаторские и деловые способности.
2.Предложенная отделом кадров завода кандидатура молодого специалиста. Возраст-23 года. Окончил техникум, учится на 1-м курсе института.1-й год работал на аналогичном предприятии, только недавно демобилизовался из рядов Российской Армии.
3.Хорошо зарекомендовавший себя инженер из Бюро рационализации и изобретательства соседнего цеха. Возраст-30 лет. Имеет желание работать в Вашем цехе.
Решение:
Ситуация 4. Вы- мастер. Один из молодых рабочих Вашего участка, с которым нормальных взаимоотношений у Вас не сложилось, давал много брака. Причина Вам была ясна: работал он на новом, незнакомом для него станке, с полуавтоматическим управлением, а операции строил по- старому. Учиться не хотел и Ваши советы не выполнял. А послушать бы ему Вас и все пошло бы хорошо. Однажды Вы сказали ему об этом недовольным голосом. В ответ он огрызнулся:» Сам знаю, что делаю! За брак с меня, а не с Вас вычитают, сам разберусь!».Как Вы должны вести себя в дальнейшем с этим
рабочим? Обоснуйте ответ.
Ваши возможные действия:
1.Переведу на более простую и менее оплачиваемую работу.
2.Поставлю вопрос о нем на рабочем собрании.
3.Попытаюсь уговорить его изменить отношение к работе и выполнить мои советы. 4.Пока никаких действий к нему предпринимать не буду, подожду, может одумается, ведь молодой.
5.Найду в коллективе опытного рабочего, который сумеет убедить его начать учиться и покажет наиболее рациональные приемы работы.
Решение:
Ситуация 5. Вы - мастер. Работаете на участке 2-й год. Рабочий обратился к Вам с просьбой отпустить его на 4 дня, в связи с бракосочетанием. Почему на 4? – с недоумением спрашиваете Вы. «А помните, когда бригадир женился Вы ему разрешили отсутствовать 4 дня,- невозмутимо отвечает рабочий». Я могу отпустить Вас только на 3 дня согласно действующему законодательству».Однако, рабочий выходит на работу через 4 дня.
Как Вы поступите?
Возможные действия:
1.Сообщу в служебной записке начальнику цеха о нарушении трудовой дисциплины, пусть он решит, как поступить с нарушителем.
2. Потребую от него объяснительную записку, заставлю отработать 4-й день.
3.Поставлю ему в табеле прогул и сообщу об этом коллективу.
4.Предложу отработать пропущенный день, чтобы он не считался прогулом. Скажу ему, что бригадир тоже 4-й день отрабатывал.
5.В виде исключения оставлю нарушение без наказания. Ведь люди женятся не часто. Поздравлю с новой жизнью, счастьем.
Решение:
Ситуация 6. Ваш начальник – человек невоспитанный. Ему ничего не стоит в разговоре применить «грубое слово». Вы жаловались неоднократно директору, тот пообещал поговорить с ним, но изменений не произошло. Нередко придешь на работу с хорошим настроением, а его одним словом испортят. Ваши действия?
Решение:
Ситуация 7. Вы – мастер. На 8 часов 15 минут Вы вызвали подчиненного к себе для беседы по поводу его частых опозданий на работу. Однако совершенно неожиданно в это утро Вы сами опоздали и появились на участке лишь в 8 часов 30 минут. Подчиненный ждет Вас и с любопытством ожидает, как Вы себя поведете. С чего Вы начнете беседу с ним?
Возможные варианты:
1. Сразу же начну беседу с подчиненным. Потребую от него объяснений по поводу его частых опозданий.
2. Оправдаюсь перед подчиненным за свое опоздание, а потом начну беседу.
3. Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент.
4. Попрошу извинения, использую свое опоздание для обоснования
замечания. В беседе с подчиненным скажу, чего можно было бы ожидать от моей работы, если бы я опоздал также, как и он.
5. 5.Попрошу извинения и спокойно начну беседу. В случае необходимости объясню, почему опоздал сам.
6. Решение:
Ситуация 8. Два руководителя разговорились о том, как они дают указания подчиненным. 1-й сказал: «Главное, что сказано, а не как сказано. У меня нет времени, чтобы подбирать для каждого выражения»,2-й сказал: «Может быть у тебя народ такой обидчивый, а мне постоянно приходится придумывать как с кем лучше поговорить?» Какому руководителю Вы отдаете предпочтение и почему?
Решение:
Ситуация 9.В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный игнорирует указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?
Решение:
Ситуация 10.Руководитель отдела кредитования одного из российских
банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе. Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они 15 лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе-все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой «жилки», энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.
Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна восприняла внешне спокойно.
Другой кандидатурой на должность заместителя, как считала Татьяна Михайловна, являлась Надежда, которая после окончания вуза работала в ее отделе около 2-х лет. С первых дней своей трудовой деятельности Надежда быстро «вписалась» в женский коллектив отдела. Обладая острым умом и будучи чрезвычайно динамичной, Надежда очень скоро стала квалифицированным работником. Татьяна Михайловна полагала, что Надежде не хватало лишь усидчивости.
Неоднократно по собственной инициативе Надежда предлагала Татьяне Михайловне оригинальные решения, возникающих перед отделом проблем, с помощью которых удавалось достичь значительных результатов. Кому, по Вашему мнению, следует отдать предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевне или молодой сотруднице Надежде? Аргументируйте свое решение, постараясь «взвесить» достоинства и недостатки каждой кандидатуры. Какими качествами, прежде всего, должен обладать менеджер? Имеется ли специфика в работе заместителя начальника отдела банка, страховой фирмы, налоговой
инспекции и других предприятий?
Решение:
Вопросы для контроля
1 Что понимается под управленческим решением?
2 Цель принятия управленческого решения.
3 Факторы, повышающие эффективность принятия управленческого
решения.
Практическая работа 10
Решение и обсуждение задач по организации маркетинговых служб на предприятиях
Цель: освоить методику определения миссии предприятия, рассчитать объем рыночного спроса рыночную долю; подготовить рекламу сельскохозяйственной продукции; изучить различные принципы организации маркетинговых служб на предприятии
Методические указания
Коммуникативная эффективность определяется посредством проведения специальных исследований до и после выхода рекламы, связанных с восприятием, запоминанием и распознаванием рекламы.
Коммерческая эффективность рекламы (Эр) определяется как разница между прибылью, полученной от увеличения объема продаж, и затратами на проведение рекламной кампании:
Эр = (Пр - П0) - Бр,
где Пр — прибыль, полученная после рекламной кампании за определенный период времени (месяц, год); П0 — прибыль, полученная до проведения рекламной кампании за определенный период времени (месяц, год); Бр — израсходованный бюджет на проведение рекламной кампании.
Ход работы
Выполните задания
Задание 1.Сформулируйте миссию сельскохозяйственной организации, занимающейся производством элитных семян ранних сортов картофеля.
При определении миссии предприятия следует избегать как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости в определении миссии. Необходимо помнить, что миссия должна быть реалистичной; конкретной; основываться на специфических особенностях; стимулировать предприятие на достижение целей.
Не следует формулировать миссию предприятия как увеличение продаж или прибыли. Прибыль — всего лишь награда за осуществление полезной деятельности. Специалисты предприятия должны чувствовать, что их работа важна и облегчает жизнь клиента.
Задание 2 Молочный завод ориентируется на рынок сбыта в пределах административного района, в котором проживают 60 000 жителей. Маркетинговые исследования показали, что 20 000 из них проживают в сельской местности и обеспечивают потребности в молоке за счет ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Часть рынка молока (рынок организаций и часть розничного рынка) в размере 3000 чел. занята другими поставщиками молока. Определите:
а)объем рыночного спроса на молоко молочного завода на территории района, если известно, что в среднем каждый житель потребляет 200 г молока в день. Отпускная стоимость одного литра молока составляет 10 р.;
б)рыночную долю молочного завода на рынке молока в районе.
Подготовьте рекламу молочной продукции. Опишите ее с точки зрения содержания (сюжета) рекламы и дайте анализ текста:
а) анализ описания рекламы:
Критерий Описание
1. Наименование товара 2. Каналы поступления рекламы 3. Периодичность рекламы 4. На какую целевую аудиторию (сегмент рынка) направлена реклама 5. Сюжет рекламы (рекламного ролика) 6. Текст рекламы 7. Ключевые слова рекламы 8. Учет особенностей (традиций) российских покупателей 9. Использование логотипов, фирменных знаков и стиля б) анализ текста рекламного объявления:
Критерий Описание
1. Простота и ясность 2. Способность заинтересовать 3. Кратность 4. Отсутствие отрицания (частицы «не») 5. Здравый смысл 6. Аргументированность 7. Искренность 8. Оригинальность 9. Повторение наиболее значимых аргументов (ключевые слова) 10. Конкретные рекомендации 11. Отсутствие прямой критики конкурентов в) рассчитайте коммерческую эффективность рекламной кампании по условиям данного упражнения, если известно, что после соответствующей рекламной кампании потребление молока и районе повысилось на 20%. Расходы на проведение рекламной кампании составили 150 000 р. в месяц.
Задание 3. Составьте схему организации службы маркетинга по функциональному принципу.
Организация службы по функциональному принципу формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико, и они рассматриваются как некоторые однородности. На предприятии создаются специальные отделы, выполняющие все функции маркетинга: исследование рынка, планирование производства и маркетинга, управление сбытом, его стимулированием и т.д.
организации службы маркетинга по функциональному принципу используя следующие данные :Вице-президент
Отдел маркетинга
Отдел маркетинговых исследований
Отдел рекламы и стимулирования сбыта
Отдел сбыта
Отдел планирования ассортимента
Задание 4.Составьте схему организации службы маркетинга по товарному принципу.
Организация службы маркетинга по товарному принципу используется, когда фирма производит различающиеся товары или товарные группы, требующие особых производства, сбыта, обслуживания, что требует выделения специальных групп специалистов по маркетингу каждого из товаров.

При этом по каждому товару (товарной группе) имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Маркетинг конкретного товара большее значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. Основными функциями управляющего по товару являются:
· составление плана и бюджета маркетинга своего товара;
· прогнозирование возможных изменений на рынке товара;
· сбор информации и изучение деятельности конкурентов;
· координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;
· контроль над соотношением цен и соблюдением статей бюджета;
· введение новых товаров и снятие с производства старых.
5.Составьте схему организации службы маркетинга по рыночному принципу.
Для предприятий, реализующих свои товары на рынках с различными покупательскими предпочтениями, а сами товары требуют специального обслуживания, целесообразна рыночная организация службы маркетинга. При такой схеме оптимально учитываются потребности покупателей на конкретных сегментах рынка. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности.

4.Составьте схему товарно-рыночной организации службы маркетинга

Схема товарно-рыночной организации службы маркетинга
В рамках этой схемы - управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам - за развитие рынков для существующих и потенциальных товаров. Такая организационная структура оправданна на предприятиях с широкой номенклатурой товаров и большим числом рынков, на которых оно работает.
Задание 5. Выпишите преимущества и недостатки составленных схем

Сделайте вывод
При организации маркетинговой структуры предприятия необходимо соблюдение следующих основных принципов ее построения.
Принцип 1. Простота маркетинговой структуры. Чем проще структура, при прочих равных условиях, тем мобильнее управление ею и выше шансы на успех.
Принцип 2. Эффективная система связей между подразделениями. Это обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь.
Принцип 3. Малозвенность маркетинговой структуры. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем более оперативной оказывается передача информации как сверху вниз, так и снизу вверх.
Принцип 4. Гибкость и приспособляемость. Под влиянием быстрого изменения покупательского спроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения производства, а также других факторов изменяются характер и направление целей предприятия, способы их достижения.

Задания для закрепления
Задача 1.
Определите положение предприятия на рынке, если предприятие 1 реализовало на рынке за год товаров на сумму 520 млн.рублей; предприятие 2 – 340 млн.рублей; предприятие 3 - 180 млн.рублей. Всего за год на рынке реализовано товаров на сумму 2,5 млрд.рублей.
Задача 2.
Определите емкость рынка, если за год было реализовано товаров национального производства на сумму 7,5 млрд. рублей; импортного производства на сумму 3,6 млрд.рублей.
Установите последовательность
1.Расставьте понятия маркетинга по уровню важности:
а)рынок;
б)сделка;
в)потребительская ценность и удовлетворение потребностей;
г)товар;
д)запросы;
е)потребности;
ж)нужда.
2.Расставьте потребности человека по степени важности:
а)социальные потребности;
б)потребности самосохранения;
в)физиологические потребности;
г)потребность в уважении;
д)потребность в самовыражении.
3.Классифицируйте товары по степени удовлетворения потребностей покупателей:
а)товар в реальном исполнении;
б)товар по замыслу;
в)товар с подкреплением.
Установите соответствие
Концепции маркетинга определение
1).концепция совершенствования производства а)предполагает активный спрос на товары и услуги высокого качества с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками
2).концепция
совершенствования товара; б) предполагает, что предприятие добивается успеха среди потребителей товаров и услуг за счет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования: ведет поиск дополнительных каналов реализации продукции, принимает меры к повышению эффективности рекламы, вводит дополнительные поощрения продавцов, устанавливает определенные скидки с первоначальных цен товаров и услуг;
3).концепция интенсификации коммерческих усилий в) предполагает, что задачей предприятия является единовременное удовлетворение нужд и потребностей покупателей и общества в целом
4).концепция маркетинга г)предполагает, что потребителибудут благожелательны к тем товарам, которые широко распространены и доступны по цене;
5).концепция социально-этичного маркетинга д)предполагает, что основой достижения цели предприятия являетсяопределение нужд и потребностейцелевых рынков и отдельных покупателей товаров и услуг, их удовлетворение более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Стратегии SWOT-анализа: Определение
корректирующаястратегия;
а)как использовать сильные стороны организации для наиболее полного использования имеющихся возможностей на рынке;
конверсионнаястратегия.
б)как свести на нет слабые стороныорганизации или превратить их в сильные, как обойти препятствия или превратить их в возможности.
Средства воздействия на покупателей Определение
1).реклама а).неличное стимулирование спроса на товар (услугу) посредством распространения коммерчески важныхсведений о нем (ней), популяризации любыми возможными путями;
2).стимулирование сбыта б)представление товара в ходе личных контактов с покупателями в целях совершения сделки;
3).личная продажа в)комплекс мер по дополнительному стимулированию спроса на товар услугу) посредством мер поощрения;4)пропаганда г)форма неличного представленияи продвижения товара (услуг, торговой марки), прежде всего через средства массовой информации от имени производителя.
Контрольные вопросы:
1.Перечислите факторы, определяющие сегмент рынка?
2.Что такое ёмкость рынка?
3.Что такое доля рынка?
4.Что такое конъюнктура рынка?
Литература
Гражданский Кодекс РФ. – М.: Проспект, 2014 – 953с.
Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. - М: Финансы и статистика, 2013 – 175с.
Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. - С.-П., 2011 – 470с.
Карташова В. Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия) – М.: Приор-издат, 2014.
Крылова Г.И., Соколова М.В. Практикум по маркетингу. М.: ЮНИТИ, 2013 – 156с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2013 – 560с.
Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2014.
Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие. – М.: «Феникс», 2012.
Шепеленко Г.И. Экономика, организации и планирования производства. – М.: «Феникс», 2015.
Кейлер В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Чечевицына Л.Н. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: «Феникс», 2012.
Шевчук Д.А. Экономика организации: Учебн. пособие. – М.: «Феникс», 2012.
Сарафанов Е.В. Основы маркетинга: Учебник. – М.: «Феникс», 2013.
Герчикава И.Н. Менеджмент – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012.
Назаров Ю.А. «Основы менеджмента» - М.: Глобус, 2012