Конспект занятия по теме Масленаца (вторая младшая группа)


Конспект по теме Масленица.
(Вторая младшая группа)
1 день
«Проводы Зимы»
Цель: познакомить детей с народными традициями; организация досуга детей.
1. Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась.
2. Рассматривание картинки «Масленичные гуляния».
- Что это за праздник?- Зачем провожают Зиму?- Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?
3. Заучивание заклички.
Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет.
2 день.
«Соломенная Масленица»Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами; развивать
ловкость, быстроту.
1. Масленица зародилась на далеком Севере, и отцом этого праздника является Мороз. Она гласит, что человек в суровое время года заметил Масленицу, которая пряталась за сугробами, и позвал ее, чтобы она согрела своим теплом людей и развеселила их. И красавица с жирными от масла и румяными щеками пришла, согрела их сердце и кровь, и пустилась в пляс.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица - Маслена Авдотья Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело, а пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

2. Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать»
Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),И Степан приди,Да и Андрей приди,Да и Матвей приди,А МитрошечкаНу, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)Стала МашаГостей угощать (хлопайте в ладоши)И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)И Степану блин,Да и Андрею блин,Да и Матвею блин,А МитрошечкеМятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)Стала МашаГостей провожать (хлопайте в ладоши)Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)Прощай, Степан!Прощай, Андрей!Прощай, Матвей!А Митрошечка-до свидания.
3 день.
«Блины на Масленицу».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами.
1. Одной из главных версий считается, что появление слова "масленица" связано с традицией выпекания блинов. Русские люди пытались привлечь милость солнца и встречали его с блинами, которые и олицетворяли его. В то время считали, что чем больше блинов, тем скорее солнце начнет светить сильнее и теплее. 
- Какую форму имеет солнце? Блины?
- Кокого цвета солнце? Блины?
2. Подвижная игра «Карусель»Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки. содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков. развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать
создавать положительный эмоциональный настрой.Ход игры.Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.
4 день
«Блины своими руками».
Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами; развивать
мелкую моторику рук; воспитывать у детей интерес и
уважение к культуре русского народа.
- Какое главное угощение на Масленицу?- На что похожи блинчики?
1. Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».Ход игры.В центре круга - "Солнце" ( ребенок).
Дети хором произносят:Гори ,солнце, ярче -Летом будет жарче,А зима теплее,А весна милее. (Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг). 2. Изготовление блинов из соленого теста.
5 день.
Масленица широкая.
Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами; развивать
ловкость, быстроту, внимание воспитывать у детей интерес и
уважение к культуре русского народа. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. Давайте подрумяним наши блинчики, чтобы они совсем стали солнечными - раскрасим их. (Раскрашивание блинов из соленого теста желтой краской)
К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.Блин хорош не один.Блин не клин, брюхо не расколет!Как на масленой неделе из трубы блины летели!Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,На горах катаемся, блинами объедаемся!

-А на масленицу что едят?
- А почему?