Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования»


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
Методические указания
по проведению практических занятий
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
для студентов 2 курса специальности 36.02.01 «Ветеринария»
Преподаватель: Е.А. Сорокина
п. Верхнеозерский, 2014
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии ветеринарных дисциплин и
рекомендован к утверждению
Протокол № ___ от ________ 2014 г
Председатель: ________ Т.В. СеменкоСборник инструкционно-техноло-гических карт составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Специальность 36.02.01 «Ветеринария»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
_______________ Л.Н.АпеваловаКоличество часов лабораторно-практических занятий по дисциплине: 6 часов.
Составитель: преподаватель дисциплины «Экологические основы природопользования» ______________ Сорокина Е.А.
Данный сборник предназначен для студентов 2 курса специальности 36.02.01 «Ветеринария», изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования», составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины.
В сборнике содержится задания и рекомендации для выполнения лабораторных и практических работ, вопросы для самоконтроля. Особое внимание уделено технике безопасности.
Оглавление
1. Введение.
2. Инструкционные карты.
Тема 1.3 Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Практическая работа №1. Определение содержания углекислого газа в аудитории.
Практическая работа №2. Определение органолептических свойств воды.
Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранительный надзор
Практическая работа №3. Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
4. Литература.
4
5
5
5
7
10
10
13

Введение
Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм практико-ориентированной деятельности учащихся. Особое место занимают лабораторные и практические работы, проводимые в рамках учебных дисциплин естественнонаучного цикла.
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предусматривает проведение практических работ по изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние окружающей среды и экологическую ситуацию в целом.
Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.
Согласно рабочему учебному плану техникума на лабораторно-практические занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования» отводится 6 часов.
Для выполнения каждой работы требуется два часа при условии домашней теоретической подготовки студентов.
Все работы оформляются в специальных тетрадях для лабораторно-практических занятий. Необходимо указывать:
тему;
наименование работы;
цель занятия;
оснащение рабочего места;
литературу;
содержание работы и последовательность ее выполнения;
7) контрольные вопросы.
Критерии оценивания:
- задания сделаны на 60% - удовлетворительно;
- задания сделаны на 75% - хорошо;
- задания сделаны на 90% - отлично.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практического занятия №1
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Тема: Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.
Наименование работы: Определение концентрации углекислого газа в аудитории.
Цель работы: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во время занятий, закрепить умения производить обработку результатов, владеть терминологией темы.
Приобретаемые умения и навыки: умения определять концентрацию углекислого газа в аудитории во время занятий, обработку результатов, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, микрокалькулятор.
Литература: Константинов В.М. «Экологические основы природопользования».
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
Охарактеризуйте значение углекислого газа в природе и основные источники его образования.
Методические рекомендации:
Углекислый газ (оксид углерода (IV), диоксид углерода, СО2) – газ, выделяемый в воздух всеми живыми существами. Кроме того, огромные количества этого газа выбрасываются в воздух при сгорании топлива, при пожарах и т.п. Содержание СО2 в атмосфере непрерывно повышается в результате деятельности человека, что обуславливает, в числе других факторов, потепление климата (парниковый эффект).
Нормальное содержание СО2 в атмосфере составляет 0,03–0,04%. Диоксид углерода не оказывает токсического действия на живые организмы: растения усваивают его в процессе фотосинтеза. Однако, находясь в избыточном количестве в воздухе классной комнаты, он вызывает у учащихся снижение активности на уроке, повышенную утомляемость. А при концентрации СО2 на уровне 5% уже нельзя нормально работать и появляются признаки удушья (повышение концентрации углекислого газа в данной ситуации сопровождается соответствующим снижением концентрации кислорода, израсходованного при дыхании).
Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л СО2 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Для расчетов возьмите среднее значение — 30 л в час. Определить объем СО2, который выделился за время занятия, можно умножив 30л на количество студентов в группе и на время занятий (1,5 часа).
Далее необходимо пересчитать объем образовавшегося СО2 из литров в м3. Известно, что 1 л составляет 0,001 м3.
Концентрацию СО2 рассчитать так: объем образовавшегося СО2 поделить на объем аудитории и результат умножить на 100%.
Порядок выполнения работы:
1. Определение объема аудитории.
2. Определение объема выдыхаемого СО2 .
3. Расчет концентрации СО2 в аудитории.
4. Формулировка вывода о санитарно-гигиенических нормах ПДК СО2 в аудиториях во время занятий. Предельно допустимая концентрация для СО2 составляет 1%, но уже 0,1% при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.
Контрольные вопросы:
Какие меры можно предложить для снижения концентрации СО2 в аудитории?
Преподаватель: Е.А. Сорокина

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практического занятия №2
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Тема: Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.
Наименование работы: Определение органолептических показателей качества воды.
Цель работы: познакомиться с органолептической оценкой качества воды, закрепить умения производить обработку результатов, владеть терминологией темы.
Приобретаемые умения и навыки: умения производить органолептическую оценку качества воды, обработку результатов, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: пробирки с пробами воды, штатив для пробирок, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка.
Литература: Константинов В.М. «Экологические основы природопользования».
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
Каким основным требованиям должна отвечать питьевая вода?
Методические рекомендации:
Любое знакомство со свойствами воды, начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрением, обонянием, вкусом). Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость. Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды. Ее правильному проведению специалисты придают большое значение.
Мутность и цветность воды определяют, рассматривая пробирку на темном фоне при достаточном боковом освещении.
При определении запаха руководствуйтесь предложенными ниже таблицами.
Порядок выполнения работы:
1. Определение мутности (прозрачности)
Выберите подходящую степень мутности по таблице и поставьте номер пробирки:
Таблица 1
Степень мутности Номера пробирок
Мутность отсутствует Слабо опалесцирующаяОпалесцирующаяСлабо мутная Очень мутная 2. Определение запаха воды.
Поочередно открывайте пробки у пробирок (колб) с растворами и определяйте запах воды.
Таблица 2
Интенсивность запаха
Интенсивность запаха Характер проявления запаха Балл
Отсутствует Запах не ощущается 0
Очень слабая Запах слегка обнаруживаемый 1
Слабая Запах замечается, если обратить на это внимание 2
Заметная Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде 3
Отчетливая Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья 4
Очень сильная Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья 5
Таблица 3
Характер запаха
Символ Характер запаха Примерный род запаха
А Ароматический Огуречный, цветочный
Б Болотный Илистый, тинистый
Г Гнилостный Фекальный, сточный
Д Древесный Запах мокрой щепы, древесины
ЗЗемлистый Прелый, свежевспаханной земли
РРыбный Рыбьего жира, рыбы
С Сероводорода Тухлых яиц
Т Травянистый Сена, свежескошенной травы
Н Неопределенный Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения
По результатам наблюдений заполните таблицу, используя вышеприведенные данные.
№ пробирки (колбы) Оценка в баллах Запах
1 2 3 3. Определение цветности воды
1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.
2. Выберите из таблицы 3 наиболее подходящий оттенок.
Цветность воды
Слабо-желтоватая
Светло-желтоватая
Желтая
Интенсивно-желтая
Коричневатая
Красно-коричневатая
Другая (укажите какая)
Таблица 4
Контрольные вопросы:
Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о качестве воды источника.
Преподаватель: Е.А. Сорокина

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практического занятия №3
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Тема: Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранительный надзор.
Наименование работы: Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Цель работы: изучить правовые вопросы экологической безопасности.
Приобретаемые умения и навыки: умения работать с источниками информации, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: тетрадь, ручка.
Литература: Константинов В.М. «Экологические основы природопользования». Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
Назовите основные законодательные акты в области охраны окружающей среды.
Методические рекомендации:
Познакомьтесь с ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Для ответа на вопросы задания 2 используйте материалы Главы III ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Порядок выполнения работы:
Задание 1. Заполнить таблицы №1 и №2.
Таблица №1
Принципы природоохранной политики Главы и статьи ФЗ
«Об охране окружающей среды»
1.Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. 2.Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. 3.Рациональное использование природных ресурсов. 4.Соблюдение требований природоохранного законодательства в совокупности неотвратимости наказания за экологические нарушения. 5.Гласность в работе органов, занимающихся вопросами экологии, тесная связь с общественностью и населением в решении природоохранных задач. 6.Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды. Таблица №2
Права граждан в области охраны
окружающей среды Обязанности граждан в области охраны окружающей среды
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
Задание 2. Ответить на вопросы:
Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются:
к продукции производственно-технического назначения, товарам для бытовых нужд и технологиям их производства;
к потенциально опасным для человека веществам;
к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, контактирующим с ними материалам;
к продуктам, ввозимым на территорию РФ;
к организации питания населения;
к литьевой воде;
к атмосферному воздуху;
к эксплуатации производственных помещений;
к условиям труда;
к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека?
Контрольные вопросы:
1. Какие виды ответственности за нарушения санитарного законодательства предусматриваются законом?
2. Кто возмещает вред личности или имуществу граждан в результате нарушения санитарного законодательства?
Преподаватель: Е.А. Сорокина
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесников С.И. Экология: Учебное пособие.- М.: « Дашков и К», 2010 – 384с.
2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: «Академия», 2008, - 208с.
3. Маринченко А.В. Экология.: Учебное пособие/ А.В.Маринченко.- М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.- 328 с.
4. Николайкин Н.И. Экология: Учеб. для вузов/ Н.И.Николайкин, Н.Е.Николайкина, О.П.Мелехова.- М.: Дрофа, 2004.-624 с.
5. Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для студентов высших учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 320 с.