Краткосрочный план по физике на тему Первый закон термодинамики. Работа газа и пара при расширении.


Дата: Класс: 8 урок 19
Тема: Первый закон термодинамики. Работа газа и пара при расширении
Цель урока: : вывести первый закон термодинамики при тепловом явлении, рассмотреть применение первого закона термодинамики в процессах; формирование навыков по применению данных процессов в жизни, развивать использование физических терминов при объяснении явлении; воспитывать товарищеское отношение при работе в группах..
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение». Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу. 5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.
.Какие явления наблюдаются в жидкости перед тем, как они начинают закипать?2.Чем отличается кипение жидкости от испарения?3.При каком условии начинает кипение жидкости?4.Какое явление называют парообразованием?5.В каком случае парообразование называют испарением?6. Какой пар называют насыщенным?7.Какой пар называют ненасыщенным?8.Что называют точкой росы?9.Для чего служит гигрометр?10 Для чего служит психрометр? Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «Корзина идей» проводит первичное восприятие по данной теме.
Группа А( оценка 3) вопросы:
1.Какие явления наблюдаются в жидкости перед тем, как они начинают закипать?
2.Чем отличается кипение жидкости от испарения?
3.При каком условии начинает кипение жидкости?
4.Какое явление называют парообразованием?
5.В каком случае парообразование называют испарением?
6. Какой пар называют насыщенным?
7.Какой пар называют ненасыщенным?
8.Что называют точкой росы?
9.Для чего служит гигрометр?
10 Для чего служит психрометр?
Группа В (оценка 4)вопросы:
1.Формула для подсчёта количества теплоты.
2. Единица измерения удельной теплоёмкости вещества (Дж/кгС)?
3.Как обозначается удельная теплота сгорания (q)?
4.Если бы ваш дом отапливался печью, в которой можно сжигать любое топливо, то каким именно топливом вы бы запаслись на зиму? Почему? ( уголь или природный газ).
5. В холодильнике, в котором поддерживается температура 0С, поместили две бутылки: с водой и молоком. Замерзнет ли какое- ни будь из этих веществ? Почему?
6.Почему в сухом воздухе переносить жару легче, чем в сыром?
7.Пользуясь данными таблицы 6, определите, в каком состоянии при комнатной температуре должны находиться водород, эфир, спирт?
8.Почему продолжительность варки мяса до готовности не зависит от того, на сильном или слабом огне кипит бульон?
Группа С (оценка 5) вопросы:
1.Температура тела по абсолютной шкале 20 К . Чему равна его температура по шкале Цельсия?(t =Т-273)С .
2.Дано:
m =10 кг
t1 =300С
t2 =1000С
с= 4200 Дж/кг0 СQ-?
3.Дано:
m=5кг
r=1,4*10Дж/кг (аммиак)
Q-? (Найти количество теплоты необходимое для испарения аммиака) Демонстрируют свои знания.
На
Корзина
15 мин. IV. Актуализация знаний.
Работа в группах.
Каждая группа получает лист, на котором указанытеоретические задания и задачи. Теоретическаячасть содержит пять вопросов. Группа берет дляподготовки к ответу вопрос, соответствующий ееномеру. В практической части содержится десятьзадач по две на каждую из указанных тем в теории.Задачи расположены беспорядочно. Это означает,что учащиеся должны сначала найти задачи,соответствующие их теоретическому вопросу,затем решить. Дополнительные данные для решениязадач берутся из справочников.
После окончания работы групп вызываются по дваученика по очереди от каждой группы: одинотвечает теорию, другой пишет краткое условиеодной задачи на доске. (Другая задача этой группыможет быть проверена выборочно на этом же урокеили на следующем.) Отвечать теорию и объяснятьзадачи должны уметь все члены группы; поощряетсяиспользование дополнительного материала втеоретической части.
Задачи в тетрадях пишут все ученики.
Четкая организация работы приводит к активнойдеятельности всех ребят. Координаторы групп вконце урока сдают листы, на которых отмечаютвклад членов группы в ее работу.
Деятельность групп и отдельных учениковокончательно оценивает учитель.
Образец листа.
Практическая часть для группы
В цилиндре под поршнем находится 1.25 кг воздуха.Для его нагревания на 40С при постоянномдавлении было затрачено 5 кДж теплоты. Определитеизменение внутренней энергии газа.
0,02 кг углекислого газа нагревают при постоянномобъеме. Определите изменение внутренней энергиигаза при нагревании от 200С до 1080С (с =655 Дж/(кг К)).
В теплоизолированном цилиндре с поршнемнаходится азот массой 0,3 кг при температуре 200С.Азот, расширяясь, совершает работу 6705 Дж.Определите изменение внутренней энергии азота иего температуру после расширения (с = 745 Дж/(кг К)).
Газу сообщают количество теплоты, в результатечего он изотермически расширяется от объема 2 лдо объема 12 л. Начальное давление равно 1,2 106Па. Определите работу, совершенную газом.
В стеклянную колбу массой 50 г, где находилось 185г воды при 200С, вылили некоторое количествортути при 1000С, и температура воды в колбеповысилась до 220С. Определите массу ртути.
1,43 кг воздуха занимают при 00С объем 0,5м3.Воздуху сообщили некоторое количество теплоты ион изобарно расширился до объема 0,55м3.Найти совершенную работу, количествопоглощенного тепла, изменения температуры ивнутренней энергии воздуха.
В цилиндре под поршнем находится 1,5 кгкислорода. Поршень неподвижен. Какое количествотеплоты необходимо сообщить газу, чтобы еготемпература повысилась на 80С? Чему равноизменение внутренней энергии? (сv= 675 Дж/(кгК))
В цилиндре под поршнем находится 1,6 кг кислородапри температуре 170С и давлении 4·105 Па.Газ совершил работу при изотермическомрасширении 20Дж. Какое количество теплотысообщено газу? Чему равно изменение внутреннейэнергии газа? Каков был первоначальный объемгаза?
Сколько теплоты выделится при конденсации 0,2 кгводяного пара, имеющего температуру 1000С, ипри охлаждении полученной из него воды до 200С?
Цилиндр с газом помещен в теплонепроницаемуюоболочку. Как будет изменяться температура газа,если постепенно увеличивать объем цилиндра? Чемуравно изменение внутренней энергии газа, еслибудет совершена работа над газом 6000 Дж?
Проявляют интерес к изучаемому материалу.
Карточки
Учебник
10 мин. V. Закрепление урока.
С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление урока.
…2) Каждая группа получает задание. ( Каждый член группы получает текст, который различен по группам). См. Приложение 1раздаточный материал.
Ученики демонстрируют свои знания.
5 мин. VI. Итог урока. С помощью метода «Телеграмма» проводит итог урока. Заполняют таблицу «ИНСЕРТ»
Оценивание фишками  Проводит рефлексию.
- Скажите, добились ли мы цели, которую поставили перед собой?
- Чем сегодня на уроке мы занимались и что полезного вы узнали?
-Какую трудность вы ощутили в процессе выполнения заданий?
-Что вам понравилось? На стикерах записывают свое мнение по поводу урока, и отправляют своим одноклассникам телеграмму.
Оценивают работу своих одноклассников. Светофор
СтикерыТаблица «ИНСЕРТ»
2 мин.VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.Зима – прекрасное время года. Но иногда в зимний период случаются неприятности. Нарисуйте иллюстрацию на тему: «Осторожно, зима!» и подкрепите ее небольшим сочинением – описанием. Учеики записывают в дневниках. Дневник