Менеджмент в физической культуре и спорте. Сущность, цели


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Менеджмент физической культуры и спорта»
По теме:
«Менеджмент в физической культуре и спорте. Сущность, цели»
Исполнитель:
Жданов Евгений Евгеньевич
Москва 2017.год

Введение (с.3.)
Основные понятия и сущность спортивного менеджмента (с. 4-7.)
Цели и задачи спортивного менеджмента (с.8-10.)
Заключение (с.11.)
Список литературы(с.12.)

Введение
Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства”, экономика материально – технической базы и трудовых ресурсов сферы физической культуры и спорта, экономический анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций; основы и специфические особенности маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта.
За последние годы экономические отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать выпускникам физкультурных вузов. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут только высококачественные и отлично подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовит таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знаний экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания физкультуры и спорта в целом. В современных российских условиях содержание работы имеет практическую значимость, и является актуальной.

Основные понятие и сущность спортивного менеджмента
Спортивный менеджер - ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях. Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников физической культуры и спорта: тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т. д. В этом можно убедиться, проанализировав должностные обязанности различных категорий физкультурно-спортивных работников, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками. Так, например:
- тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом; обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы;
- инструктор по физической культуре учреждений образования организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения; организует и проводит с участием педагогических работников и родителей физкультурно - спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера; организует работу кружков и спортивных секций; осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта; организует деятельность физкультурного актива и т. д.
По данным исследования Д. Е. Несытова (2000), тренеры на организационную работу затрачивают до 10-12% рабочего времени, а старшие тренеры - до половины своего рабочего времени.
Управленческая деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возникает на определенной стадии разделения и кооперации их труда. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управляющих.
По данным государственной статистики, в настоящее время в России в физкультурно-спортивных организациях всех уровней занято 5,6 тыс. управленческих работников, из которых 2,8 тыс. - руководящие работники, т. е. спортивные менеджеры.
Каждая спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру. В ней есть управления, отделы, группы, команды и т. д. То есть в физкультурно-спортивных организациях существуют различные виды управленческой деятельности и определенная иерархия взаимоотношений и подчиненности. Поэтому в физкультурно-спортивных организациях бывают менеджеры разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:
- высший уровень (top manager) - это директора спортивных школ, генеральные директора спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т. п.;
- среднее звено (middle manager) - руководители управлений, самостоятельных отделов и т. п.;
- низшее звено (entry manager) - руководители отделов, секторов, рабочих групп, отделений и т. д.
Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности, выделяя, например, следующие их виды: менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер по финансам, менеджер-представитель спортсмена и т. д. В фитнес-клубах выделяют менеджеров по направлениям деятельности и по соответствующим программам. Например, финансовый менеджер, менеджер по продажам, менеджер по аквааэробике, менеджер персональных программ, менеджер по тренажерам и др.
Как видно, на современном этапе развития российского физкультурно-спортивного движения в физкультурно-спортивных организациях существует масса разнообразных должностей, занимаемых менеджерами.
Таким образом, сферой деятельности спортивного менеджера является отрасль физической культуры и спорта как совокупность организаций физкультурно - спортивной направленности, функционирующих в рыночных условиях.
Функции и роли спортивного менеджера. Спортивные менеджеры, являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, выполняют в организации ряд разнообразных функций. Среди них специалисты выделяют три ключевые функции.
1. Функция принятия решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия принятых решений.
2. Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде физкультурно-спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации.
3. Менеджер выступает в качестве руководителя физкультурно-спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов физкультурно-спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.
Требования, предъявляемые к спортивному менеджеру. Свойственные рынку неопределенность ситуации и риск требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных управленческих и научно-методических решений по поводу предоставления физкультурно-спортивных услуг населению и подготовки высококвалифицированных спортсменов. Профессионализм менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Проблемы и перспективы. Обобщение опыта показывает, что существуют реальные резервы улучшения подготовки качества молодых спортивных менеджеров. Это: освоение управленческих компьютерных технологий и информационного обеспечения в отрасли, углубленное изучение иностранного языка, расширение перечня изучаемых прикладных управленческих дисциплин, как то: организация работы офиса физкультурно-спортивной организации; аудит и бухгалтерский учет в физкультурно - спортивных организациях с выдачей соответствующего сертификата; культура речи и др.
Одна из основных и все более обостряющихся проблем обеспечения учебного процесса по специализации - это дефицит преподавательских кадров социально-экономического профиля. Низкий уровень зарплаты преподавателей в РГАФК не позволяет укомплектовать штат кафедры специалистами с современной социально-экономической и правовой подготовкой.
Обсуждая эту проблему, необходимо иметь в виду, что выпускники специализации - это специалисты по физической культуре и спорту, имеющие юридически закрепленное право вести непосредственную тренерско -преподавательскую деятельность.

Цели и задачи спортивного менеджмента
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для спорта в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности спортивного объединения или на основе общих целей или ориентиров. Цели обладают рядом характеристик: конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей; ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне - и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных; достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности спортивной организации или коллектива; взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели (цель спортсмена-победа в соревнованиях), не должны мешать достижению других. Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться. Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз:
1) выявление и общих для спортивной организации целей;
2) построение иерархии целей;
3)установление индивидуальных целей. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Классификация целей может осуществляться: - по охватываемой сфере (общая, частная цели); - значению (главная, промежуточная, второстепенная); - количеству переменных (одно - и многоальтернативная); - предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). Типичные результативно-хозяйственные цели: -стремление к доходу (если это коммерческие спортивные клубы); - стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); - стремление к увеличению оборота; - стремление к снижению расходов. Кроме того, могут иметь место общественные (оздоровление население), социальные цели. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача тренера), предметами (например, задача рабочего в спор зале), информацией (например, задача финансового директора). Важнейшей задачей менеджмента является организация спортивных секций и спортзалов с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Цели и ограничения выполняют следующие задачи: - функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым); - инструмент управления (руководящие требования); - критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив); - инструмент координации; - инструмент контроля;

Заключение
К сожалению, не смотря на усиливающееся с каждым годом внимание к профессиональному спорту, на теоретическом и практическом уровне спорт не рассматривается как самостоятельная сфера экономической деятельности.
Положение физической культуры точно, адекватно отражает социально-экономическую ситуацию в стране. И это является всеобщей закономерностью ее функционирования в любом государстве и обществе.
Вместе с этим объективно функционирует и другая закономерность; социально-целесообразного развития физической культуры и спорта в соответствии с потребностями государства, общества и отдельной личности.
С учетом действия этих взаимосвязанных и взаимодополняющих закономерностей функционирования физической культуры и спорта и проводится анализ современного состояния отрасли.
Важно отметить, что современный спорт невозможно представить обособленным, изолированным и функционирующим вне экономических отношений. В реальных условиях спорт базируется на кооперации, связывающей его и сопряженные с ним сферы деятельности. На основе такого взаимодействия различных отраслей и сфер деятельности возникает особая подсистема национального хозяйства, которую условно можно именовать «индустрия спорта».
Спорт высших достижений давно признан показателем социально-экономического развития государства и общества. И в этом направлении проблем в России больше чем достижений. Причины: не отвечающая современным требованиям материально-техническая база, низкий уровень социальной защищенности ведущих спортсменов и тренеров, отсутствие соответствующего научно-методического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности, отсутствие преемственности между спортом высших достижений и системой дополнительного физкультурно-спортивного образования.
Список литературы:
Андреев С. Н. Основы маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. № 5. С. 27—30.
Галкин В. В., Сысоев В. И. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2–е изд.– Воронеж: Изд–во Моск. Акад. экономики и права, 2000.– с.5–19.
Жолдак В. И., Сейранов С. Г. Менеджмент. — М.: Советский спорт, 1999.
Зубарев Ю. А., Сучилин А. А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Волгоград, 1998.
Зубарев Ю. А., Шамардин А. И., Москвичев Ю. Н., Ростокин Ю. А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. — Волгоград, 1999.
Кузин В. В., Кутепов М. Е. Мониторинг развития спонсорства российского спорта.// Теория и практика физической культуры и спорта, 1997.– № 2.– с. 50.
Перевезин И. И. Менеджмент спортивной организации. М.: «СпортАкадемПресс», 2002
Степанова О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2003