Классный час Самое драгоценное сокровище на земле — вода

МОУ «Смирновская СШ»






Подготовила:
Грачёва Нина Ивановна






2014
Цели: расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека,
животных;
повышать познавательную активность детей, прививать основы
экологических знаний;
познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;
воспитывать привычку бережного отношения к природе,
расширять кругозор.

Оборудование: рисунки облака, капелек, фотографии рек, озёр,
морей, океанов, рисунки учащихся на тему «Портреты воды»,
звуковой файл (журчание воды), сосуды с водой, лёд в формочках,
пластилин, снежинки, сосульки, облака

Ход классного часа

I.Оргмомент
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (Воды)
СЛАЙД1
Прослушивание аудио записи «Шум воды»
      - Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Куда вы попали? Где вы?
II.Основная часть:
СЛАЙД2
По инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО с 1993 года во многих странах мира 22 марта отмечается Всемирный день воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода- это жизнь».
В связи с постоянным ростом населения и развитием производства возрастает значение воды, необходимость её защиты. Надо всегда помнить о том, что ресурс воды не безграничны, наше здоровье и вообще жизнь прямо зависит от её количества и качества.
Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Зрительная гимнастика:
Где в природе мы можем найти воду? Где она бывает? Где путешествует?
Ребята, посмотрите вокруг и отыщите глазами карточки, в которых есть изображения различных состояний воды.

1.Чтение стихотворения о воде.

Учитель. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!

Ученик 1. В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2. Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких стройных елеё.
Рушится потоком селей.

Ученик 3. На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Ученик 4. Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Учитель. Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!
В озере её найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница вода!

2. Отгадывание загадок.

Облака, облака, всё летят куда – то,
Облака, облака, белые, как вата,
Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!
- Из чего состоят облака?
- Да, из капелек воды.
- На капельках написаны загадки о воде. Вы, ребята, берёте капельки, читаете загадку и все вместе отгадываете.

1.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(дождь)
2.Пушистая вата плывёт куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
( туча)
3. Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(снег)
4.Я вода, да по воде же и плаваю.
(лёд)
5.На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
(град)
6.Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает.
(роса)
7.Растёт она вниз головой.
Растёт не летом, а зимой.
Но солнце её припечёт-
Она заплачет и умрёт.
(сосулька)
8.Молоко над речкой плыло
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко.
( туман)
СЛАЙД3 Вода бывает в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном. Зачем нужна вода: жидкая, твёрдая, пар?
Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?
Рассказы детей.
После дождя кругом много воды: лужи, капли воды на листьях и траве. Но вскоре нет и их. Куда делась вода? (ответы детей она испарилась).
СЛАЙД4Демонстрация схемы круговорот воды в природе. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения пары воды или облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега на землю. Это явление называется круговорот воды в природе.

3. Значение воды для всего живого.
Много ли воды на земле? -
СЛАЙД5-6 Вода занимает ѕ поверхности земного шара. Общее количество воды на Земле не уменьшается. Но почему воду надо беречь? Вода в океанах и морях солёная. А людям, растениям, животным нужна пресная вода. С ней тесно связано все наше существование. Однако вода, используемая для питья, приготовления пищи, напитков и многих других пищевых продуктов - только маленькая часть обширного спектра ее применения. Без воды невозможно существование промышленного производства:
- на производство 1 тонны стали уходит до 280 тонн воды,
- чтобы получить 1 килограмм бумаги требуется 700 литров воды,
- для изготовления 1 автомобиля необходимо количество воды, в 50 раз превышающее его вес.
Остаться без воды, возможно, самое страшное, что может случиться с человеком и с человечеством в целом. Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Почему так много внимания воде? Потому что дороже воды нет ничего на свете! Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество, приложив усилия, найдет им замену: энергию и тепло могут давать и Солнце, и ветер, и даже морские приливы. А без воды не будет жизни на Земле! Из 100 л воды - 2 л пресной.
Из 6 млрд. жителей планеты почти 2 млрд. человек не имеют возможности пить чистую питьевую воду.
Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды.
Без воды невозможна жизнь любого организма на земле. По утверждению биологов, без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, а без воды не проживёт и 5 дней. Человек выпивает в день 1,5-2,5 литра воды .Наш организм на 70% состоит из воды .Например если человек весит 50 кг, то в нём 35 кг воды. Она входит в состав крови , лимфы, клеток.

СЛАЙД7 Минимальное количество воды, необходимое человеку для выживания - 0,5 литра воды в сутки.
В Москве в 2009 году расход воды на 1 человека в сутки составил 225 литров. Для сравнения - в Европе водопотребление на 1 человека в сутки - 120-160 литров. Значит, резервы для сбережения воды есть!
Если из вашего крана непрерывно капает вода, тоза 20 минут Вы потеряете 1 стакан чистой воды
Как же мы расходуем воду, которую берем взаймы у природы?
СЛАЙД8
Прием душа в течение 5 минут
100 л

Наполнение ванны
200 л

Стирка в стиральной машине (1 цикл)
150 л

Разовый слив в туалете
8-10л

Средний расход водопроводного крана
15 л в минуту


В каждом городе есть такое предприятие - ВОДОКАНАЛ, главная задача которого - обеспечивать жителей чистой и вкусной водой в достаточном количестве. Днем и ночью, в праздники и будни, не зная усталости, работают станции водоподготовки, очищая природную воду. Сотни насосов, неустанно подают в водопроводные сети чистую питьевую воду.
Какую воду нужно пить?
- Может и не стоит прилагать столько усилий, и пить грязную воду? Почему именно чистая вода нам нужна и зачем она нужна человеку?
Всемирная Организация Здравоохранения уже давно бьет тревогу: 80% своих болезней мы выпиваем вместе с грязной некачественной водой.

В первую очередь от воды зависит наше с Вами самочувствие в течение дня. Помимо утоления жажды, вода обладает прекрасным тонизирующим эффектом и в отличие от других напитков не имеет побочных действий.
Стакан воды взбодрит и освежит Вас, снимет усталость, тревожность, улучшит концентрацию и Ваше внимание.
От чистой воды зависит наша с Вами продолжительность жизни. Об этом свидетельствуют результаты американских исследований, согласно которым при постоянном употреблении чистой воды можно продлить свою жизнь на 8-10 лет.
- Что делать если из крана потекла ржавая вода?

"ОЧИСТКА ВОДЫ".

Учитель: Ребята, посмотрите в с водой баночку, мы налили масло, а в другой вода которую мы взяли из лужи.
Масло так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Учитель : Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Учитель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю ( показываю как сделать фильтр,
затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Учитель : У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Учитель : Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Куда же делось масло? Куда исчезла грязь?
Дети: Все масло и грязь остались на фильтре.

Учитель . Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Игра «Хорошо-плохо» Вода это хорошо. Почему?
Ответы детей: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Вода - это плохо. Почему? Ответы детей: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Большая часть воды загрязняется. Государство создаёт заповедники, заказники, используют очистные сооружения. - А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (ответы детей)
Стихотворение о воде Н. Троян «Не расходуйте воду напрасно!» (читает учитель)
******
Расскажи мне сказку о воде!
Знаешь, внученька, вода везде.
Осмотрись вокруг – озера и моря,
Без воды не проживет Земля твоя.
Воду ценит каждый человек,
Дерево не выросло б в век.
Птицы, звери тоже воду пьют,
Рыбки без водички не живут.
Как бы жили мы в своей квартире,
Если бы нам воду отключили?
Не умыться и не постирать,
Как тогда в квартире убирать?
Кушать, тоже варим на воде,
Что сказать? Вода – она везде!
Травка без водички не растёт,
Все живое без воды помрёт.
По морям не плыли б корабли.
И цветы на клумбах не цвели.
С речек орошаются поля,
Чтоб была красивою Земля.
Что ж, цени и береги водичку,
Расскажи о ней друзьям, сестричкам,
Что бы все про ценность эту знали.
И водичку зря не проливали.

4. Показ опытов.

- Вы знаете, что некоторые предметы плавают на воде. Если предмет лёгкий, то вода удерживает его на поверхности – на плаву. Огромные айсберги плавают в море, потому что лёд легче воды. Льды выдерживают даже вес белых медведей. Способность предмета плавать определяется его формой и весом. Металлические и стеклянные предметы в отличие от деревянных обычно не плавают.
- Я бросаю в воду кусок пластилина. Он утонул.
- А сейчас я пущу на воду лодочку, сделанную из такого же куска.
- Почему она плавает?
- Да потому, что поверхность лодки больше, чем поверхность куска пластилина, и поэтому она может держаться на воде. Предмет будет плавать лучше, если его можно наполнить воздухом.
- Все вы, наверное, видели на воде жука – водомерку. Они свободно бегают по воде. Это происходит потому, что поверхность воды похожа на тонкую, упругую плёнку, достаточно прозрачную, чтобы выдержать вес насекомого. Это явление называется поверхностным натяжением.

5. Знаете ли вы, что

1.Сколько океанов и морей на нашей планете?
Океанов – 4, морей – 54
2. Самое большое озеро на ЗемлеКаспийское море.
3. Самое глубокое озероБайкал.
4. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер равен 9 см.
5. Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
6. Великий снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США с 14 – 15 апреля 1921 года.
7. Самая короткая река находится в Америке. Её длина 134 метра.
8.А вы знаете, что вода бывает живой и мертвой?СЛАЙД9-11
9. Решение экологической задачи.
- Ребята, а вы знаете, что такое экология? Кто такие экологи?
(Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает)
СЛАЙД12-13
- Сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли экологов.
- Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества.
- Как это может отразиться на обитателях воды? Что предлагаете сделать?
СЛАЙД14

III . Вывод. Подведение итогов.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. В результате деятельности человека в реках Сена, Волга, Дунай купаться нельзя. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации (изменения): увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.
- Ребята, как нужно охранять воду? Вода украшает нашу природу.
Берегите её от загрязнения!
Экономьте её!
Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо дружить.
СЛАЙД15-17








~ 13PAGE \* MERGEFORMAT14215 ~




† Классный час
«Особенно
драгоценное
сокровище на Земле – ВОДА».Picture 215