Программа элективного курса по кабардинской литературе


Программа элективного курса
по кабардинской литературе
для 9 класса
«Адыгский этикет».
Разработала учитель
кабардинского языка
и литературы
Кажарова Залина ХамидбиевнаЦели элективного курса:
Ознакомить учащихся с основными элементами адыгских обычаев.
Научить их использовать эти обычаи в повседневной жизни.
Задачи курса:
Научить учащихся соблюдать адыгские традиции и обычаи, так как эти обычаи – это лицо каждого человека, каждой семьи, каждого рода.
Познакомить учащихся с древнейшими обычаями адыгов, с историей возникновения этих обычаев.
Донести до учащихся, что наши обычаи и наш язык – это мы, это наша история.
Ожидаемые результаты работы:
Учащиеся пополняют знания об обычаях и традициях адыгов, о воспитании их предков, и впитывают в себя все прекрасные черты своего народа.
Итоговая работа курса:
Открытый урок «Пускай живут адыгские обычаи».
Пояснительная записка.
Провести элективный курс под названием «Адыгский этикет» имеет большое значение. Мы ставим своей задачей познакомить учащихся с древнейшими традициями и обычаями, с историей своего народа.
В нашей современной жизни часто не хватает в людях многих человеческих ценностей, прежде всего, человечности, добродушия и благородства. Но этих ценностей стало бы намного больше, если бы люди помнили свои хорошие, веками отработанные обычаи, придерживались их, чтили и помнили. К нашему сожалению, молодежь не помнит, а может и не знает этих обычаев. В этом, возможно, есть и вина старшего поколения, родителей.
То, что не все адыги придерживаются старинных хороших обычаев и не все соблюдают традиции, очень пугает. Можно сказать, что это и стало причиной ввести этот элективный курс среди учащихся.
Мы надеемся, что дети после прохождения курса будут
- знать, что адыгские обычаи – это то, чем может гордиться их народ;
- уметь различать добро и зло, наполнят свою жизнь хорошими, полезными делами;
- придерживаться обычаев и традиций своего народа.
При подготовке курса больше всего мы опирались на этикет адыгов, традиции, часто встречаемые в повседневной жизни, уважительное отношение к старшим, к родителям, рыцарское отношение к женщинам.
Проведению элективного курса отведено 18 часов. Уроки, в основном, будут проходить в виде лекций. Но не только учитель будет говорить, учащиеся тоже будут высказывать свои мнения и суждения. А также уроки будут насыщены разнообразными играми, чтобы учащиеся больше увлеклись изучением курса.
Мы надеемся, что благодаря элективному курсу, учащиеся станут более воспитанными, будут чтить и хранить обычаи, станут больше уважать старших и будут примером подражания для подрастающего поколения. Чтобы выявить, был ли результат этого обучения, по окончании курса мы запланировали зачет для учащихся.
Тема 1: «Введение. Адыгский этикет. Адыгские обычаи».
- Истоки адыгских обычаев и традиций адыгов.
- Ученые, внесшие большой вклад в создание кабардинской письменности.
- Семья – есть основа для соблюдения обычаев.
- Наши обычаи и наш язык – это мы, наше прошлое, настоящее и будущее.
Тема 2: «Адыги – это кто?»
- Страна, где изначально жили адыги.
- Время, когда жили хетты.
- Имя, которое носил наш народ с 8 по 13 век.
- Страны, в которых проживали в это время адыги.
- Как называли адыгов с 13 века.
- В каких странах сегодня проживают адыги.
Тема 3: «Уважение и почитание старших – это древнейший и основной обычай адыгов».
- Адыгская пословица «Кто не уважает старших, в старости не будет уважаем».
- Высказывания известного немецкого ученого Кон Карла об адыгских обычаях.
- Какие нормы поведения существовали по отношению к старшим.
Тема 4: «Какие нормы поведения женщин существует по адыгским традициям».
- История жизни знаменитых известных адыгских женщин.
- Адыгская женщина была красива не только телом, но и душой.
-Воспитание девушек начинается с семьи.
- Правила, которые должны соблюдать адыгские девушки.
- Обычаи по отношению к женщинам.
- Адыгские женщины выделялись среди других своей красотой и воспитанием.
- Рыцарское отношение к женщинам.
- Кабардинские девушки – носители хороших адыгских традиций.
Тема 5: «Поведение в обществе».
- Как вели себя мужчины и женщины в обществе.
- Какое место в обществе занимали старшие.
- Поведение молодежи в обществе.
- Поведение родителей и детей в обществе.
Тема 6 : «Обычаи, соблюдаемые в дороге».
-Адыгские обычаи при встрече пеших.
- Адыгские обычаи при встрече конных.
- Обычаи, соблюдаемые при встрече конного с пешим.
- Какую честь оказывали старшим в дороге.
- Какую честь оказывали женщинам в дороге.
Тема 7: «Одежда адыгов».
- Национальная одежда наших предков.
- Кабардинская мужская одежда.
- Кабардинская женская одежда.
- Современная одежда кабардинцев.
Тема 8: «Музыкальные инструменты адыгов».
- Какое место занимают песни и музыка в жизни адыгов.
- Музыкальные инструменты в кунацкойадыгов.
- Современные музыкальные инструменты адыгов.
Тема 9: «Честь, достоинство и совесть».
- Честь, достоинство и совесть – элементы воспитания адыгского народа.
- Воспитанность- основа счастья.
- Воспитание современной молодежи.
Тема 10: «Терпимость адыгов».
- Сначала подумай, прежде чем говорить.
- Высказывания известных ученых о терпимости адыгов.
-Истории о терпимости адыгов.
Тема 11: «Взаимопомощь».
- Обычаи взаимопомощи у адыгов.
- Виды взаимопомощи.
- Помощь на поле, в постройке жилища.
Тема 12: «Обычаи, связанные с работой».
- Счастье в труде.
- Цена человека в его работе.
- Пот, хоть и соленый, но сладкий.
Тема 13: «Воспитание патриотического чувства у адыгов».
- Когда начинали воспитывать в детях чувство патриотизма.
- Способы воспитания у адыгов.
- Любовь к родной земле, к родному краю.
- Защита своей Родины – долг каждого адыга.
- Родина и мать неразделимы.
- Воспитание у современной молодежи чувства патриотизма.
Тема 14: «Обычай гостеприимства у адыгов».
- Высказывания известных ученых о гостеприимстве адыгов.
- Пословицы о гостеприимстве и их значение.
- Специальная кунацкая у адыгов и ее обустройство.
- Как вели себя гости и как вести себя в гостях.
Тема15: «Шагди - чистокровная кабардинская лошадь».
- Лошади – гордость адыгов.
- Коневодство – древнейшее и любимое занятие адыгов.
- Человек и конь – неотделимы друг от друга.
Тема 16: «Формы приветствий».
- Обычаи приветствия женщин.
- Приветствие путника.
- Приветствие за столом.
Тема 17: «Благопожелания на свадьбе».
- Пожелания молодоженам.
- Пожелания стороне жениха.
- Пожелания стороне невесты.
- Пожелания породнившимся.
Тема 18: «Пускай живут адыгские обычаи!».
(открытый урок)