Урок по технологии Романовски художественный текстиль 8 класс. Краеведеский модуль.

Тема урока: «Романовский художественный текстиль»
Цели урока:
образовательные - пополнить знания учащихся о народных ремеслах и промыслах сёл Ленино (Романово) и Троицкое , их особенностях, истории возникновения и развития.
развивающие - развивать самостоятельность мышления учащихся, умение делать выводы и заключения, художественный вкус, самостоятельность в получении нужной информации, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.
воспитательные - воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего города, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия самим.


Оборудование: таблица, проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
Ход урока:
Организационный момент: - проверка присутствующих;

- проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания:
С какими художественными промыслами мы познакомились на прошлом уроке:
- елецкое кружево,
- валяние из шерсти.
- лоскутное шитьё,
- вышивание.
- резьба по дереву и лозоплетение,
-липецкие узоры,
-добровская игрушка.
А что такое художественный промысел или ремесло?
(Народные художественные промыслы одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
На основе чего они возникли?
(Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу).
Что такое ремесло?
(Ремесло
·  мелкое ручное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанное на применении ручных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
Что такое промысел?
(Про
·мысел  занятие, с целью получения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи). 
В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов.
3.Сообщение нового материала:
Сегодня мы подробнее познакомимся с помыслами и ремёслами которые бытовали на территории наших сёл Ленино и Троицкое и основаны на применении ткани – романовский текстиль. Слад 1
К романовскому художественному текстилю относятся вышитые полотенца, романовский традиционный народный костюм, лоскутное шитьё и ткачество (ковроткачество). Слад 2
С полотенцами, у наших предков, были связаны все значимые для семьи события. Начиная с рождения ребенка, которого принимали на вышитое полотенце, свадебный цикл – изготовления невестой приданого, «Посада», как говорили в селах, до прощания с ушедшим в иной мир. Слад 3
Гордостью нашего села являются, на ряду с романовским костюмом, льняные полотенца вышитые тамбурным швом. Они назывались – «накрюшники», т.к. раньше с десяток таких полотенец вывешивались в праздники на крючки от двери к иконам как символ богатства и рукоделия. Это не просто предметы обихода, а истинно красивые вещи. Кроме того по узору можно «прочесть» странички жизни владельцев. Это для нас вышитый узор - символ, а для предков – оберег дающий силу и спокойствие.
В традиции вышивки тамбурным швом использовали всего два цвета: красный и чёрный. Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом(например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце, о здоровье и благополучии. Черный цвет имел жизненно важное, для крестьянина, значение земли.
Вышивка тамбурным швом отличается от других вышивок. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста. В форме круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.
Слад 4-7.Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Наши предки связывали образ дерева с центром вселенной. Верхушка дерева достигает неба - это правь (будущее). Ствол, где мир людей, - явь (настоящее). Корни мирового дерева находятся под землей, - это навь (прошлое).
Часто дерево имело плавные очертания, а по обеим его сторонам симметрично располагались ветви-завитки.
Нередок крупный узор с изображением разветвленного дерева с массивными цветами на концах веток, часто усложнен узорами из розеток и крестообразных фигур. Птицы неразрывно связаны с деревом и, как правило, их изображения включаются в композицию.
Иногда в изображение дерева включались антропоморфные черты, элементы дерева объединялись с элементами женской фигуры. Это было выражением одухотворения окружающей природы - характерной чертой древней культуры. Женская фигура может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня - Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Слад 8. В Липецкий край вышивка пришла из Тамбова, так как Липецк в те времена относился к Тамбовской губернии. Поэтому и шов, которым выполнялся орнамент, назывался «тамбовский» тамбурный. Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался «шов в цепки», т.е. шов цепочкой. Шов «цепочкой» представляет собой ряд петель, выходящих одна за другой. Они исполнялись при помощи иглы или крючка по нанесённому на ткань или примётанному с левой стороны ткани узору.
В XIX веке для этой вышивки были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью, они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина – «тамбурного шитья».
Слад 9. Вышивка выполняется тонким металлическим крючком и состоит из петель. Вышивальщицы работали «от клубка», стараясь элементы узора прерывать как можно реже.
Слад 10-11.Тамбур вышивался двумя способами. В одном случае тонкими нитями шились крупные петли, от чего шов мало возвышался над фоном и производил впечатление легко очерченной линии. Такой шов назывался «низкий тамбур».
Толстыми нитями делали мелкие петли, от чего шов становился рельефным и имел вид нашитого на фон шнура. Такой шов назывался «высокий тамбур».

Материал для вышивания узора был разнообразен, это и тонкая шерстяная ткань, и конопляное полотно и льняная материя. Впоследствии ткани стали выбеливать, чтобы вышивка смотрелась более красочно. Хотя основные цвета нитей, которые использовали в своих работах мастерицы, были красные и чёрные. При таком сочетании вышивка выглядела изыскано и лаконично. Основной цвет орнамента красный, а чёрный как бы оттенял детали узора, делая его более выразительным.



Слад 12.Романовский костюм.
Романовский костюм












Слад 13.Комплект костюма: рубаха, юбка, подшейник, головной убор, носивший название башлык или кокошник и обязательный атрибут, имевший особую значимость и по количеству отражающий материальное положение владелицы – стеклянные бусы. Достаток семьи также отражало качество материи, из которого был изготовлен костюм и количество атласных лент. В холодное время года женщины надевали замшевую корсетку и укрывались шерстяной попоной, совершая поездки в соседние села, например в храм села Сырское.
Отличительной особенностью романовского костюма являлось, то, что костюм был более позднего происхождения и относился к городскому типу – «парочка». Костюм шился из покупных тканей – атласа, сатина и украшался атласными лентами и вышивкой по «тюли». Именно эта вышивка по «тюли» тамбурным швом – делает этот костюм уникальным в своем роде. Также вышивкой тамбурным швом украшен и башлык. На башлыках очень часто изображалось древо жизни. 
Ткань, из которой изготавливался костюм, была разнообразной: праздничный вариант, в том числе, свадебный, выполнялся из атласа; каждодневный или выходной - из сатина, чаще красного цвета (красивый, благородный

Слад 14.Рубаха была расширенной книзу, плотной, с основой, чтобы придать костюму четкость линий. На полочке - складки, застроченные до средины. Горловина отделывалась обтачкой шириной 2 см. Грудка отделана атласной лентой присдоренной в многогранники и пришита к основе так, что место сборки не видно. Выполнялась отделка атласными лентами, пришитыми к основе. Из ленточек делали бант или украшение в виде цветка, круга. По линии атласной ленты пришивали кружево, собранное в мелкую складку, шириной 10-12 см. Тюль – это рюша белого цвета расшитая тамбурным швом 9выполнялся крючком). Вставки из кусочков атласных лент «червончики» вышивали тамбурным швом. Цвет ниток – белый.
На спинке заложены 2 складки на расстоянии 5 см в лево и вправо от центра. Атласные ленты (бухты) и тюль пришиты так же как на полочке. Низ рубахи отделан кружевом.
Рукав рубахи назывался «дутый». Простой, рубашечного покроя, вверху присборен в мелкую складку. Начиная с 3/4 рукава идёт отделка рюшка-ьюль, и две полосы атласных лент- зелёная и жёлтая. Низ рукава отделан белым кружевом.
Слад 15.Юбка широкая, состоящая из двух полотнищ, присборена на поясе в мелкую складку. Длина юбки 90 см. По низу юбки нашиты атласные ленты, между ними мелкие складки. Низ отделан кружевом.
Слад 16. Поверх юбки повязывали фартук. Он отличался разнообразием цветов. Ширина его 70см, длина 72 см. Приблизительно посередине вшита вставка с тюлью. Завершается фартук тюлевой рюшкой. По краям фартук обшит кружевом.
Слад 17.На шею надевали подшейник, чтобы не пораниться стеклянными бусами. Он представлял полоску ткани сложенной в двое. По одному краю идёт двойная рюшка – мелкие складки. Пришита петелька и пуговица.
Слад 18.Головной убор состоит из башлыка и наголовника. Сначала надевали наголовник. Он имееет полукруглую форму, на концах две тесёмочки-завязки. Край наголовника отделан белым шитьём. Заложенным в мелкую складку.
Слад 19.Башлык надевали на наголовник, под него убирали все волосы. Башлык завязывали на длинные завязки. Заднюю часть украшали вышивкой. В отделке использовались атласные ленты, бисер, нитки мулине, шнуры, бахрома. Наголовник и башлык носили замужние женщины, а молодые девушки покрывали голову платком.

4. Практическая работа
(На доске изображение фигуры девушки. На столах учениц шаблоны и ткань для изготовления романовского костюма для девушки).
С помощью шаблонов выкроить и украсить элементы одежды романовского костюма: кофта, юбка, фартук, кокошник. Украшение выполнить из кружев, лент, бус. (Работа в группах)
5. Рефлексия.
Из каких элементов состоит романовский костюм?
Что относиться к романовскому текстилю?
Как украшался костюм?
Из каких элементов состоял женский головной убор?
Какой головной убор носили девушки?
6. Выставление оценок, домашнее задание?









Бусы

Подшейник (заботка)

Рубаха

Юбка

Головной убор (башлык, наголовник)





Рисунок 12C:\Users\днс\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Image0012.jpg15