Тема: Как сохранить улыбку красивой?


Тема: "Как сохранить улыбку красивой?"
Цели:
Углубить знания детей о человеке как части природы, о строении зубов и их функциях.
Формировать у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.
Способствовать развитию основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевания ротовой полости.
Расширить кругозор детей, способствовать развитию памяти, внимания, мышления учащихся.
Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование и реквизит:
Небольшие зеркальца (по количеству учащихся).
Яблоки (по количеству учащихся).
Мильтимедийный проектор. Презентация.
Рисунки-маски (по количеству учащихся).
Плакат «Улыбки людей».
Запись песни «Улыбка».
Эпиграф на доске: Свои зубки сбереги, Сам себе ты помоги! И тогда улыбки свет Сохранишь намного лет!
Ход урока
I. Организационный момент. «Сотвори солнце в себе».
Учитель: В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к своей звёздочке лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Откройте глаза, встаньте, протяните руки вперёд и представьте, что ваше солнышко у вас на ладошках. Поиграем с солнышком (делают движение руками, имитирующее перекатывание шара). А теперь поднимем руки вверх и отпустим наше солнышко, пусть оно наблюдает свысока за нашей работой.
( на доске открываю аппликацию «Солнышко»)
II. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас очередной урок здоровья. На уроках здоровья мы учимся любить свой организм, заботиться о нём.
Мы продолжим разговор о зубах, который уже был начат на прошлом занятии.
А вот какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте её внимательно и постарайтесь найти ответ:
«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?»
У. Правильно, улыбкой.
Звучит фрагмент песни « От улыбки.
Как вы понимаете смысл слов, услышанных в песне «От улыбки станет всем светлей»
(улыбка дарит радость, поднимает настроение)
А какую улыбку можно назвать красивой?
(Добрая, открытая, радостная, нежная, с красивыми зубами)
Посмотрите на плакат, на фотографиях люди улыбаются. Давайте и мы широко улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент.
Д. Зубки.
У этих улыбающихся людей ослепительные, красивые улыбки! Это потому, что у них здоровые, а значит, красивые зубы. А ведь не на всякие зубы приятно смотреть.
Сегодня мы поговорим о том, что нужно делать, чтобы зубы не болели, и ваша улыбка была красивой.
Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала «Как сохранить улыбку красивой на всю жизнь?» Наш журнал не читают, а смотрят и слушают. Он сможет подсказать многим из вас, для чего нужны здоровые зубы. Итак, смотрите и слушайте. Слайд 1
II. Работа по теме урока.
Первая страница «Человек – часть природы».
Слайд 2
У. Самое сложное и удивительное из того, что есть на Земле – это человек. Человек – часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. В отличии от животных существо особенное: человек мыслит, обладает речью, трудится. Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Ответьте на вопросы:
С помощью какого органа вы видите, что изображено на экране? (Глаз.)
С помощью какого органа вы узнаёте о том, что залаяла собака, прозвучала мелодия? (Ухо. Органа слуха.)
Какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, цветов? (Нос. Орган обоняния.)
А теперь отгадайте загадки:
Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
Всю жизнь ходят на перегонки, а обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Руки, пальцы.)
Когда мы едим – они работают. Когда не едим – отдыхают. Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)
Знать свой организм нужно для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.
Вторая страница «Мы и наши зубы».
1. Упражнение «Что находится во рту?»
У. Ребята, возьмите в руки зеркальца, откройте ротики и рассмотрите полость рта. Что вы там увидели?
Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали. Какие они? Гладкие? Шершавые? Твёрдые или мягкие?
Представьте себе человека, у которого нет рта. Что не сможет делать такой человек?
Не сможет кушать, разговаривать, улыбаться.
Попробуйте откусить кусочек от яблока, закрыв передние зубы губами. Почему это не получилось?
Зубы откусывают и пережёвывают пищу.
Попробуйте сказать своё имя, слово «улыбка», не касаясь языком передних зубов.
Зубы помогают говорить.
Покажите, как бы вы улыбались, если бы у вас не было зубов или они были бы некрасивыми.
Зубы помогают нам красиво улыбаться.

Зубы – это такая же живая часть вашего тела, как руки, ноги или нос, например. А знаете ли вы, что зубы выполняют разные функции, они не одинаковы? Как называются вот эти зубы?
Резцы, клыки, коренные зубы.
Слайд 3
В полости рта мы видим только белую часть зуба, которая называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Между коронкой и корнем располагается шейка зуба. Она прикрыта десной. О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?
О коронке.
У человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, их ещё называют молочными зубами, их 20. Вторые – постоянные, их от 28 до 32. Смена зубов – это естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться. Но если каким – то образом вы потеряете постоянный зуб, на его месте другой уже не вырастет, поэтому эти зубы нужна беречь. Помните ли вы, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы делали? Расскажите.
(Дети рассказывают несколько историй о выпадении зуба.)
3. Рассказ учителя.
У. В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением молочных зубов.
Например, в Испании обычай таков: ребёнок кладёт вечером свой зуб под подушку, а ночью приходит мышонок и приносит ему деньги или подарок. Мышонка испанцы называют Ротансито Перес – Господин мышонок Перес. Другой испанский обычай: нужно забросить зуб на крышу дома, рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, чтобы взять зуб и принести новый.
Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись зуб в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.
У корейцев Ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Чёрная птица в Корее символизирует удачу.
Ребята, а чем покрыты наши зубы? (Ответы детей.)
Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск, предохраняет зубы от повреждений и забо
·леваний. Но она со временем разрушается.
Третья страница «Болят зубы – скорее к стоматологу!»
Стихотворение читает ребёнок. В небе солнышко светило, На лугах цвели цветы, Веселились дети лихо, Развлекались, как могли. Только Кате не до смеха: У неё во рту «потеха», Заболел молочный зуб, Рот «подушечкой» припух. Наша Катя не играет, На качели не бежит, Слёзы горькие глотает, Рот закрыла и молчит. Ей сочувствуют подруги, Утешают от души: «Не грусти, забудь о зубе, Нас попробуй – рассмеши» Только как же тут забыться, Боль мешает ей играть, Молоточком злым стучится, Как помочь её унять?
По всей вероятности, у Кати самая распространённая болезнь зубов – кариес. Слайд 4
Кариес – это разрушение зуба с образованием в нём полости (дырочки). Раньше эту болезнь называли «костоедой», потому что происходит постоянное разрушение, как бы поедание зуба. Лечение больного зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому, при появлении в зубе даже небольшой дырочки, советую вам сразу же обратиться к стоматологу.
Четвёртая страница «Полезные советы».
Слайд 5
1. Правила.
У. Запомните несколько правил борьбы с кариесом:
Чисть зубы 2 раза в день (утром и вечером), не забывай почистить язык.
Полощи полость рта после приёма пищи кипячёной водой. Можешь применить жевательную резинку без сахара (но жуй её не более 10-15 минут).
Как можно реже ешь сладости, не увлекайся газированной водой.
Меняй зубную щётку каждые 3 месяца.
Ходи к стоматологу 2 раза в год, и тогда у тебя будет ослепительная улыбка.
Чтобы не болели зубы, не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: кушать много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить молоко. Если вы будете регулярно употреблять все эти продукты, то получите все необходимые вещества и витамины.
2. Сценка «Бабушкин гостинчик».
Бабушка. Здравствуй, внучек! А я тебе гостинчик принесла. Очень полезный для зубов. Угадай, что здесь?
Автор. Потрогал Илюша бабушкин кулёк.
Илюша. В нём что-то удлинённое, твёрдое, на банан немного похожее
Автор. И нет, не угадал! В кульке оказалась морковка. А бабушка сказала...
Бабушка. У нас в деревне ребятишки любят хрумкать огурцы, яблоки, капустную кочерыжку, морковку. Овощи и фрукты чистят и укрепляют зубы. А у сластён, у тех, кто лакомится вафлями, конфетами, зубы-то чаще всего и болят.
Ребята, а как вы думаете, что вредно для зубов, чего нельзя делать?
Дети.
ковырять в зубах булавкой, иглой и другими металлическими предметами – для этого есть зубочистки, зубные нити;
откусывать нитки;
держать в зубах иголки, гвозди;
открывать зубами бутылки с газированной водой;
грызть твёрдые конфеты, ручки, орехи.
3. Чтение по ролям рассказа «Щёлк – орех раскололся».
– Во какие у меня зубы! – похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.
– И я так могу! – не выдержал Саша. Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Ещё сильнее напрягся. Щелчка не получилось.
– Ой, ой, ой! – закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал зуб.
У. Нет, зубы не щипцы для колки орехов!
Пятая страница «Кто как кусает?»
Слайд 6
У. Отгадайте загадку:
Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку Не проглотит лишь ерша.
Д. Щука.
У. Всем известна кусака щука! Рот у неё большой, а в нём полным-полно мелких и острых зубов. Растут они на верхней и нижней челюстях в несколько рядов. Все направлены назад – ужас! Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твёрдой чешуе, трудно удержать её в пасти, того и гляди вырвется.
Вьётся верёвка, На конце головка.
Д. Змея.
У. Ядовитые змеи кусают, когда нападают на добычу: мышей, лягушек, или когда защищаются. На верхней челюсти у них 2 ядовитых зуба-шприца. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. От яда может пострадать и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте её, обойдите. Не обижайте её и вас не укусят!
Эти строители – Речные жители. Пилят древесину, Строят плотину.
Д. Бобры.
У. У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. Такое свойство имеют зубы у бобров, белок, сусликов, мышей-полёвок.
Шестая страница «Берегите зубы!»
Слайд 7
У. А вы, ребята, запомнили, как нужно относиться к своим зубам? Сейчас я это проверю.
Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный ответ Говорите «нет, нет, нет». Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Не грызите лист капустный: Он совсем, совсем не вкусный. Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный ответ? Чтобы зубы укреплять, Полезно гвозди пожевать. Это правильный совет? Маме говорила Люба: «Я не буду чистить зубы». А теперь у нашей Любы Дырка в каждом-каждом зубе. Каков будет ваш ответ? Молодчина Люба? Блеск зубам чтобы придать, Нужно крем сапожный взять, Выдавить полтюбика И почистить зубики. Это правильный совет? Ох, неловкая Людмила На пол щётку уронила. С пола щётку поднимает, Чистить зубы продолжает. Кто даст правильный ответ? Молодчина Люда? Запомните совет полезный: Нельзя грызть предмет железный. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Навсегда запомните, Милые друзья: Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Зубы вы почистили И идёте спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? Был ваш правильный ответ, Что полезно, а что нет.
III. Итог урока.
Давайте подведём итог всему. О чём мы говорили на уроке. Как же сохранить улыбку красивой на всю жизнь?
Нужно заботиться о своих зубах, беречь их.
На ваших столах лежат рисунки-маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает. Давайте «оживим» их. А чтобы вам работалось веселее, я включу музыкальное сопровождение. (Звучит песня «Улыбка», дети «оживляют» маски.)
Итак, вижу, что ваши маски «ожили», (некоторые из них крепим на доску). Посмотрите, как светло и весело стало в нашем классе. А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу!
Если только рассмеяться, То настанут чудеса: От улыбок прояснятся И глаза, и небеса. Ну-ка. взрослые и дети, Улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете И светлее, и теплей!
Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь. Что вы будете помнить и применять те рекомендации, которые получили. Я довольна вами, благодарю вас за урок.
Используемая литература:
Газета «ПедСовет» №5, май 2005.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2005.
Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королёва. – М.: Медиа Сфера, 1996.

















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315