Внеурочное занятие на тему Откуда пришёл обычай украшать ёлку.


Внеурочное занятие «Откуда пришёл обычай украшать ёлку»
Цели:
- познакомить с историей появления обычая украшать ёлку;
- воспитывать интерес к культуре и истории народов разных стран, толерантность;
- расширить кругозор учащихся, способствовать обогащению их словарного запаса.
Планируемые результаты
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Метапредметные:
Регулятивные УУД: осмысление задачи, планирование этапов предстоящей деятельности;
-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при изучении темы;
Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
-делать предварительный отбор источников информации;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения;
- учиться выполнять различные роли в группе.
-ответы на незапланированные вопросы.
Предметные:  выделять существенные признаки предметов;
- классифицировать явления, предметы;
- обобщать, делать несложные выводы.
Оборудование: презентация, монитор; мультимедиа проектор; экран.
Ход занятия
Вводная часть.
1. Беседа по вопросам:
-Сегодня у нас много гостей и как, гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.
-Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же скорей, кружок!
Не будем зря время терять.
- Какой праздник приближается?
- Какие стихотворения вы знаете об этом удивительном празднике?
(3 стихотворения)
- Как мы готовимся к этому празднику?
-А почему мы наряжаем елку? ( Из поколения в поколение, из года в год, главным символом Нового года остается елка.)

- А знаете ли вы, откуда пришел обычай украшать ёлку?
-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (С историей появления обычая украшать ёлку)
-Что мы должны сегодня узнать на уроке? ( Познакомиться с историей появления обычая украшать ёлку)
-Какая же тема нашего занятия?(«Откуда пришел обычай украшать елку»)

-Итак, отправляемся в путь!
Основная часть.
- Ребята, какие источники Вам понадобятся, чтобы ответить на наш вопрос?
( Книги, энциклопедии, интернет).
-Какую цель мы перед собой поставили?
- Ребята, вам такое задание. У нас 3 группы. Каждая группа должна попытаться найти ответ на наш вопрос. Перед вами энциклопедии, телефоны.
- Зачитайте, пожалуйста, кто нашел ответ.
- Вы все отлично справились с заданием!
1. Рассказ учителя.
Обычай украшать ёлку очень давний - ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень была велика магия дерева. Появился он впервые у древних предков- кельтов (один из самых известных и загадочных древних народов). Они верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов, овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, их нужно было смягчить подарками. Именно поэтому жрецы кельтов (их называли друидами – (это священнослужители древних кельтов) и поклонялись деревьям, среди которых больше всего они выделяли ёлку. И чтобы упросить духов этого дерева помочь им собрать богатый урожай, чтобы сделать их добрее, кельты каждый год в конце декабря развешивали для них на ёлках самые разные "подарки".
Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки- символ плодородия, яйца- символ развивающейся жизни, орехи. Считалось, что наряженные т. о. ветки ели отводили злых духов и нечистую силу.
О поведали миру обо всем этом то ли волхвы (это люди, пользовавшийся большим влиянием в древности), то ли германские пастухи. Затем веселый обычай проник в замки и особняки. А там росли принцессы. Они выходили замуж за иноземных принцев( в другие страны , так было заведено)и передавали этот обычай в другие страны.
В России ёлки тоже появились не сразу. Вместо них в кадках выращивали к празднику цветущие вишни, так как сначала Новый год праздновали весной.
В 18 веке при царе Петре І появился обычай на Новый год украшать жилище еловыми ветками. Она то угасала, то возрождалась вновь. Считается, что украшать елку игрушками стали проживающие в Санкт – Петербурге немцы лет 150 назад. Русским этот обычай понравился, и они стали устанавливать елки в своих домах. На елку вешали конфеты, пряники, завернутые в фольгу орехи и яблоки. Многие игрушки делали сами из бумаги, картона и ваты. На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай. На ветках горели восковые свечи, потом их сменили электрические гирлянды. А блестящие шары появились чуть более 100 лет назад. Сами же ёлки появились намного позже - только в 30-х годах 19 века. Они стали главным украшением и городских, и деревенских домов в этот замечательный праздник.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( зимняя разминка)
Закрепление.
-Ребята, какая цель была на уроке?
- А теперь вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии.
- Мы проведем викторину.
-Каждой группе по очереди буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ – новогодняя игрушка.
1 гр.- Кто впервые стал украшать деревья?
(кельты)
2 гр. - Почему кельты украшали деревья?
(Они верили, что в деревьях обитают духи)
3 гр.- Чего ожидали кельты от духов, развешивая для них на ёлках «подарки»?
(Помощи в сборе богатого урожая)
1 гр.- Какие деревья выращивали раньше в России в кадках к началу нового года?
(вишни)
2 гр.- Кто ввёл обычай на Новый год украшать жилище еловыми ветками?
(Пётр I)
3 гр.- Чем украшали елку в старину?

- Сколько игрушек заработала каждая группа? Вы все отлично справились с заданием.
-Что является главным украшением елки?
-Сейчас и мы с вами изготовим новогоднюю игрушки на елку?
У вас на столах лежат диски, мишура, лента. Берем диск. У вас на дисках 2 отверстия. Через большое отверстие обматываем вокруг диска мишуру. А через маленькое - проденем ленточку.
-Замечательные получились у нас новогодние игрушки. Что вы будете делать с этими игрушками? (Подарим в память гостям о нашем занятии).
-Согласна с вами.
IV. Итог.
- О чем мы говорили на нашем занятии?
-Откуда же пришел обычай украшать елку?
- Как же быть! И праздника хочется с нарядной ёлкой, и дерево жалко рубить. Как поступить, чтобы защитить эти красивые деревья от вырубки? (Будем наряжать искусственные ёлки).
-Ребята, и мы сейчас с вами украсим нашу елочку.
Рефлексия.
-Ребята, на столах лежат игрушки 3-х цветов. Каких цветов?
-Если вам было интересно на занятии, повесьте на елку красные шары;
- если вам все было уже знакомо- желтые шары,
- кто-то хочет поделиться своими знаниями по теме - синие шары.
-Вы согласны с моим мнением?
--Молодцы! Мы все отлично поработали. У нас и синие шары оказались на елке? Кто готов поделиться со своими знаниями.
Я хочу вам и гостям пожелать, чтобы ваша ёлочка в доме была самой яркой, самой нарядной, настроение - самым праздничным, а праздник был самым весёлым.
Вас всех поздравляю с Наступающим Новым годом!
Песня «В лесу родилась елочка».