Интеллектуально-развлекательная игра по литературе для 9-10 классов Брейн-ринг


Брейн-ринг для 9-10 класса в рамкахНедели русского языка и литературы
Цель игры:
Воспитание у учащихся бережного, внимательного отношения к родной литературе.
Развитие интереса к осознанному изучению предмета.
Воспитание чувства уважения к родной культуре.
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся и логического мышления.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер.
Описание игры
ВНИМАНИЕ!!! На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Ответы на блиц-вопросы даются сразу, без обсуждения. Каждый ответ оценивается от 0 до 1 балла.
Первый блиц (10 класс)
Угадайте героев, произведения и авторов.
1. «Он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».
2. «Лицо длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
3.
Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? Оно приятно, звучно; Но с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей.
Ответы на первый блиц
1. Раскольников, «Преступление и наказание», Достоевский
2. Базаров, «Отцы и дети» Тургенев
3. Татьяна, «Евгений Онегин», Пушкин
Первый блиц (9 класс)
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие изречения?
– «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
– Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
2. Персонаж какого произведения получил от отца следующее наставление:
«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам».
3. « У нее такие бархатные глаза – именно бархатные… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в ее лице и есть хорошего».« Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась».
3. « … очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо поразило меня своей выразительностью… « Она вверилась мне снова с прежней беспечностью,- и я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть».Ответы первый блиц
1. Митрофан, «Недоросль», Фонвизин
Фамусов, «Горе от ума», Грибоедов
2. «Мертвые души», Чичиков
3. Княжна Мери – героиня повести «Княжна Мери» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».3. Вера – героиня повести «Княжна Мери» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Вопрос первый (10 класс)
Кому посвящены эти строки и кто их автор?
Исполнились мои желания.Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна..,Чистейшей прелести чистейший образец… (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)
Вопрос первый (9 класс)
О чем идет речь?
Им уже очень много лет, они вырастили тысячи поколений детей, помогли миллионам взрослых. Многие в них верят, другие считают, что они только врут…
Они делятся на фольклорные и авторские…
Они бывают бытовые, волшебные и о животных…
                                                                (Сказки)
Вопрос второй (10 класс)
Перед вами карточки с «обновленными» названиями известных произведений русских писателей. Восстановите их истинные заголовки и укажите авторов.
«Предки и бэби», «Тинэйджер», «Записки «чайника», «Шнобель», «Не в свою тачку не садись», «Мочиловка и залет», «Кому на Руси кайф?»
Ответ второй
«Отцы и дети» Тургенева, «Подросток» Достоевского, «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Нос» Гоголя, «Не в свои сани не садись» А. Островского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова.
Вопрос второй ( 9 класс)
Продолжи строки…
Вкус, батюшка, отменная манера;         На все свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется,         Что по отцу и сыну честь;(Грибоедов)
Вопрос третий ( 10 класс)
Продолжи строки…
О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..
(Тютчев)
Третий вопрос ( 9 класс)
ПЕРЕВЁРТЫШИ
Зачитывается перевёрнутое название произведения, задача команды – дать правильный ответ, назвать автора произведения.
Синяя бейсболка – «Красная Шапочка» Ш. Перро
Счастье от глупости – «Горе от ума» Грибоедов
Летний вечер – «Зимнее утро» Пушкин
Вопрос четвертый ( 10 класс)
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
(Тютчев)
Четвертый вопрос ( 9 класс)
Кому посвящены эти строки?1. Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты. (А. Пушкин, Анне Петровне Керн)
Вопрос пятый ( 10 класс)
Островский часто использует фамилии действующих лиц для характеристики своих героев. Докажите, что фамилии представителей “тёмного” царства – Дикой и Кабанова (Кабаниха) - “говорящие”. Объясните их значение. Приведите примеры из текста (действие 1, явление 1, 3).
Ответ. Дикой “ни за что человека оборвёт”, “уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать ещё! Унять-то его некому, вот он и воюет”. После того как Дикого обругал один гусар, “домашние две недели прятались по чердакам и чуланам” (грубый, невежественный). “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются…” (жадный, скупой).
Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем” (грубая, жадная); убеждена, что “без страха и порядка в доме не будет” (властная, деспотичная).Фамилии героев “говорят” об их манере поведения, общения, образе жизни.
Вопрос пятый ( 9 класс)
Назовите значение слова «Алкать»…
(Кричать / жаждать / бежать)
Вопрос шестой ( 10 класс)
Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Раскройте его образ через портрет, интерьер, характер и взаимоотношения с другими героями (часть 1).
Ответ. “Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него”.
“По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память”.
По характеру герой мягкий, добрый, робкий, а главное - ленивый. Он не привык к движению, жизни, многолюдству и суете; боялся любви, чуждался женщин.
К Обломову приходят гости: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Штольц. Он встречает их, лёжа на диване.
Вопрос шестой ( 9 класс)
Как А.С. Пушкин характеризует дружбу Владимира Ленского и Евгения Онегина?
Ответ: они сошлись волна и камень, стихи и проза, лед и пламень….От делать нечего друзья)Вопрос седьмой ( 10 класс)
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.
ОМОН + ГОЛ → М _ _ _ _ _ _  (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)(Монолог.)
Вопрос седьмой ( 9класс)
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.
РЕПА + ЛИК → Р _ _ _ _ _ _  (Ответное  небольшое  высказывание  одного из действующих лиц пьесы.)
(Реплика.)
Вопрос восьмой ( 10 класс)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ОМОНИМЫ
Не только изгиб морского берега, но персонаж пьесы М. Горького «На дне».
(Лука.)
Вопрос восьмой ( 9 класс)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ОМОНИМЫ
Не только купол церкви, но и раздел книги.
(Глава.)
Вопрос девятый ( 10 класс)
Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?
(Да, годы его жизни в арабской записи -  1799-1837.)
Вопрос девятый ( 9класс)
Какой математический закон, известный всем с младших классов,  стал популярной пословицей?
(От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Это переместительный, или коммутативный закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами a +b = b + a, ab = ba.)Вопрос десятый ( 10 класс)
Шуточные вопросы
В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?
(Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».)Вопрос десятый ( 9 класс)
Шуточные вопросы
Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?
(Ноль.)
Игра со зрителями.
Из какого произведения эти крылатые выражения? Назовите автора и произведение.
Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев) 
Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров) 
Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов) 
Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин) 
Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери) 
Как называется поучительный вывод, мудрая мысль, заключенная в басне?
                                                                (мораль)
Найдите лишнее: роман, повесть, поэма, рассказ
                                                                (поэма, это стихотворный жанр)
Как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение?
                                                                (омонимы)
Как называется поучительный вывод, мудрая мысль, заключенная в басне?
                                                                (мораль)
Найдите лишнее: роман, повесть, поэма, рассказ
                                                                (поэма, это стихотворный жанр)
Как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение?
                                                                (омонимы)
◘ Какой сказочный герой ещё с советских времён утоляет жажду российских ребятишек?
(«Буратино» - газировка.)
◘ Российские программисты доказали, что Карлсон - это компьютерный глюк! В чём заключается их доказательство?
(Карлсон появляется только тогда, когда у Малыша открыты окна - windows.)
◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»?
(«Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.)
◘ За что математики очень любят эпиграммы и эпитафии?
(За то что в них есть их любимое число Пи - : эпиграмма, эпитафия.)
◘ Дантист - это литературовед, специализирующийся по творчеству Данте, или зубной врач?
(Зубной врач.)
◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность?
(Второе.)
◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера?
(Второе.)
◘ Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?
(Работник театра, занимающийся гримировкой артистов.)
◘ Хоббит - это человек, у которого есть хобби, или сказочный персонаж?
(Сказочный персонаж Джона Толкиена.)
Продолжите гоголевские афоризмы
“Чему смеётесь?.. (Над собой смеётесь)”
“Александр Македонский — герой… (но зачем же стулья ломать?)”
“Есть ещё порох… (в пороховницах)”.
“И верёвочка в дороге… (пригодится)”.
“Ведь на то и живёшь, чтобы срывать… (цветы удовольствия)”.