Урок внеклассного чтения Люблю тебя, мой край родной.

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22 » станицы Незлобной Георгиевского района Ставропольского края










Урок внеклассного чтения

«Люблю тебя, мой край родной».









Подготовила и провела учитель-дефектолог - Черва Раиса Ивановна






















Цели урока: Познакомить учащихся со стихотворением
Г. С. Фатеева, ставропольского поэта. Работать над выразительным чтением, повторить длинные и короткие паузы, логическое ударение. Формировать умение озаглавливать текст, определять его основную мысль.
Коррекция воображения через словесное рисование, зрительного восприятия через игру.
Воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю, к селу (городу), к людям.

Методические приёмы: игра, беседа, словарная работа, словесное рисование, работа с текстом, анкета, практическая работа.

Оборудование: картинки на тему «Город - село», книга «Литература Ставрополья», портрет Г. С. Фатеева, бумага для анкет, набор открыток «Ставрополь».

Ход урока

I.Оргмомент. Игра «Город - село». Задание: разделить эти картинки на две группы.
Село. Город.
молоко транспорт (трамвай)
хлеб завод
мясо многоэтажные дома
комбайн скверы и парки
поле фонтан
овощи евросеть

Вывод: город и село – хорошие соседи. И живут они едино: село – для города, а город – для села.

II. Рассказ учителя с элементами беседы.
У каждого человека в детстве были и есть свои речка, лес, родник, поле. С них начинается Родина. Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является. В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Ещё одна важная ступень – любовь к своему народу, к своей стране.
- А в какой стране мы живём? (России)
- Да, это большая Родина.
- А что мы считаем своей малой родиной? (свой край, своё село, свой дом)
Богата талантами ставропольская земля. Сколько творческих людей живёт на ней: художников, композиторов, поэтов. Их произведения проникнуты горячей любовью к большой и малой Родине.
- И тему сегодняшнего урока мы так и назовём:
«Люблю тебя, мой край родной!»
И здесь мне хочется привести слова Р. Гамзатова:
Кто край свой не чтит с постоянством сыновьим,
Тому не понять и далёкие земли.
Кто отчему дому не внемлет с любовью,
Тот глух и к соседям, тот братству не внемлет.
В этом стихотворении поэт призывает к дружбе народов, к братству, жить в мире со своими соседями: Кубанью, Грузией, Чечнёй и др.

III.Словарная работа.
Не чтит – не любит, не ценит.
Отчий дом – край отцов, дедов.
Не внемлет – относится к чему – то без внимания.

IV.Практическая работа.
1.Задание: У вас на столе есть листок с четверостишием. Возьмите в руки карандаш. Над теми словами, которые я выделяю голосом, будете ставить вот такой знак , что значит логическое ударение. Расставьте паузы:
| - короткая пауза.
|| - длинная пауза.
2. Выразительное чтение по данной разметке (2 человека, хором).
3.Чему нас учат эти строки?
Вывод: Любить свой край, жить в мире с соседними народами.

V. Физкультминутка.

VI.Работа над стихотворением Г. С. Фатеева. (стр.55 «Литература Ставрополья», об авторе стр.54.)
1.Чтение стихотворения учителем.
2.Словарная работа.
Чарует – удивляет, радует.
В ожерелье тополей – в окруженье.
Кафедральная горка – памятник героям войны.
Наяву – в действительности.
3.Придумайте заголовок к стихотворению.
- Какому городу посвящено это стихотворение?
- Любит ли поэт свой город? Посмотрите на эти открытки с изображением Ставрополя. Согласны ли вы с тем, что этот город красив?
- Найдите в тексте строчки, подтверждающие это.
- Как можно определить главную мысль стихотворения?
4.Выразительное чтение стихотворения учащимися (2-3 человека), по 2 четверостишия.

VII.Словесное рисование.
Если художник рисует кистью и красками, то мы будем рисовать словами иллюстрации к стихотворению.
Задание для мальчиков: нарисовать страшные картинки войны.
Задание для девочек: нарисовать красивый, цветущий, современный город.

Итог: Я считаю, что ребята правильно поняли содержание стихотворения и их рисунки соответствуют замыслу поэта.

VIII. А теперь мы проведём маленькую анкету.
Анкета
1.Гордитесь ли вы тем, что вы родились на Ставрополье? (да, нет)
2.Любите ли вы своё село (город)? (да, нет)
3.Смогли бы вы покинуть свой край, если бы у вас появилась возможность уехать в другую страну? (да, нет)

IX.Итог урока
Со стихотворением какого ставропольского поэта мы познакомились сегодня на уроке? Какой элемент урока вам понравился больше всего?

X.Домашние задание (по выбору).
1.Выучить наизусть четверостишие.
2.Прочитать стихотворение выразительно.
3.Нарисовать рисунок на тему «Моё село (город)».

XI.Выставление оценок.

15