Реферат на тему Социометрия как метод психолого-педагогического исследования

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
Социометрия как метод психолого-педагогического исследования

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
очное обучение


Выполнила:
студентка 1 курса 103 А группы
Калягина Екатерина Николаевна
Проверила:
преподаватель ОГБПОУ УПК Кафидова Ирина Александровна

Ульяновск
2016




2

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..3
1. Понятие о социометрии.4
2. Обработка результатов социометрии...7
2.1.Социоматрица.......................7
2.2 Социограмма.............8
2.3 Социометрические индексы....9
Заключение....11
Список литературы...................................................12

















3

ВВЕДЕНИЕ

Социометрия как метод исследования изучения и анализ внутригрупповых отношений в малых группах.
Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов и т.п.
Метод исследования: изучение и анализ литературы по данной теме.
Актуальность данного исследования обусловлена требованиями современной образовательной практики.
Целью данной работы является изучение социометрии как метода психолого-педагогичского исследования, которая представляет процесс измерения эмоциональных отношений и влияния одних групп людей на другие.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия о социометрии, как методе психолого-педагогического исследования, применяемом для изучения эмоциональных отношений малых групп.
Рассмотреть метод социометрического опроса с точки зрения практичности для применения педагогом в ходе проведения психолого-педагогического исследования






4

ПОНЯТИЕ О СОЦИОМЕТРИИ
Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium-измеряю – обозначает 1. отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, 2. прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы:
измерение степени сплоченности – разоблаченности;
выявление соотносительного авторитета внутри группы по позициям симпатии-антипатии;
обнаружение внутригрупповых подсистем;
Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.
Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий – антипатий, доверия или недоверия.



5

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений изучаемом множестве. Поэтому при обработке данных социометрии не используются методы, характерные для обычных опросов. Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.
Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах.
Непараметрическая процедура
При непараметрической процедуре испытуемый неограничен в числе выборов и может записать в карточку всех членов группы. В данном случае число выборов равно N – 11, где N – число людей в группе. Точно также каждый член группы будет выбран N – 1 число раз. Непараметрическая процедура позволяет в полной мере оценить эмоциональную экспансивность каждого члена группы, увидеть все многообразие внутригрупповых межличностных связей. Но применение непараметрической процедуры будет нерационально в отношении больший групп, так как обработка результатов будет невозможна без применения вычислительной техники. Также еще один недостаток непараметрической процедуры – большая вероятность случайного выбора, ведь возможны ответы типа «выбираю всех». В данном случае можно говорить либо о недифференцированной системе отношений между испытуемым и другими членами группы, либо о заведомо ложном ответе респондента.
Параметрическая процедура
Параметрическая процедура характеризуется ограничение числа ответов, с помощью чего снижается возможность случайного выбора. Испытуемый может выбрать только строго ограниченное число людей. Ограничение числа выборов получило название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Введение социометрического


6
ограничения позволяет повысить надежность исследования и облегчить обработку материала. С другой стороны подобное ограничение заставляет испытуемых более серьезно и внимательно относиться к своим ответам, выбирать только тех людей, которые действительно считают подходящими для роли, предложенной в опросе. Ограничение числа выборов позволяет стандартизировать результаты и сравнивать данные, полученные в разных группах. Но у параметрической процедуры есть свои недостатки: она не позволяет раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, а показывает лишь субъективно значимые связи.
Вопросы могут быть социометрические и аутосоциометрические. При аутосоциометрических опросах предлагается оценить, кто из членов группы выберет данного респондента или предсказать, как будут отвечать те или иные члены группы, как будут друг друга выбирать.
Тип вопроса должен соответствовать характеристике, которую предполагается исследовать. Необходимо, чтобы вопрос был конкретен, то есть при вопросе “Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени?” необходимо уточнить, как именно будут проводить время: поездка в турпоход, посещение кинотеатра и так далее.












7

2. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОМЕТРИИ
Простейшими способами обработки результатов социометрии являются табличный, графический и индексологический.
2.1. Социоматрица
Социоматрица представляет собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами группы.
Первый этап – построение простейшей социоматрицы. Результаты разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются фамилии членов группы под номерами, по горизонтали – только номера членов группы. При положительном выборе на соответствующих пересечениях ставятся цифры +1, +2, +3, обозначая этим, кого бы выбрали в первую, вторую, третью очередь, -1, -2, -3 – те, кого не выбрали бы в первую, вторую и так далее. В таблице взаимный выбор обводится (независимо от очередности выбора). После занесения всех выборов в таблицу подсчитывается по вертикали сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь - +3 (-3) балла, вторая - +2 (-2) и так далее. По этим результатам определяется статус человека в группе. По анализу социоматрицы можно составить представление о взаимоотношениях внутри группы. Для составления картины по нескольким выборам могут быть построены суммарные социоматрицы, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Достоинство социоматрицы: возможность представить выборы в числовом виде, а также установить статус членов группы, порядок влияний.





8
2.2. Социограмма
На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. На основании социограммы можно провести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представления групповых явлений. При анализе социограммы выделяются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные их стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2 – 3 членов.
Есть несколько вариантов социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и так далее. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором выделены группировки взаимно выбравших друг друга индивидов. Расстояния между группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная социограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе исследования связей.
Обычно внутри социограммы лица мужского пола изображаются с помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма изображения делает социограмму более наглядной.






9
2.3. Социометрические индексы
Объективизация результатов исследования вычисляется с помощью социометрических индексов. Существуют персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Персональные социометрические индексы характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. К ним относятся индексы социометрического статуса, экспансивности личности в группе, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена, где i и j – один и тот же член группы, но в разных ролях: выбирающего (j) и выбираемого (i).
Вычисление индекса социометрического статуса i-члена группы осуществляется по следующей формуле:
N N
SBi++SBi-
i=1 i=1
Ci=
N 1
В данной формуле Ci–социометрический статус,В+и В-- полученные выборы,S-знак алгебраической суммирования всех полученных выборов, N – число полученных выборов.
Социометрический статус это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Это свойство может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Есть положительный и отрицательный статус, в зависимости от того, как личность влияет на других. Для вычисления социометрического статуса следует воспользоваться результатами социоматрицы.
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы:

10

N N
SBj++SBj-
j=1j=1
Эj=
N 1
Эj– эмоциональная экспансивность, Bj– сделанные членом группы выборы. Индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Групповые социометрические индексы: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индеек эмоциональной экспансивности.
е A+ij+ е A-ij
Э =
где е A+ij общее число положительных выборов; е A-ij общее число отрицательных выборов; N количество членов в группе. Индекс позволяет определить среднюю активность группы.
Индекс психологической взаимности (сплоченность группы):
е A+ij
К = ,
N (N - 1)
где е A+ij количество взаимных положительных выборов; N количество членов в группе.




11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социометрии представлена как метод изучения психолого-педагогичского исследования, который представляет процесс измерения эмоциональных отношений и влияния одних групп людей на другие.
Раскрыты понятия о социометрии, как методе психолого-педагогического исследования, применяемом для изучения эмоциональных отношений малых групп.
Рассмотрен метод социометрического опроса с точки зрения практичности для применения педагогом в ходе проведения психолого-педагогического исследования
















12

Список литературы

Золотовицкий, Р.А. Социометрия: мера общения/Р.А. Золотовицкий // социологические исследования.-2002.-№4.-С 103-113.
Петровский, А.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/А.В. Петровский.-Москва: Просвещение.-1987.-С.155.
Тощенко, Ж.Т. Социология: Учебное пособие для вузов/Ж.Т. Тощенко.-Москва: Прометей.-1994.-С.199.

Рисунок 2ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 415