Программа краеведческого воспитания школьников «Родная сторона»

МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ


Программа
краеведческого воспитания школьников
«Родная сторона»




Выполнила: Зав. библиотекой
МАОУ «СОШ №3»
Маслова С.В.


Нурлат, 2012 г.





Содержание.

Информационная карта программы С. 3
Пояснительная записка С. 4- 5
Цель, задачи программы С. 6
Учебно-тематический план. С. 6
Содержание программы С. 7-10
Формы работы С.11
7.Ожидаемые результаты С.12
8.Возможность реализации программы С.12
9.Используемая литература С. 13-14


































1. Информационная карта
краеведческого воспитания школьников «Родная сторона»

Полное название программы
Программа краеведческого воспитания
школьников «Родная сторона»


Автор программы
Маслова Светлана Владимировна, зав. библиотекой
МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ

Место реализации программы
Библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ

Адрес организации
423041, г.Нурлат, Нурлатский район, ул.
ЗАВОДСКАЯ , д.1.

Рабочий телефон
8(84345)25802

Домашний адрес автора
423041, г.Нурлат, Нурлатский район, ул.
ЗАВОДСКАЯ , д.4 КВ.4

Домашний телефон
автора
88434525290

Форма проведения
Групповые, массовые мероприятия

Цель программы

«Воспитание любви к малой Родине»


Тип программы
Авторская

Уровень реализации
Учащиеся 1-11классов общеобразовательной школы

Срок проведения
2012 - 15 учебные годы









«Сложные и большие чувства человека
состоят из простых чувств – из любви
к другу, к жене, к своему дому,
к своей речке, к своему лесу»
С.Я. Маршак


2 Пояснительная записка     

Род. Родной. Родина.  
В последнее время мы все чаще слышим эти слова.  Главным условием воспитания любви к Родине является сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к  историческому и культурному наследию  Отечества.
Русская пословица гласит: « Ребёнок - что тесто, как замесил, так и выросло»
Краеведческое воспитание должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города.
Именно благодаря погружению в прошлое своей семьи, своей малой Родины, воспитание патриотизма из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений .
Приоритетным направлением в организации внеурочной воспитательной работы в нашей школе является краеведение и через него – воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности.
Школа имеет хороший краеведческий музей с богатой экспозицией, на стенах школы оформлены прекрасные стенды по истории школы, подвигах наших земляков, проводятся мероприятия краеведческого содержания.
Активное участие в воспитании любви к малой Родине школьников принимает участие библиотека МАОУ «СОШ №3». Она содействует воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств, патриотизма, экологической культуры, здорового образа жизни. Сложившаяся практика краеведческой работы в библиотеке отражена в программе краеведческого воспитания школьников «Родная сторона». Это, прежде всего, реализация воспитательного потенциала краеведения, формирование на его основе гражданских качеств личности, чувства любви к малой Родине, ее культурному и природному богатству.
Многие годы в библиотеке собирается, систематизируется и пропагандируется краеведческий материал. Это книги познавательного характера, которые издаются в Нурлатском районе, произведения местных авторов, фотоматериалы, вырезки из районной газеты «Дружба» и т. д.
История родного края неразрывно связана с историей Татарстана.

Республика Татарстан – это Родина для всех народов, живущих в нём. А Нурлатский район – это наша малая родина, наша родная сторона
Изучение материалов о крае, его истории, развитие интереса к прошлому – ступенька в дальнейшем осознании своей причастности к Родине, её истории, культуре.
В программе есть мероприятия под общим названием: «Участие моей семьи в истории Отечества». Ведь историю своего народа, историю Отечества можно познать глубже через изучение истории своего рода, своей семьи.
Библиотека ведёт серьёзную поисковую и исследовательскую работу по созданию богатого краеведческого фонда. Она выполняет важнейшую просветительскую миссию по распространению краеведческих знаний.
































3. Цель: Воспитание любви к малой Родине


Задачи: 1 Воспитывать уважительное отношение к историческому
прошлому Малой Родины,  ее  традициям;

2 Развивать у школьников чувство привязанности к родным
местам;

3 Активизировать учащихся к созданию своей родословной,
сохранению памяти о ветерана Вов 1941-45 гг.

4 Продолжить поисковую работу с
целью пополнения фонда библиотеки материалами и
книгами по истории города, района, школы.









4. Учебно-тематический план программы «Родная сторона»

Наименование блоков:
Кол-во часов

1
Уроки у книжной выставки
4

2
Викторины
2

3
Конкурсы
1

4
Мероприятия
6

5
Экскурсии
2


Итого:
15










5. Содержание программы
краеведческого воспитания школьников

«Родная сторона»
Автор и составитель: зав. библиотекой МАОУ «СОШ №3»
г. Нурлат РТ Маслова С.В.

Тема мероприятия
Класс
План мероприятия
Задания


1 Блок :« Уроки у книжной выставки»


1
«Родная сторона»
10
1 Презентация
«Давайте жить дружно»
2 Обзор краеведческой
выставки «Туган як»
Дополнительно ознакомиться в читальном зале библиотеки с подборкой краеведческих материалов

2
«История школы»
9
1 Презентация
«История школы»
2 Обзор материалов выставки
«Стихи наших поэтов»
«Фотоистория школы»
«Выпуски школьных газет»
Принести из домашних альбомов школьные фотографии родителей, с целью создания презентации «Наши родители – выпускники школы №3»

3
«Родной язык»
8
1 Стихи и песни на татарском языке, обзор книг Нурлатских писателей на татарском языке. 1. Ильясова Лейна
Чияле тау = Вишнёвая гора
2. Маслахова Роза
Киекле киек иле = Бурметьево - родной край
3. Миннеруй
Кунел чишмэм = Родник души моей
4. Мухамметова Фаузия
Мэхэббэткэ мэдхия = Воспеваю любовь.
5. Нурлат йолдызлыгы = Созвездие Нурлат
6. Нурлатым – нурлы ягым = Нурлат мой – край лучезарный.
7. Татар теле – шагыйрьлэр теле= Стихи о родном крае.
2 Стихи и песни на русском языке, обзор книг писателей Нурлатского района на русском языке.
1. Город чудный, город древний: Сборник творческих работ учащихся школ Нурлатского района и г.Нурлат Республики Татарстан, посвящённый 1000-летию Казани
3. Тимофеева Лидия
По душам поговорим: Сборник стихов
4. Тимофеева Лидия
Филькина грамота: Рассказы, сказки, стихи для детей
3 Стихи и песни на чувашском языке, обзор книг писателей Нурлатского района на чувашском языке. 1. Созвездие Нурлат: Сборник стихов Нурлатских авторов
2. Совгачёв Фёдор
И смех, и грех: Повесть, рассказы, юморески, водевили
3. Солнышко: Чтение. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений с родным языком 4. Терентьев Л.Т.
Родничок
5. Трофимов А.А. и др.
Чуваши Татарстана
4 Презентация «Родная сторона»
Прочитать книги с выставки.

4
«Книги– ветераны библиотеки»
7
1 Беседа: «Библиотека –
ровесница школы»
2 Обзор книг – ветеранов ( с 1937 по 1950 годы)
Выявить самую старую книгу в домашней библиотеке и принести на выставку.


2 Блок :« Викторины»


1
«Знатоки родного края»
9
1 Презентация
« Нурлат: день за днём»
2 Конкурс знатоков
(командная игра)
Ознакомиться с книгой местного автора
В. Ендирякова «История Егоркинской волости»

2
«Вот и вся моя родня»
7
1 Презентация «Семейный круг»
2 Чтение стихов о членах семьи
3 Викторина «Вот и вся моя родня»
Игра «Засели свою планету» (рисуют на модели Земли всех своих родных. У кого большее количество – победитель)


3 Блок :«Конкурсы»


1
Сочинений «Участие моей семьи в истории Отечества»
11
Предварительная беседа: «Роль каждой семьи в истории»
Выполнение конкурсной работы


4 Блок :«Мероприятия»


1
«Ласкает слух и в сердце на века мелодия родного языка»
10
1 Чтение стихов поэтов Нурлатского района на русском, татарском и чувашском языках
2 Прослушивание народной музыки
3 Презентация « Мы разные, но дом у нас один»
Заучить стихотворение на родном языке.

2
«Нурлатские метаморфозы»
11
1 Презентация «Нурлатские метаморфозы»
2 Беседа «ВЫ- будущие строители города Нурлат»
Провести опрос на тему: «Участие моей семьи в истории Нурлата»

3
«Нурлат в годы войны»
7
1 Презентация «Военное детство Нурлатских детей»
2 Чтение отрывков из книги Л.Воронковой «Девочка из города»
Провести опрос бабушек и дедушек на тему: «Нурлат в годы войны»

4
«Моя родословная»
8
1 Беседа: « Мои предки»
2 Презентация «Родословная семьи Масловых»
3 Практическая работа «Как составить родословную»
Собрать в семейном архиве материал для составления своей родословной

5
«Наши лучшие друзья – бабушки и дедушки»
5
1 Презентация «Дорогие мои старики»
2 Чтение рассказа В.Осеевой «Бабка»
3Разучивание песни «Бабушки и дедушки»
Выучить слова песни «Бабушки и дедушки»

6
«Детство Тукая»
6
1Презентация«Детство Тукая»
2 Чтение стихов
3 Постановка сказок Г. Тукая
« О козе и баране»,
«Кончил дело – гуляй смело»
Дополнительно прочитать о юности Г.Тукая


5 Блок :«Экскурсии»


1
В школьный музей
5
1 История возникновения школьного музея
2 Знакомство с экспозицией
Подготовить рассказ о семейных реликвиях

2
По школьным стендам «История школы»
6
Ознакомление с историей школы, расположением кабинетов в 70-80 годах.
Обзор стендов «Директоры», «Учителя –выпускники школы» и др.
Записать воспоминания родителей, выпускников школы №3



Формы работы
Уроки у книжной выставки.
В библиотеке две постоянно действующие выставки «Родная сторона» и «История школы». Материал собран большой. Это фотографии, газетный и журнальный материал, книги. Дети очень интересуются выставками. Считаю урок у книжной выставки очень удобной и действенной формой работы.
Викторины
Викторины способствуют закреплению знаний учащихся по заданной теме, повторению ранее усвоенных знаний. Детям любого возраста нравиться отгадывать викторины. Почти все викторины выполнены в виде презентаций, это красочно, зрелищно и интересно.
Мероприятия
В программу включены шесть массовых мероприятий для среднего и старшего школьного возраста. Они разнообразны по содержанию и формам проведения. Это громкие чтения, беседы, презентации, пение, театрализация.
На дом даются задания, которые отмечаются положительными оценками по предметам, грамотами и призами.
Экскурсии
В школе много лет действует школьный музей. Дети с начальных классов посещают его. Экспозиция постоянно обновляется за счёт многочисленных дарителей и поисковой работы учащихся. В музее богатый материал по истории школы, о ветеранах войны и участниках боёв в «горячих точках».
Поэтому экскурсии в музей необходимо включать в программу.









Ожидаемые результаты реализации программы:
Приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
Самостоятельное изучение учащимися истории Малой родины
Участие детей в школьных и районных олимпиадах по краеведению;
Посещение школьниками краеведческих вечеров, краеведческих музеев школы, города;
Создание учащимися своей родословной.


Возможности применения программы:
Программа «Родная сторона» предназначена для детей школьного возраста и может использоваться в детской и школьной библиотеке, где занимаются краеведением, во внеклассной работе педагогов, кружковой роботе краеведческого направления.






















ЛИТЕРАТУРА:

1. Батырлар китабы. Книга героев.- Казань: Татарское книжное издательство,2000.- 388с. ил.
2. Гиматдиновы. Воспоминания. Очерки. Фотографии: Документально – публицистическое иллюстрированное издание на русском и татарском языках/ Под общ. Ред. Доктора исторических наук Д.Р. Шарафутдинова.- Казань: Рухият, 2009.- 344с.: ил.
3. Гордость земли Нурлатской. Вспомним годы фронтовые/ Под ред. И.М. Галяутдинова.- Самара: ООО «Творческая мастерская «Данглис», 2005.-432с., ил.
4. Ендиряков В.А. История Егоркинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии (с середины 17 века до 1930 года): Учебное пособие для изучения курса «Историческое краеведение».- Елабуга: Елабужский Государственный педагогический институт, 19994.-88с.
5. Жизнь с видом на стройку. Азат Ишкинеев: школа созидания.- Казань: «Идел-Пресс», 2008.-232с.
6. Ислаев Ф.Г. Методические рекомендации к курсу «Я и моя родословная»/ Ф.Г. Ислаев, А.Г. Муртазина, А.М. Прокофьев.- Казань: Магариф, 2009.-63с.

7. Нурлат. Время перемен: Иллюстрированное издание.- Казань: Идель-Пресс, 2004.-78с., фотоилл.

8. Память.- Казань: Татарское книжное издательство, 1997.-625с., фотогр.
9. Созвездие Нурлат:Сборник стихов Нурлатских авторов.- Казань: «Идел – Пресс», 2006.-352с.
10. Чибидина – Пинина Т.И. География Нурлатского района: Учебное пособие для 8-9 классов.- Дмитровград: Посад «Мелекесс», 2001.- 71с., фотоил.





Подборки материалов из периодической печати (папки):
1. История Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 40с.
2. Их именами названы улицы нашего города. Воины – интернационалисты Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.
3. Знаменитые земляки. Известные люди Нурлатского района и г.Нурлат : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.
4. Нурлатский район вчера, сегодня, завтра: Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 24 с.
5. Нурлатский район в республиканской прессе: Статьи из журналов «Идель», «Майдан»,»Татарстан».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 30с.
6. Улочки Нурлатские. Информация о людях, именами которых названы улицы города : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 6 с.




















13PAGE \* MERGEFORMAT14215








15