Выступление на методическом объединении конкурса Учитель года


Здравствуйте!
(Слайд 1) Я - Титова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы Банновской основной общеобразовательной школы Крапивинского муниципального района.
Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию опыт использования комплексного анализа текста на уроках русского языка с целью формирования метапредметных умений у обучающихся 5 класса.
Почему именно эта тема выбрана мною? Ведь можно сказать, что сейчас в среднем звене обучение ведется не по стандартам второго поколения, зачем усложнять себе и обучающимся жизнь?
Ответ очень прост. Во-первых, через два года обучающиеся начального звена перейдут в среднее, и мы не только должны знать ФГОС, но и уметь строить образовательный процесс в соответствии с его требованиями, а умение формируется только в ходе практического применения знаний.
Во-вторых, результаты мониторинга качества знаний обучающихся, результаты ГИА и ЕГЭ, демонстрируют недостаточный уровень сформированности у обучающихся навыков работы с текстом, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Каждый из нас ищет пути повышения качества образования, что в целом является одной из приоритетных задач системы образования Российской Федерации. Но что мы с вами понимаем под качеством, что для нас является результатом нашей деятельности? (Слайд 2) Выпускник, обладающий большим объемом теоретических знаний, которые мы просто вложили в него, как информацию в компьютер, или личность, способная не только получать информацию, но и осмысливать ее, преобразовывая действительность?
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют как один из приоритетов системы образования формирование у школьников метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений и навыков, а также способов деятельности и все предметы школьного цикла направлены на достижение этой цели.
Русский язык в системе школьного образования - основное средство обучения (слайд 3).
Коллеги филологи согласятся со мной, что язык сам по себе уже является универсальной метасистемой, которая может быть использована для описания других систем.
И сама метапредметность русского языка как учебного предмета позволяет говорить нам о его универсальности и эффективности как средства достижения целей образования, заявленных в стандартах второго поколения. (Слайд 4)

К сожалению, в современной мировой системе образования Россия занимает далеко не лидирующие позиции. (Слайд 5) По последним данным исследования PIRLS российские четвероклассники занимают второе место по критерию «грамотность чтения», а по результатам исследований PISA (слайд 6) наши девятиклассники по данному критерию занимают 41-42 место из 65 стран. Парадоксально, но факт. Что же происходит с нашими учениками в течение 5 лет, что приводит к таким плачевным результатам?
Объяснений этому может быть много: это и социологический, и психологический аспект, но я как филолог вижу одну из причин в потере интереса обучающихся к чтению, как виду деятельности, и несформированность навыка осмысленного чтения, что приводит к неуспешности выпускников и в других предметных областях, так как в основе изучения любого учебного предмета лежит именно осмысленное чтение текста. (Слайд 7)
Таким образом, сам текст – универсальный метапредметный источник информации.
Новые социальные запросы, отражающие трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале определяют новые цели образования и стратегию его развития, что в свою очередь нашло свое отражение в новых требованиях к знаниям и умениям обучающихся (Слайд 8), которые в свою очередь зависят от метапредметных умений работать с текстом.
Абсолютно все учебники (Слайд 9), по которым ведется обучение в нашей стране, своей целью имеют изучение русского литературного языка обучающимися. А это возможно лишь при обращении к образцовым текстам, составленным выдающимися мастерами русского слова.
Что же такое лингвистический (комплексный) анализ текста? (Слайд 10) Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.
Большинство российских ученых метод комплексного анализа текста рассматривают, как средство преодоления пропасти между теоретическими знаниями и практическими навыками, предполагая творческое отношение ученика к изучаемому материалу. (Слайд 11)
Только связный текст способен "отдать" уникальные знания о правилах поведения языковых средств всех уровней - фонетического, грамматического, лексического, включая орфографическую и пунктуационную стороны.
Анализ результатов областного мониторинга знаний обучающихся 5 класса по русскому языку позволил четко сформулировать проблему.
Диагностическая работа предполагала проверку знаний и умений обучающихся работать со словом как с частью речи, имеющей грамматические признаки, проводить звуковой анализ слова, анализировать синтаксическую конструкцию простого предложения, а также определять тему текста, находить определение слова в тексте. Результаты вы можете видеть на слайде (Слайд 12).
Таким образом, обращение к комплексному анализу текста стало для меня не просто требованием времени, а насущной педагогической задачей.
Исходя из анализа методических рекомендаций по комплексному анализу текста все предлагаемые обучающимся задания для работы с текстом условно можно разделить на три группы:
1-я группа – задания по теме «Речь и текст». В этот блок вошли задания на осмысление содержания текста, его темы основной мысли, стиля и типа речи, работа над художественными средствами выразительности.
2-я группа – вопросы и задания по основной изучаемой теме в соответствии с программой
3-я группа – задания по теме «Повторение». В эту группу вошли вопросы и задания языкового характера, отражающие изучение системы языка. Эти задания позволяют систематически повторять трудные разделы программы.
Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть полезными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.  С точки зрения содержания, воспитательной ценности очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, об общечеловеческих ценностях.
Мы с вами как никто другой понимаем, что исходя из того, что федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе (Слайд 13), необходимо отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику.
Задача современной школы не только дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в  систему метапредметных умений и навыков (Слайд 14).
Основываясь на требованиях стандарта и достижениях науки в области современных педагогических технологий (слайд 15), происходит конструирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС (слайд 16).
Комплексный анализ текста можно применять на различных этапах обучения. Например, при повторении темы «Фонетика», я использовала для анализа текст Д.Шостаковича (слайд 17). Целесообразно, перед началом анализа текста рассказать обучающимся об авторе текста и его творчестве, показать его портрет, что способствует развитию познавательных метапредметных умений обучающихся.
Анализ текста (слайд 18) начинается с определения его признаков, темы и основной мысли, типа речи. Аргументируя свой ответ, обучающиеся выстраивают устное высказывание, что в свою очередь формирует коммуникативные метапредметные умения.
Задание, направленное на создание собственного письменного высказывания, позволяет формировать метапредметное умение, способствующее развитию речевой компетентности обучающихся, необходимой для выполнения задания части С ГИА и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла (обществознание, литература, история, русский язык), а также будущей социализации, так как умение строить письменное речевое высказывание лежит в основе создания документов, необходимых для самопрезентации и профессионального самоопределения (резюме, автобиография).
Задания, связанные с анализом языковых (слайд 19) (фонетических, орфографических, пунктуационных) особенностей текста способствуют формированию не только предметных умений, но и метапредметных (наблюдение, анализ, синтез).
Подробнее с заданиями и приемами работы с ними вы можете познакомиться на уроке завтра.
В целом, комплексный анализ текста представляется нам эффективным средством формирования метапредметных умений, что подтверждается результатами диагностики обучающихся 5 класса.
На первом этапе работы в октябре 2012 года мною был проведен письменный опрос учителей-предметников (слайд 21), который позволил выявить, (слайд 22) что только 30% обучающихся могут определить тему текста, 20% - сформулировать основную мысль, с заданием составить простой план текста справляются 30% обучающихся, а могут составить связанное монологическое высказывание лишь 20%.
В течение 4 месяцев велась систематическая работа по использованию комплексного анализа текста на уроках русского языка.
Результаты первого опроса я сравнила с данными повторного исследования, проведенного в марте (Слайд 23).
Умение формулировать тему и основную мысль текста, строить монологическое высказывание учителя-предметники отметили у 50% обучающихся, на 40% увеличилось количество обучающихся, справляющихся с заданием составить вопросы по тексту.
В целом мы можем говорить, что комплексный анализ текста на уроках русского языка не только является одним из эффективных видов работы, способствующих формированию метапредметных умений и навыков, но и эффективным средством диагностики уровня их сформированности.