Выступление на семинаре преподавателей физики


Компетентностный подход в оценке уровня достижений учащихся.
Ч. Р. ХафизоваГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Арский агропромышленный профессиональный колледж», п.Урняк Арского района РТ.
Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики.
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. Чем многогранней эта деятельность человека, тем сложнее оценить ее результат.
Результаты международного исследования PISA показали необходимость изменения не только системы оценивания учебных достижений ученика. Оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним учебная деятельность.
Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Необходимо, чтобы модернизированная система работала в «режиме постоянной коррекции и обновления, учитывающего, с одной стороны, реальную педагогическую практику, а с другой - потребности общественного развития» [8].
В последнее десятилетие в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся ( В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др. ). Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.
Компетентностный подход способен, по мнению ученых (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова), соединить требования « школы и жизни», позволит оценить реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником [5].
Современные образовательные изменения ставят ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.
Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио». Это своего рода отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса в широкрм образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направление своего развития, облегчить помощь или консультирование – со стороны преподавателей или более квалифицированного специалиста в этой области, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Использование технологии портфолио школьника или «папки личных достижений», возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. Портфолио не используется для сравнения учеников между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях, способностях, силе, слабостях и потребностях ученика должны опираться на знание полного диапазона его развития.
Опыт работы с портфолио показывает, что оно, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, портфолио ученика становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой ученика, осознающего собственную субъектную позицию[3].
Разработан также механизм оценки портфолио, в соответствии с которым можно оценивать процесс и характер работы над ним, отдельные рубрики по заданным критериям. Оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки заранее известны, открыты и согласованы с учениками.
Уровни сформированности компетентностей выделены в соответствии с возрастом учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень ученик осваивает в начальной школе, второй - в 5-7-х классах, третий - в 8-9-х классах, четвёртый - на старшей ступени.
Требования к уровню сформированности компетентностей конкретизированы в критериях для оценки и задаются к группе умений. Разработанные критерии предназначены для бинарной оценки (да/нет). Требования и критерии оценки представлены в форме таблиц и позволяют дать качественную оценку уровня сформированности компетентностей учащихся.
Для ученика портфолио учебной деятельности - это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии, а для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Школьные технологии. 2005. №1.,с 181 -195.
Зимняя И.А., Компетентстностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико – методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.
Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Кн.2. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентстностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
Ковалева Г. и др. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. – М.: РАО, 1999.
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.