Доклад на тему Развитие системы поддержки одаренных детей


МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 »Общегородской семинар на тему: Введение Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Первые упоминания о поиске одаренных детей и о специализи­рованном их обучении, дошедшие до нас из истории, относятся к IV-V вв. нашей эры.В Китае, благодаря Конфуцию, особо ода­ренные дети получали образование при дворе правителя. В этих детях видели гарантов национального благополучия и высоко чти­ли их. Платон полагал, что надо специально отбирать и развивать наиболее способных детей, для того чтобы после обучения прини­мать их в среду правящих. Аспект практической реализации современных образовательных (педагогических) технологий на уроке остаётся актуальным ещё и в связи с созиданием новой школы, основополагающие элементы которой были озвучены президентом РФ Д.Медведевым и заключаются : особая роль отводится поиску, поддержке, сопровождению талантливых детей (через самопрезентации, участие в конкурсах).Качество современного образования и проблемы выявления, поддержки и развития детской одаренности в региональной образовательной системе.Современные образовательные технологии для выявления и развития одаренных детей.Инновационные программы развития одаренных детей.Роль общественно-государственного управления в поддержке и развитии детской одаренности.Эффективное управление системами развития детской одаренности.Подготовка педагога к работе с одаренными детьми. Через овладение передовыми образовательными (педагогическими) технологиями учитель не только повышает свой профессиональный уровень, учится их отбирать, но и применяет на практике для реализации следующих целей и задач: Цель: Координация деятельности различных субъектов городской, республиканской, образовательной системы по выявлению, поддержке и развитию детской одаренности. Задачи семинара: Создание информационного пространства взаимодействия по проблемам развития современных одаренных детей. Выявление эффективного и перспективного регионального опыта диагностики и адресной поддержки одаренных детей. Формирование по итогам конференции банка идей для методического сотрудничества дополнительных детских учреждений, педагогов, активно и успешно реализующих программы поддержки одаренных детей. Информационная поддержка семинара:Адреса опыта работы с одаренными детьми федерального и регионального уровня. Библиотека «Одаренный ребенок». Перспективные направления работы с одаренными детьми в региональной образовательной системе. Отзывы, замечания, рекомендации участников. Компьютерные презентации участников. В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.       Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.        Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, дополнительное, общеобразовательные учреждения. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.       Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты. В данной системе наиболее эффективны такие формы поддержки и работы с талантливыми детьми, как:1. Успешное участие проведение в Городских и Республиканских конкурсах по технологии:2. Реализация специальных образовательных программ и технологий. В 5-8-х классах дети обучаются по программе В.Д. Симоненко. В 5-8-м классе ребятам предоставляется возможность участвовать в конкурсах как «Декоративно-прикладное творчество народов Тувы». Увлекаясь рукодельями, учащиеся создают неповторимый образ композиций в национальном стиле.3. Проектная деятельность: работа по исследовательским и творческим проектам.4. Проведение конкурсов, фестивалей, конференций.Участие в городских и республиканских мероприятиях «Город мастеров», «Дети. Техника. Творчество» и т.д. организованных управлением образования города Выставки, такие мероприятия дают детям уникальную возможность познакомиться с широким спектром направлений в декоративно-прикладном творчестве мастеров республики, оценить собственное творчество в рамках данных мероприятий. 5. Занятия в мастер-классах по дополнительному образованию.В 2008 году создана и успешно работает ЦРТДЮ в активе данной реализуются такие технологии, как мы проводим мастер-классы на базе нашей школы, приглашая гостей г.Ак-Довурак . В 2011 году в день защиты детей наша учительница технологии Ооржак Л.А участвовала в мастер-класс «Шитье» и бисерная украшения. 6. Организация творческих смен в летних лагерях. В июне 2011 года в летнем лагере дневного пребывания «Дружба» был создан отряд «Гномиков». Это разновозрастная команда мальчишек и девчонок за несколько летних дней создала коллекцию творческих работ, которая украсит стены нашей школы в учебный период и будет напоминать ребятам о счастливых каникулах.7. Проводить творческие отчеты по работе с талантливыми детьми на общешкольных собраниях для родителей.8. Консультации для детей, подростков, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.9. Организация, поддержка и активное участие во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях. Отмечаемые на сегодняшний день изменения в системе образования современного общества характеризуются переходом от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний» открытой образовательной среды. В частности, большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в проектах, различных творческих конкурсах. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики. По-мимо овладения навыками и знаниями по предмету, учебными целями в дистанционном обучении являются формирование творческой личности, развитие личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности. Как показывает практика сотрудничества на сайте «Страна Мастеров» – это уникальный шанс саморазвития каждого ребенка, который хочет раскрыть в себе способности и совершенствовать творческий талант при изучении различных технологий. Страна Мастеров – сайт учебный, дидактический. Официально внесен в новую версию учебников по технологии, согласно новым стандартам. Страна Мастеров объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерствово всех его проявлениях и окружающая среда. Дети нашей школы активно участвуют в повседневной деятельности сайта, но очень стараются стать победителями Всероссийского проекта «Звездный путь Мастеров», а также конкурсов «Мой адрес – Страна Мастеров», «Весеннее вдохновение», организованных авторами сайта в 2011 году. Учитель в данном случае является тьютором: помогает ученикам оттачивать мастерство при работе с различными технологиями. Таким образом, данный опыт работы детей с интернет – ресурсами стимулирует познавательную, исследовательскую деятельность школьников. Предлагаемые, в системе поддержки талантливых детей, методы и формы работы отвечают главной задаче: не столько дать ребенку экспертную оценку извне, сколько стимулировать самого ученика к осмыслению и решению возникающих проблем. Данные методы и средства ориентации учащегося предусмотрены на самоанализ, самодиагностику, самопознание, самосовершенствование и самоактуализацию. Практическая направленность и актуальность сегодняшнего семинара: познавательные: навыки самостоятельной работы с информацией, применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических ; самостоятельного конструирования знаний;- исследовательские: выявление талантливых детей, сбор информации с использованием интернета, построение гипотез, обобщение;- коммуникативные: умение передавать информацию, слушать и понимать другого; - информационные: способы получения из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка и хранение; Спасибо за внимание!