Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО

Психолого-педагогическое сопровождение
внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО
 
Признавая сегодня социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, интеллектуальном, духовном и культурном наследии. Решение этих задач эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Внеурочная деятельность в нашей школе представлена направлениями и формами, состоящими из системы клубов, секций и кружков. При выборе содержания, организационных форм внеурочной деятельности соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Создаются социально-психологические условия
для максимального личностного развития и успешного обучения детей через такие традиционные формы, как профилактика, диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение и образование. Психологическое сопровождение охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.
С 2012-2013 учебного года в школе апробируется курс «Я познаю мир и себя» для обучающихся 1-5 классов. Реализация данной программы предполагает опору на пособие для педагога-психолога «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой. Данная программа способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
В зависимости от возраста и задач на занятиях используются различные методы и техники психологического воздействия: психогимнастика, игровые методы, беседа, групповая дискуссия, сказкотерапия. Активно используются арт – терапевтические методы. Они интересны и эффективны. Позволяют решать серьезные задачи несерьезно, в игре. В школе проводятся ставшие уже традиционными такие игры, как «В гостях у Масленицы», «В первый раз, но в пятый класс», «Родной край» и др. В этом году для обучающихся 5 классов была проведена большая психологическая игра «Мир, в котором я живу». Ребята создавали картины из макарон, круп, семечек, клея. Данная работа никого не оставила равнодушным. Все с увлечением создавали свои полотна. Очень важно, что работы ребят не остались незамеченными. Они приняли участие в школьной выставке «Чудеса осени».
Большой акцент в работе с пятиклассниками делается на достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». На мой взгляд, здесь эффективны групповые технологии. Через такие формы, как мини-проекты (например, «Мои друзья глазами его вещей»), создание коллажей «Сердце класса», упражнение «Ладошки счастья» и многие другие.
Программа «Я познаю мир и себя» доказала свою эффективность. По результатам диагностики комфортность образовательной среды повысилась. В частности, улучшился социометрический статус пятиклассников, меньше стало изолированных и отвергнутых детей.

На мой взгляд, одним из важных моментов в работе является организация преемственности уровней обучения. Четыре года назад для будущих первоклассников мной был разработан курс занятий «Путешествие в Цветочный город», который проводился на базе нашей школы.
На занятиях обязательно присутствовали учитель начальных классов и родители. Это позволяло снять чувство тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубить понимание его трудностей, усилить чувствительность к потребностям ребенка.
В прошлом учебном году встреча с будущими первоклассниками и их родителями состоялась на базе детских садов. Для родителей была показана диагностическая игра «День рождения мышки» с участием детей. Затем за круглым столом родителям были рассказаны особенности психологической готовности детей к школе и даны конкретные рекомендации по работе с каждым ребенком.
Довольно успешно проходит проектная деятельность в 5 классах. Учащимся пригодилось знание основ проектной деятельности, которые мы проходили на кружке «Как подружиться со школой» в 4 классе. Надо отметить, что эти дети не учились по стандартам второго поколения в начальной школе. За год пятиклассники выполнили 4 проекта: «Увиденная сердцем красота», «День святого Валентина», «Цветочная клумба». Под моим руководством дети выполнили проект «В царстве классных имен». Его целью было научить пятиклассников оформлять лист портфолио «Мое имя». Нашими источниками информации были учителя, родители, работник ЗАГСа, книги и Интернет. Дети научились работать в программе Microsoft Office Excel, делать статистический анализ. На протяжении всего проекта дети вели «Индивидуальный дневник участника проекта». Защитив проект, мы вместе с детьми провели семейный вечер для родителей с одноименным названием. Наш проект занял первое место в муниципальном конкурсе детских образовательных проектов «Мои проекты и исследования» в номинации «Инфомационный проект».
Новым стало использование с младшими школьниками и исследовательской технологии. За два года ученики 2, 4 классов под моим руководством написали и успешно защитили на различных уровнях групповые исследовательские работы «Может ли папа быть Дедом Морозом?» и «Приметы и суеверия жителей поселка Суда».
Одним из важных направлений является оценка результативности работы системы внеурочной деятельности. Она определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады, проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения). Так, в этом году в школе была организована научная конференции «Мир открытий» для обучающихся начальной школы, на которой к защите были представлены лучшие проекты и исследовательские работы.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Способами определения результативности программы являются:
Естественно-педагогические наблюдения.
Специализированная диагностика (анкетирование, опрос, тесты).
Сама по себе диагностика не даст никакой продуктивности внеурочной деятельности. Поэтому важный этап в структуре нашей работы – это ознакомление администрации, педагогов, учащихся, родителей с ее результативностью. На одном из последних педсоветов был проанализирован первый опыт введения внеурочной деятельности в 5 классах, его проблемы и успехи.