Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

В настоящее время политика нашего государства направлена на улучшение положения детей с отклонениями в развитии и на признание их прав на полноценную жизнь, получение образования, обеспечение равных с другими детьми возможностей, интеграцию в общую систему обучения и воспитания.
С этой точки зрения особое значение приобретает разработка и внедрение новых образовательных моделей, основанных на взаимодействии медицинской, психологической и логопедической служб. Эти службы призваны поддерживать родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в том числе в их стремлении помочь им приспособиться к окружающему миру, обеспечить достойное будущее. Особое значение на становление ценностных ориентаций таких семей имеет создание системы раннего вмешательства специалистов, своевременной диагностики, профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии детей.
Психолого-педагогическое сопровождение – это особая культура содействия ребенку и его родителям. Оно является одной из вариативных моделей специализированной помощи семьям и представляет собой набор коррекционно-педагогических методов исправления недостатков в развитии детей и влияние на родителей.
Именно поэтому на базе «Центра детского творчества» города Кирсанова начала свою работу дошкольная логопедическая служба, которая ведет работу по пяти направлениям:
- логопедические консультации;
- логопедическое просвещение;
- логопедическая диагностика;
- логопедическая коррекция;
- логопедическая профилактика.
При консультировании я стараюсь ориентировать родителей на создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития ребенка и адекватных способов общения с ним.
Я считаю, что важным инструментарием в психолого-педагогическом сопровождении выступают методы изучения как самого ребенка, так и его семьи.
Поэтому я использую следующие методы: анализ истории развития ребенка (сбор анамнеза), наблюдение за его поведением в игре и в процессе обследования, анализ результатов наблюдения и обследования.
При изучении семьи я провожу с родителями беседы, анкетирование, наблюдаю за поведением родителей в ходе обследования детей.
Мною осуществляется поэтапный характер консультирования родителей.
На первом этапе я выясняю у родителей данные о ребенке, их жалобы и причины, побудившие обраться за помощью, изучаю медицинские документы, уточняю некоторые моменты воспитания, начиная с рождения.
Затем совместно с психологом проводим психолого- педагогическое обследование, в ходе которого определяем уровень сформированности у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление, развитие речи, уровень знаний об окружающем мире.
После этого с родителями обсуждаю результаты обследования, даю им рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Стараюсь объяснить родителям их роль в становлении личности ребенка, акцентируя внимание на семейном потенциале.
В результате всех обследований я разрабатываю индивидуальную коррекционную программу (маршрут) воспитания и развития ребенка.
Как правило, индивидуальная программа (маршрут) разрабатывается на небольшой период с учетом динамики психофизического развития ребенка в период проведения с ним коррекционно- развивающих занятий и требует неоднократного внесения изменений.
Современные родители, как правило, охотно идут на контакт со специалистами, так как испытывают потребность в квалифицированной помощи и осознают ее необходимость.
Именно поэтому я стараюсь всегда включить родителей в педагогический процесс. Каждого родителя (законного представителя) обучаю адекватным навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком, формирую у них приемы организации игровой деятельности. Многим родителям это помогает справиться с неуверенностью, поверить в свои воспитательные способности, изменить свои педагогические позиции, адекватно оценивать возможности своего ребенка.
Педагогическая работа направлена, с одной стороны - на формирование потребности в общении с ребенком на основе невербальных и вербальных средств общения, а так же на усвоение коммуникативных навыков, вызывающих у ребенка ответную потребность в общении и интерес к совместной деятельности, а с другой стороны - стимулирует появления у ребенка привязанности к близким и желание общаться с ними.
В своей практике, я использую следующие варианты включения родителей в занятие:
Наблюдение за ходом занятия.(Наблюдение за поведением ребенка в ходе всего занятия)
Кратковременное включение в ход занятия. (Включение в проведение игр, кукольных театров)
Партнерское участие матери в проведении занятия с ребенком.
( Подвижная игра, музыкальное занятие, т.д.)
Самостоятельное проведение части занятия. Этот вариант требует предварительной работы с педагогом. После завершения занятия даются рекомендации, высказываются замечания.

Так же можно привлечь родителей к проведению праздников.
Неоднократно мною были проведены семинары, родительские собрания, направленные на повышение уровня родительской компетенции и обучения родителей (законных представителей) педагогическим технологиям.
Групповая работа с родителями должна реализоваться в двух направлениях – практическом и теоретическом.
Я считаю, что психолого-педагогическое сопровождение семьи является весьма значимым звеном в медико-психоло-педагогической помощи детям в целях профилактики первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии. Оно требует широкого использования на практике комплекса интегративных междисциплинарных средств взаимодействия специалистов и родителей, которые являются заинтересованными участниками воспитательного и образовательного процессов.