Конспект урока по информатике Программное обеспечение компьютеров


Тема: Программное обеспечение компьютеров.
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Учебная дисциплина: Информатика
Тема 3. Средства информационных и компьютерных технологий. Урок 3.2 Программное обеспечение компьютеров
Тип учебного занятия: комбинированный.
Цель учебного занятия: сформировать у обучающихся знания о программном обеспечении, как о неотъемлемой части персонального компьютера.
Обучающий компонент: создать условия для осознания у обучающихся структуры программного обеспечения компьютера; сформировать понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;
Развивающий компонент: содействовать развитию логического мышления, познавательного интереса, умения конспектировать.
Воспитательный компонент: содействовать воспитанию информационной культуры и бережному отношению к персональному компьютеру.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, исследовательские, групповые.
Формы работы: беседа, учебный диалог, выполнение графического диктанта, анализ информации, составление таблицы, работа с текстом, работа с терминами.
Ресурсное обеспечение учебного занятия:
Учебные пособия: Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. - М.:ИЦ «Академия», 2011. - 352 с.
Технические средства: компьютер, мультимидийная установка, презентация «Программное обеспечение».
Прогнозируемый результат:
По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):
МР1 умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации
ПР3 использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
План
Программное обеспечение.
Системное программное обеспечение.
Прикладное программное обеспечение.
Инструментальное программное обеспечение.
Ход учебного занятия
Организационный момент
- приветствие
-проверка готовности к учебному занятию
-целеполагание

Повторение изученного материала.
Преподаватель предлагает обучающимся выполнить Графический диктант «Да-Нет»

На все верные ответы рисуете
На все неверные ответы рисуете
Архитектура персонального компьютера
ОЗУ – предназначено для длительного хранения данных
Материнская плата – основная плата персонального компьютера
Слоты это разъемы для подключения дополнительных устройств
ПЗУ – предназначено для временного хранения данных
Процессор выполняет математические и логические операции
Шина USB подключает оперативную память
В основе строения компьютера лежит магистрально модульный принцип строения компьютера
Периферийные устройства выполняют функцию обработки информации
F1-F12 это группа служебных клавиш на клавиатуре
Шина памяти подключает оперативную память

Изучение нового материала.
Актуализация субъектного опыта обучающихся.
Преподаватель организует работу обучающихся с терминами в рамках изучаемой темы, используя прием «Ассоциативный ряд»
?!Как называются программы необходимые для обработки различных данных?
?!Какие ассоциации у вас возникают с понятием «программа»?
Программное обеспечение
Преподаватель предлагает записать определение программное обеспечение.
Совокупность программ, предназначенная для решения задач на персональном компьютере, называется программным обеспечением.
Состав программного обеспечения персонального компьютера называют программной конфигурацией.
Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:
системное ПО (программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.
прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на компьютере: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.
инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.
Преподаватель предлагает выполнить задание составить схему «Виды программного обеспечения»
Преподаватель рассказывает, что относится к системному программному обеспечению
Системное программное обеспечение - это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д. Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п. К системному программному обеспечению относятся:
операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)
программы – оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)
операционные оболочки – интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.
Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)
утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)
Преподаватель рассказывает, что относится к прикладному программному обеспечению
Прикладное программное обеспечение программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, создание электронных таблиц и т.д. Пакеты прикладных программ – это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно – ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты.
К прикладному программному обеспечению относятся:
Комплект офисных приложений MS OFFICE
Бухгалтерские системы
Финансовые аналитические системы
Интегрированные пакеты делопроизводства
Редакторы HTML или Web – редакторы
Браузеры – средства просмотра Web - страниц
Графические редакторы
Экспертные системы
Электронные калькуляторы – обработка числовой информации
Звуковые редакторы – обработка звука
Мультимедиа проигрыватели – звук, анимация, видео
Коммуникационные программы – обмен информации между компьютерами: для работы с электронной почтой, общения в Интернете.
Компьютерные игры – логические, стратегические или имитаторы-тренажеры
Обучающие программы – электронные учебники, репетиторы, тесты
Архиваторы - программы, которые используют для уменьшения объёма файла. Системы компьютерного черчения
Компьютерные словари, энциклопедии
Системы автоматического перевода
Системы программирования
Графические системы
Преподаватель рассказывает, что относится к инструментальному программному обеспечению
Инструментальное программное обеспечение или системы программирования - это системы для автоматизации разработки новых программ на языке программирования.
Системы программирования – являются инструментами для программистов профессионалов и позволяют разрабатывать программы на различных языках программирования (Basic, Pascal, C и системах визуального программирования Visual Basic, Delphi)
IV. Закрепление:
Преподаватель предлагает обучающимся выполнить задание по группам:
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):
1 группа
Ситуация
Системное ПО
Прикладное ПО
Системы программирования

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта




Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы




Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом





2 группа
Ситуация
Системное ПО
Прикладное ПО
Системы программирования

Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни




Web – дизайнер создает сайт известной фирмы




Школьник играет в компьютерную игру





3 группа
Ситуация
Системное ПО
Прикладное ПО
Системы программирования

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна




Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету




Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки





V. Домашнее задание.
§ 18
VI. Подведение итогов.
Подведение итогов урока на основе методического приема «Сюрприз» - в конце урока преподаватель предлагает вытянуть жребий сложенные листочки бумаги со словами. Например, «учитель» ответ на вопрос учителя, на вопрос по теме; «друг» ответ на вопрос друга по парте; «сам» самооценка; «сюрприз» оценка без ответа.
-оценивание учебных способов деятельности обучающихся.
-выставление оценок.
VII. Рефлексия. Используется методический прием «Телеграмма»:
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).




Рисунок 15 Заголовок 1 Заголовок 215