Внеклассное мероприятие Конституция – Основной Закон Российской Федерации (1-4 классы)


МБОУ Устьевская основная общеобразовательная школа
Муниципальный конкурс, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
Методическая разработка внеклассного мероприятия
для класса-комплекта «Конституция – Основной Закон Российской Федерации»
Никитова Т. М.,
учитель начальных классов
п. Колокша2013
Цель урока: формирование у школьников российской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи урока: помочь учащимся понять, что такое Конституция Российской Федерации и какова её роль в жизни нашей страны, общества, каждого российского гражданина;
способствовать формированию активной жизненной позиции школьников;
формировать правовую культуру, уважение к Основному Закону;
воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ;
воспитывать патриотические чувства;
воспитывать чувство гордости за Россию.
Оборудование урока:
Конституция РФ, физическая карта Российской Федерации, изображения государственных символов России, таблица «Права и обязанности граждан РФ», «Права и обязанности школьников», мультимедийный проектор (презентация, запись песни «С чего начинается Родина?», видеоролик «Азбука прав ребёнка»).
Ход урока
Слово учителя с элементами бесед
(Звучит запись песни «С чего начинается Родина?».)
Учитель:
- Мы с вами все вместе опять собрались в нашей школе и очень рады этой встрече.
Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине. Слово «родина» каждый знает с детства. Родина — это место, где человек родился, где живёт со своими родителями и друзьями.
А как называется наша страна, наше государство? (Слайд 1)
Наше государство называется Россией, а полное название - Российская Федерация.
Федерация означает союз, объединение. (Слайд 2)
Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.
(Показать на карте.)
Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. (Слайд 3)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Вот она какая, Россия, широкая и великая. И везде живут люди. В России проживают 180 национальностей и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство. Население России составляет более 142 миллионов человек.
Всех людей, населяющих нашу страну, называют россиянами. Мы живем в великой стране. Быть гражданином России очень почётно.
Что такое столица? Назовите столицу нашей страны. (Слайд 4)
Кто знает главу нашей страны, президента Российской Федерации? (Слайд 5)
Вы знаете, что у каждой страны есть свои отличительные знаки. Что могло бы стать символом нашей страны, по которым иностранцы безошибочно определят, что эта страна – Россия? (матрёшка, русская берёзка, московский Кремль и т.д.). Вот как много символов России вы назвали!
Но есть особые знаки отличия страны от других стран - это государственные символы.
Какие вы знаете государственные символы России? (Показать на доске изображения.)
Основными символами служат Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.
Каждый символ несёт в себе информацию о неповторимости нашей страны и показывает, что наша Россия уникальна. Другой такой страны нет! Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны, нашего народа.
Гимн – это торжественная песня, которая звучит на всех главных событиях страны. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Сегодня торжественный день, и мы на линейке слушали Гимн России.
Слова гимна написал любимый вами поэт Сергей Михалков, а музыку -Георгий Александров. (Слайд 6)
-А как нужно слушать гимны? (Стоя, тем самым показывая уважение к нашей стране.)
(Звучит запись 1 куплета и припева Гимна)
- Государственный флаг России ещё называют триколором. Как вы думаете, почему? (Слайд 7)
Флаг России выглядит так: белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет – Отвага, хотя точного определения цветов нет. Государственный флаг означает единство нашей страны. Флагу России уже более трёхсот лет.
Игра «Собери флаг» (Раздать полоски цветного картона)
- Ребята, попробуйте составить флаг Российской Федерации. Работаем в группах. (Родители оценивают работу.)
- Следующий символ нашей страны – герб. (Герб – эмблема) (Слайд 8)
Что на нем изображено?
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Уважение к символам – это уважение и к самому государству.
Эти государственные символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией Российской Федерации. (Показать книгу.) (Слайд 9)
В Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Конституция Российской Федерации, по которой мы живём, была принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет.
Ученик:
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
Ученица:
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну.
-Что такое Конституция? (Конституция - Основной Закон государства) Конституция – это самые главные правила, по которым мы живем.
Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.
-Для чего нужен Основной Закон? Он говорит о том, что все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и веры. И вы должны об этом помнить и уважать людей разных национальностей.
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
У каждого человека в нашей стране есть свои права и обязанности. А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности? (Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
Прочитайте, какие права есть у граждан нашей страны. Прочитайте, какие есть обязанности.
Права граждан Обязанности граждан
Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги
- А вы являетесь гражданами России? Конечно, дети - граждане нашей страны, и они тоже имеют права.
(Смотрим и обсуждаем видеоролик «Азбука прав ребёнка», автор Котова Я.В.)
Игра «Собери слово»
Ребята, у вас на столе лежат карточки с буквами. Каждая группа должна собрать слово «Конституция». Кто соберёт быстрее всех, выходит к доске и показывает собранное слово. А наши гости оценивают вашу работу.
Прочитаем все вместе это слово «Конституция». Что же такое Конституция?

-В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
Наши первоклассники только сегодня стали учениками и впервые сели за парты. Давайте познакомимся с ними.
Ребята, назовите своё имя. (Первоклассники представляются.)
Наши первоклассники не просто так назвали своё имя. В Основном Законе нашей страны, в Конституции, записано, что каждый человек имеет право на имя.
- Какое главное право и какая обязанность у школьников?
(Учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.)
Прочитайте прав и обязанности школьников.
Права школьников:
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Обязанности школьников:
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять Устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа и мы все должны их соблюдать.
И в голове у наших первоклассников много вопросов:
Как себя вести?
Что можно делать, а чего нельзя?
На что они имеют право, а на что нет?
Давайте поможем им разобраться с этими вопросами.
Монтаж «Советы первокласснику» (выступление учеников 2-4 классов)
Вот пришел желанный час,
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, послушай нас,
Мы даем тебе наказ.
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом в парту не клевать.
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки.
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей –
И найдешь себе друзей.
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай.
Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету.
Ты, дружок, их не забудь.
До свиданья! В добрый путь!
- Ребята, а теперь поиграем в игру «Что возьмём в школу?».
На вопросы отвечайте.Только ДА и только НЕТДружно дайте мне ответ.Если НЕТ вы говорите,То ногами постучите,Если говорите ДА,В ладоши хлопайте тогда.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))
На дно кладем кулек конфет? (ДА)А милицейский пистолет? (НЕТ)Туда положим винегрет? (НЕТ)А может быть, улыбок свет? (ДА)Положим спелый апельсин? (ДА)А продуктовый магазин? (НЕТ)Цветов корзину для друзей? (ДА)А разноцветных кренделей? (ДА)Салат положим в сумку? (НЕТ)Кладем улыбку и успех? (ДА)Задорный детский звонкий смех? (ДА)
- Молодцы!
А сейчас мы подведём итоги.
Перед вами кроссворд, разгадав его, вы прочитаете очень важное для каждого гражданина страны слово.
  п   г   р о е с о з у с р
б и д т о
я д а о с
з з М е р л с
а Р а о н г с П и с и
К о н с т и т у ц и я
о с н к   м в т а м н
н с о в н о и   в е
  и с а   н о  
я т     л   и ы Его должен соблюдать каждый гражданин страны. (закон)
Как называется страна, в которой мы живём. (Россия)
Помимо прав у каждого из нас есть ещё и … (обязанности)
Как называется главный город России? (Москва)
Человек, который управляет нашей страной. (президент)
Торжественная песня, которую слушают стоя. (Гимн)
Как по-другому можно назвать страну? (государство)
Фамилия президента Российской Федерации. (Путин)
Москва – это …нашей Родины. (столица)
Гимн, герб, флаг – это государственные …. (символы)
Как называют всех жителей России? (россияне)
- Прочитайте слово, которое у нас получилось. (КОНСТИТУЦИЯ)
Что же такое Конституция? (Основной закон нашей страны)
Ребята, каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Гордиться Родиной – значит, помогать ей, защищать её. Любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России. Надеюсь, что вы будете хорошими гражданами своей страны.
Спасибо.
Использованная литература:
Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.ун.изд-во, 2007.
Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.
Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД» Русское слово – РС», 2002.
Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом «Литера», 2006.
Лободина Н.В. и др. «Внеклассные мероприятия в начальной школе» - Волгоград, «Учитель», 2007
О. Е. Жиренко и др. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 4 классы- Москва»ВАКО»,2006
Ю.А. Вакуленко и др. «Семейные праздники в воспитании школьников: родительские собрания в начальной школе» - Волгоград, «Учитель», 2008
9. http://kenguru-land.ru/video/multjashki/smeshariki-azbuka-prava-chast- 2.html