Здоровьесбережение в среднем общеобразовательном учреждении.


Работа на открытый конкурс «Моя лучшая презентация». Здоровьесбережение в среднем общеобразовательном учреждении. Выполнила: Орликова С.АПедагог-организатор, МОУ-СОШ № 4, г. БогдановичСтаж работы: 2 года. Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я.. соматического социального психологического интеллектуального духовного творческого (греч. tйchnē — искусство, logos —учение) Здоровьесберегающая технология - построение последовательности факторов, предупреждающих разрушение здоровья при одновременном создании системы благоприятных для здоровья условий. Здоровьесберегающие технологии позволяют:- сформировать социальную зрелость выпускника,- обеспечить возможность учащимся реализовать свой потенциал,- сохранить и поддержать физиологическое здоровье учащихся. Понятие технологии здоровьесбережения Виды здоровьесберегающих технологий Защитно – профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно – гигиенические требования, чистота, прививки, др.) Компенсаторно – нейтрализующие: используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия. (физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.) Стимулирующие технологии: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма. (закаливание, физические нагрузки). Информационно – обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья. возрастных особенностях детей,вариативности форм и методов обучения,оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,обучении в малых группах,создании эмоционально благоприятной атмосферы,формировании положительной мотивации к учебе,культивировании знаний у учащихся по вопросам здоровья. Здоровьесберегающая технология обучения основана на: Психолого – педагогические технологии: связаны с работой учителя на уроке и воздействием на детей в течение классно – урочного времени. Педагогические технологии здоровьесбережения - Организационно – педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний. - Учебно – воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, просвещение родителей и др. Подходы ОУ к здоровьесбережению. Индивидуальный подходконцентрация усилий на учете особенностей каждого учащегося. Дидактическийпервый план выступают учебные программы и уроки здоровья. - Событийный основное внимании уделяется конкурсам на тему здоровья и агитации Проблемный все усилия на решение какой-то конкретной задачи: питания, двигательной активности, профилактики переутомления и т.д. Физкультурныйзабота о здоровье школьников = забота об их физическом развитии. Как должнобыть???? СистемноКомплексно Заметки Примеры технологий здоровьесбережения в школе Психологические технологии Технологии: ПсихогимнастикаПрогулки на природуАрт-педогогикаСказкотерапияЦветотерапияМузыкотерапияИгровая терапияПсихологическая диспансеризация: выявление детей группы рискаЭмоциональный комфорт: уголки настроения, дни радостиСоциальная адаптация Семейное консультирование Основная цель: укрепление психологического здоровья учеников- проведение психологической разгрузки;- групповая психокоррекция;индивидуальное психологическое консультирование, - обучение приемам психосаморегуляции;- обучение стратегии и тактике межличностных отношений Двигательная активность Задачи технологий:- коррекция нарушений осанки;- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем посредством выполнения дозированных нагрузочных упражнений;- укрепление мышц и связок, развитие гибкости тела;- обучение спортивным оздоровительным технологиям. Технологии: - Адресные комплексы корректирующей физической культуры для детей с различными патологиями- Индивидуальные комплексы дыхательной гимнастики- Занятия на тренажерах- Пальчиковая гимнастика Массаж - массаж;- методы мануальной терапии;- обучение мануальной и массажной терапии.Технологии:- Массаж общий- Самомассаж (для старших детей)- Точечный массаж Водные процедуры Основная цель: укрепление здоровья посредством закаливания водойТехнологии:- Контрастные водные ванны для рук и ног - Полоскание зева - Занятия в бассейне- Умывание прохладной водой- Циркулярный душ- Гидромассаж Физиотерапияоздоровление методами лазерной, электромагнитной, электроимпульсной стимуляции. Офтальмологический кабинетУпражнения для глаз, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза - Фитотерапия, - Ароматотерапия. «Сенсорная комната» - определенным образом организованная среда, в которой можно сконцентрироваться на восприятии отдельных чувств. С чего начать? Проектирование деятельности Службы здоровья Укрупненные этапы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику образовательного процесса. Формирование Службы здоровья Разработка д и внедрение документов Службы здоровья (приказы, положение, должностные инструкции, договора, др.) Внедрение технологий, мотивирование участников образовательного процесса Формирование и обучение команды Взаимодействие участников здоровьесбережения,Анализ опыта, анкетирование, улучшения Модель службы здоровья в школе Педагогическая Служба здоровья УченическаяСлужба здоровья Методы преодоления сопротивления персонала КооптацияОбучениеНематериальное стимулированиеВнедрение программы «Здоровье учителя» Наиболее доступные технологии Образовательные:- Проектная деятельность по тематике здоровья, - Обучающий курс по основам здоровьесбережения,- Фестивали, конкурсы здоровья,- Построение уроков с позиции здоровьесбережения: интерактивность, презентации,Внедрение тематики здоровья в предметы Обучение родителей Стимулирующие:- Секции.- Прогулки,Питание Компенсаторные:- Физкультминутки,- Организация переменок,- Пальчиковая гимнастика,- Ранцы,- Корректирующая физическая культура Заметки Какие проблемы решат технологии здоровьесбережения в школе? 1. На уровне учащихся Решение: организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения организация тематических тренингов по составляющим здоровья Проблема: Нехватка у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников Задача: Предоставление знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения Решение: Проведение мероприятий в рамках концепции здоровьесбережения:- образовательных: кружков, тренингов, фестивалей.- творческих: мастер-классов, театральных постановок,- спортивных: интеллектуально-спортивных игр,- развлекательных: тематических встреч и вечеринок здоровья,- культурных: тематических экскурсий, выставок, поездок,- нравственных: поездки в детские дома Проблема: Не всегда благоразумное досуговое времяпрепровождение Задача: Организация досуга школьников Решение: пропаганда ЗОЖ посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни,- разработка программы пропаганды ЗОЖ при непосредственном участии самих школьников. Проблема: Сформированная «престижность» вредного образа жизни Задача: Формирование моды на здоровый образ жизни Какие проблемы решат технологии здоровьесбережения в школе? 2. На уровне ГОУ Решение: - Формирование инициативной группы специалистов с целью разработки стандарта.- Создание электронного портала для освещения деятельности образовательных учреждений по здоровьесбережению школьников Задача: Разработка единого стандарта по здоровьесберегающей деятельности с дальнейшей адаптацией для конкретных ГОУ. Проблема: Отсутствие системности и научного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности. Решение: Организация обучающих курсов для педагогов по специальности «Педагогическая санология» Проблема: Нехватка у педагогического коллектива специальных знаний в области здоровьесбережения Задача: Предоставление знаний и формирование навыков у педагогического коллектива по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Решение: Обобщение и экстраполяция опыта внедрения программ здоровья посредством- регулярных публикаций,- семинаров для администрации ГОУ,- индивидуальных консультаций по требованию ОУ. Проблема: Отсутствие опыта внедрения обязательных программ по здоровьесбережению Задача: Ознакомление администрации с опытом успешного внедрения программ по здоровьесбережению школьников. Решение: Организация обучающего курса для студентов РГПУ им. А.И. Герцена для последующей здоровьесберегающей деятельности в ГОУ города. Проблема: Нехватка кадров для организации и реализации программы по здоровьесбережению. Задача: Подготовка персонала, готового к внедрению здоровьесберегающей компоненты в программу ГОУ. Научим беречь здоровье с детства! Сконсолидируем усилия! Построим систему!