Рабочая программа Культура делового общения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ–ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Культура делового общения
Специальность 35.02.14 Охотоведение и звероводство
2015 г.

Одобрена
Учебно-методическим объединением спец. 35.02.14 Охотоведение и зыероводствопротокол № _____________
"____" ______________20___г.
Руководитель
_______________Н.М. ОглезневаУтверждена
решением педсовета протокол № ______
от "__" _________20__г. Согласовано:
заместитель директора по УР
__________Г.А. Бондарева
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Культура делового общенияразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 35.02.14 Охотоведение и звероводство (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 463 от 7 мая 2014 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 03 июля 2014 года №32950), укрупненная группа специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Апшеронский лесхоз-техникум»
Разработчики: Кутенко В.А. преподаватель ГБПОУ КК «АЛХТ» ______________
Якименко О.А. преподаватель ГБПОУ КК «АЛХТ» ______________
Рецензенты:


ФИО
преподаватель (ПОУ, ОУ) № _____ КК
квалификация по диплому
(подпись)
ФИО
преподаватель (ПОУ, ОУ) № _____ КК
квалификация по диплому
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
условия реализации учебной дисциплины 11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 12

1. паспорт рАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Культура делового общения
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №463 от 7 мая 2014 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 3 июля 2014 года №32950) , укрупненная группа специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины может быть использована при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО 35.02.14 Охотоведение и звероводство по рабочим профессиям в соответствии с классификатором: зверовод; кроликовод, охотник промысловый.
1.2 Место общепрофессиональной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
ОП.04. Культура делового общения входит в Профессиональный учебный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета:
пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
поддерживать деловую репутацию;
создавать и соблюдать имидж делового человека;
организовывать рабочее место
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
правила делового общения;
этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
основные техники и приемы общения:
правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;
формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;
правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения;
простые приёмы саморегуляции в процессе межличностного общения и влияние индивидуальных особенностей партнёров на процесс общения
Обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать получение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Организовывать и проводить промысловую охоту.
ПК 1.2. Организовывать и проводить спортивную охоту.
ПК 1.3. Изготавливать и ремонтировать орудия охотничьего промысла.
ПК 1.4. Оформлять разрешительные документы направо отстрела диких животных, отнесенных к объектам охоты.
ПК 1.5. Оказывать помощь в выполнении охоту строительных работ экспедициям и партиям.
ПК 1.6. Проводить охоту с использованием охотничьих собак различных пород.
ПК 1.7. Проводить прикладную подготовку и испытания охотничьих собак различных пород.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по охране, под держанию численности и рациональному использованию ресурсов диких животных.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять работы по охране и рациональному использованию ресурсов среды обитания диких животных.
ПК 2.3. Организовывать и проводить разъяснительную работу среди охотников и местного населения по вопросам бережного отношения к природным богатствам, правильному и рациональному их использованию.
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять контроль за соблюдением существующих правил и законоположений в охотничьем хозяйстве.
ПК 2.5. Организовывать и проводить охрану государственного охотничьего фонда.
ПК 3.1. Организовывать и проводить работы по содержанию и уходу за животными на зверофермах и зообазах.
ПК 3.2. Организовывать товарное производство пушно-мехового сырья.
ПК 3.3. Организовывать и выполнять мероприятия по улучшению племенных качеств зверей и увеличению выхода приплода.
ПК 3.4. Участвовать в отборе зверей на племя, бонитировке поголовья и подборе пар.
ПК 3.5. Ухаживать за молодняком.
ПК 3.6. Комплектовать ядро селекционной группы и группы животных для продажи в другие хозяйства.
ПК 3.7. Выполнять назначения ветеринарного врача и проводить простые ветеринарные процедуры.
ПК 4.1. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт мяса диких животных.
ПК 4.2. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт пушно-мехового сырья.
ПК 4.3. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья.
ПК 4.4. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт продукции пчеловодства.
ПК 4.5. Изготавливать чучела животных, охотничьи трофеи.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Дневное отделение
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа(из них лабораторно – практических 4 часа);
самостоятельной работы обучающегося18 часов.
Заочное отделение
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часа(из них лабораторно – практических 2 часа);
самостоятельной работы обучающегося 46 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: лабораторные работы 0
практические занятия 4
контрольные работы 0
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) 0
Доклад
Реферат
Графическая работа
Сообщение 6
2
4
6
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета
Заочная форма обучения
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
в том числе: лабораторные работы 0
практические занятия 2
контрольные работы 0
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 46
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины культура делового общения
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Культура делового общения: основные понятия, исследовательские подходы, структура, функции Тема 1.1.
Правила делового общения
Содержание учебного материала 6 1 Понятие о дисциплине культура делового общения. 1 1
Правила делового общения. 1 1
2
Деловая переписка 1 1
Публичные выступления 1 1
3 Деловой протокол 1 1
Особенности национальной этики 1 1
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Контрольные работы 0 Самостоятельная работа обучающихся
В том числе: домашняя работа:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по плану, составленному преподавателем).
внеаудиторная самостоятельная работа:
Конспектирование материала по теме: «Категория общения в психологической науке» 2 Раздел 2. Психология делового общения Тема 2.1.
Основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования
Содержание учебного материала 8 1 Содержание дисциплины культура делового общения 1
Функции и виды общения. 1 1
Основные техники и приёмы делового общения 1 1
2 Структура общения 1 1
Правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования 1 1
3 Средства коммуникации. 1 1
Вербальное и невербальное общение 1 2
4 Психологические основы ведения деловых переговоров 1 2
Психологическая подстройка к собеседнику в деловых переговорах 1 2
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 1. П. з. №1 Чтение языка жестов, мимики, поз. Ведение деловых переговоров. Контрольные работы 0 Самостоятельная работа обучающихся
В том числе: домашняя работа:
Подборка интернет-ресурсов, составление диалогов, подготовка опорного конспекта
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
внеаудиторная самостоятельная работа
1. Подготовка сообщения на тему: « Деструктивное общение: барьеры общения, затруднённое общение, конфликты»
2. Подготовка презентации на тему: «Законы и правила аргументации и убеждения. Трансактный анализ общения». 5 Раздел 3. Практика служебных взаимоотношений Тема 3.1.
Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях
Содержание учебного материала 4 1 Формы обращения 1 1
Формы изложения просьб 1
Формы выражения признательности 1 1
2 Способы аргументации в производственных ситуациях. 1
Способы поддерживания деловой репутации 1 2
Скрытое управление и манипуляция в служебных взаимоотношениях 1 2
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 1 П.з.№2. Противостояние манипуляции и приёмы поддерживания деловой репутации Контрольные работы 0 Самостоятельная работа обучающихся
В том числе: домашняя работа:
Составление алгоритма эффективного общения
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
внеаудиторная самостоятельная работа
1. Побор материала по теме: «Понятие управленческого общения и основные подходы к его рассмотрению». 3 Раздел 4. Этика и эстетика делового общения Тема 4.1. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами
Содержание учебного материала 4 1 Правила этикета 1 1
Деловой этикет 1 1
2 Этические нормы взаимоотношений с коллегами 1 1
Этические нормы взаимоотношений с партнерами и клиентами 1 1
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Контрольные работы 0 Самостоятельная работа обучающихся
В том числе: домашняя работа:
Доработка правил делового этикета с учётом специфики работы
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
внеаудиторная самостоятельная работа
Подбор материала по темам:
1. Вербальный этикет: культура речи и слушания.
2.Этикетные нормы и ассертивность поведения 2 Тема 4.2. Составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др. Содержание учебного материала 4 1 Критерии общего культурного уровня 1 1
Эстетичный внешний вид как критерий общего культурного уровня 1 1
2 Составляющие внешнего облика делового человека 1 1
Костюм, прическа, макияж, аксессуары и др. делового человека 1 1
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Контрольные работы 0 Самостоятельная работа обучающихся
В том числе:
домашняя работа:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по раздаточному материалу и вопросам, составленных преподавателем).
внеаудиторная самостоятельная работа
1. Подготовка презентации на тему: «Создание и соблюдение имиджа делового человека». 2 Тема 4.3. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения
Содержание учебного материала 2 1 Правила организации рабочего пространства 1 1
Рабочее пространство для индивидуальной работы и профессионального общения 1 1
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Контрольные работы 0 Самостоятельная работа обучающихся
В том числе: домашняя работа:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по раздаточному материалу и вопросам, составленных преподавателем).
внеаудиторная самостоятельная работа
1. Создание слайд-шоу на тему: «Правильная организация рабочего пространства» 2 Тема 4.4. Простые приёмы саморегуляции в процессе межличностного общения и влияние индивидуальных особенностей партнёров на процесс общения Содержание учебного материала 4 1 Приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения 1 1
2 Психология межличностного познания 1 1
3 Психология формирования отношений 1 1
4 Дифференцированный зачёт 1 2
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Контрольные работы 0 Самостоятельная работа обучающихся
В том числе: домашняя работа: Завершающая проработка конспектов занятий, повторение пройденного материала, подготовка к итоговой аттестации с использованием методических рекомендаций и вопросов, составленных преподавателем.
внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка сообщения на тему:
1. Понятие о дистрессе и профессиональном выгорании. 2 Примерная тематика курсовой работы (проекта) 0 Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) 0 Всего: 543. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальных и экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- оформление кабинета (стенды) по соответствующим направлениям: стенды по основным разделам: цели, функции, виды общения; психология конфликта; механизмы взаимопонимания в общении.
- материалы Интернета: учебные фильмы, подбор сюжетов, видеопрезентации, электронные книги.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники.
1. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности, 2010
2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - Спб., 2009
3. Психология. Учебник/Под ред. А.А.Крылова. – М., 2010.
4. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.
5. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. – Минск, 2010.
Дополнительные источники
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2008
Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2009
Мицич П. Аргументация: цели, условия, приёмы // Психология влияния. СПб., 2010
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М., 2011
Интернет-ресурсы
1. http://www.arsenal-hr.ru2. http://www.glossary.ru/
3. http://www.hr-portal.ru4. http://social.psypublica.ru4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Коды формируемых ОК и ПК Основные показатели оценки результата и их критерии Тип задания;
№ задания
Форма аттестации
(в соответствии с учебным планом)
уметь:осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.
знать:правила делового общения. ПК 1.1. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 3.4.
ОК 1,2,3 Применение в процессе делового взаимодействия правил профессионального поведения и этикета Устный опрос, решение типовых ситуационных задач №1 Текущий контроль на тренинговом занятии
уметь: принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме
знать:основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования ПК 1.2. ПК 1.5.
ПК 3.1. ПК 3.5.
ОК 4,5,6 Владение техниками ведения переговоров.
Создание условий для установления контакта и устранение барьеров в общении. Умение переводить собеседника из позиции «над» собеседником в позицию «рядом». Чтение языка телодвижений. Устный опрос, решение типовых учебно-профессиональных задач №2 Текущий контроль на практическом занятии
уметь:поддерживать деловую репутацию
знать:формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.6. ПК 1.7. ПК 2.5. ПК 3.6.
ОК 1,4,6,9 Применение законов и правил аргументации и убеждения, правил слушания.
Ведение целенаправленной беседы Устный опрос, решение типовых учебно-профессиональных задач №3 Текущий контроль на практическом занятии
уметь:
создавать и соблюдать имидж делового человека;
знать:
составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.; ПК 1.2. ПК 1.5. ПК 3.1.
ОК 7,8,9 Во время общения определять типы конфликтных личностей и взаимодействовать с ними, используя правила психологического айкидо.
Умение влиять на деловое общение с помощью специально подобранной одежды, аксессуаров решение типовых ситуационных задач № 4, устный опрос Текущий контроль на семинарском занятии
уметь:
организовывать рабочее место
знать:
правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения; ПК 3.7. ПК 4.2.
ОК 2,3,5,7,
Свободное ориентация в пространстве невербального взаимодействия
Умение влиять на деловое общение с помощью изменения дистанции между общающимися.
Использование техник присоединения, создания раппорта. решение типовых учебно-профессиональных задач № 5 Текущий контроль на тренинговом занятии;
знать:
этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
Умение работать в команде, выполнять в ней различные роли, отстаивать своё мнение. Применение в процессе делового взаимодействия правил профессиональной этики Устный опрос, решение типовых учебно-профессиональных задач №6 Текущий контроль на семинарском занятии
знать: простые приёмы саморегуляции в процессе межличностного общения и влияние индивидуальных особенностей партнёров на процесс общения
ОК 1,2,8
Владеть приёмами саморегуляции поведения.
Определение контекста общения с учётом особенностей партнёра по общению. Устный опрос, решение типовых ситуационных задач №7 Текущий контроль на семинарском занятии
уметь:передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи ПК 1-4 Умение переформулировать некорректное высказывание с соблюдением требований культуры речи.
Использование в высказывании техник Я-сообщения, Вы-подхода, либо Мы-высказывания.
Умение проводить анализ фрустрирующей ситуации.
Проведёние мониторинга эмоций.
Подбор интонации, соответствующей высказыванию. выполнение практического задания на дифференцированном зачёте Итоговый контроль на дифференцированном зачёте по дисциплине
уметь:пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения ПК 1-4 Разработчики:
Преподаватель ГБПОУКК «АЛХТ»_________________В.А. Кутенко
Преподаватель ГБПОУКК «АЛХТ»_________________О.А. Якименко