Статья Культура общения как условие и результат здоровой личности

«Культура общения как условие и результат здоровой личности».
Спиридонова Н.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Боготола.

Наша школа являлась участником краевого проекта «Школа - территория здоровья». За этот период удалось выстроить систему работы в территории здоровья, о которой я хочу рассказать.
О том, что год от года здоровых детей становиться меньше, можно судить по медицинским картам детей, поступающих в 1 класс. Лечить искривлённые позвоночники или восстанавливать зрение - работа врачей, школа должна позаботиться о том, чтобы здоровье за 11 школьных лет не ухудшилось. Как это сделать? С чего начать?
Являясь заместителем директора по воспитательной работе, мне приходится много работать непосредственно с детьми. Наблюдая за ребятами, пришла к выводу, что дети не умеют общаться, у многих отсутствует культура поведения в обществе. Верховодит тот, у кого сила, слабому приходится либо подчиниться и делать так, как ему велят, либо терпеть насмешки, а порой и издевательства. Отсюда большой процент курящих, пьющих пиво, то есть тех, кто сознательно губит своё здоровье.
В процессе коллективных размышлений учащихся и педагогов школы, консультаций со специалистами КК ИПКиППРО, участия инициативной группы на краевых семинарах и слетах «Школы – территории здоровья» - наша проектная команда, организатором которой я являюсь, определила проблему: отсутствие у учащихся культуры общения как условие и результат формирования личности с устойчивой потребностью в здоровом образе жизни. И поставила цель: создание комфортной среды для формирования у учащихся ценностного отношения к управлению собственным организмом и обеспечение физического, психического и нравственного здоровья.
Достижению поставленной цели помогают решения следующих задач:
стимулировать положительные изменения в личности ребёнка, поддерживать процессы самовыражения и способности детей через творческие объединения.
содействовать соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных здоровье сберегающих систем через урочную и внеклассную деятельность.
повысить уровень социальной защищённости учащихся, нейтрализовать влияние негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития через проектную деятельность.
осуществлять коррекцию поведения и общения школьников для уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности через клуб выходного дня.
Систему деятельности мы выстроили с учётом интересов ребёнка, причём инициатива деятельности исходит от самого ребёнка, учитель направляет и корректирует эту деятельность.
Конкретное решение задач в область совместной практической работы воплотили в следующих формах, которые помогают воспитывать культуру общения:
Вместе с детьми реализовали проект «Школа вежливости», который лег в основу воспитательной системы.
Работает клуб выходного дня - руководитель Леонова Г.Я., в котором стали традиционными такие мероприятия, как однодневные осенние, зимние походы «В обществе с природой». День физкультурника. Праздник «Спорт для всех», «Мама, папа, я - спортивная семья»
Творческие объединения «Юный художник», «Вокальное пение», «Рукодельница», «Умелые ручки», «Молодецкие забавы на Руси». Организуют выставки рисунков и поделок различной тематики «Здоровая нация - здоровая планета», «Злой волшебник-табак», «Улица глазами подростка» и др.
Проводятся ежедневные физкультпеременки на свежем воздухе, физминутки на уроках.
Работают спортивные секции: «Легкая атлетика», «Баскетбол».
В столовой организовано двухразовое питание для учащихся начальной школы, а также раздельное питание для учащихся всей школы. Дежурные ребята следят за культурой поведения в столовой: прежде всего вымытые руки перед едой, как одно из составляющих здорового образа жизни.
Традиционными стали классные часы о взаимоотношениях людей, способах решения конфликтных ситуаций, о поведении на улицах и в общественных местах, например: «Я и другие», «Дружба», «Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения»
Вовлекаем детей во внеклассные мероприятия различной тематики, раз в месяц проводим общешкольные мероприятия по ступеням: начальная школа, среднее звено, старшее звено – такие как, «Осенний калейдоскоп», «Новогодние сюрпризы Деда Мороза», диспуты и дискуссии на темы «Суд над вредными привычками», «Наркомания – миф или действительность?».
Вступив в краевой проект «Школа - территория здоровья» и решая постепенно поставленные задачи, мы достигли следующих результатов:
80% детей заняты полезной для их здоровья деятельностью: спортивной, развлекательной, трудовой. К этой деятельности привлекаем всех детей, а также детей, состоящих на учёте, и из группы риска.
В школе сложились неконфликтные отношения между учителями и учащимися; учителями и родителями; между учащимися; родителями и учащимися.
снизился уровень правонарушений в школе на 12 %.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые формы, методы, решения.