Об использовании информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике



Об использовании информационно-коммуникационных технологий 
в логопедической практике

Для эффективного решения задач реализации коррекционно-развивающих программ в современных условиях, ставлю своей задачей формирование новой развивающей среды, основанной на систематическом использовании образовательных информационных технологий.
Использование компьютера, укомплектованного разнообразными устройствами, является мощным развивающим средством и помогает мне быстро реализовать поставленные задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы. Процесс подачи материала на логопедическом занятии более индивидуализированный, чем на уроке в классе, чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, применяю инновационные компьютерные технологии как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
В логопедической практике считаю особенно важным системное понимание вариантов применения информационно-коммуникационных и мультимедиатехнологий. Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать как новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, так и программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе. В своей работе давно и успешно применяю специализированные программно-аппаратные технологии, такие как логопедический коррекционный тренажер «Дельфа-142-1», компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для тигры», логопедический тренажер «Интерактивные игры». Тренажёр «Дельфа-142-1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс для работы с любыми речевыми единицами: от звука до текста. Использую его при решении разнообразных логопедических задач: от коррекции речевого дыхания до развития лексико–грамматической стороны речи, а именно в постановке правильного речевого дыхания, коррекции назального оттенка голоса, формировании умения произвольно менять силу голоса, в развитии полноценного фонематического восприятия, в обучении слитному произношению слов различной звуковой и слоговой сложности. Компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры» помогает мне в создании разнообразной, интересной речевой среды для выработки у ребнка длительности и силы воздушной струи, для ритмичного повторения заданного звука (слога, слова), для занятий по модуляции голоса (управление громкостью и высотой), для развития звукового анализа и синтеза, лексических упражнений. Эффективное применение логопедического тренажера «Интерактивные игры» помогает в преодоление недостатков звуковой стороны речи: в развитии полноценного фонематического восприятия, в обучении слитному произношению слов различной звуковой и слоговой сложности. Используя вышеперечисленные технологии, повышаю мотивацию к коррекционно-логопедической деятельности, решаю задачи индивидуальной траектории развития ребёнка с речевой недостаточностью, активизирую психические процессы. Планируемые результаты освоения индивидуальных коррекционно-развивающих программ сокращаются при автоматизации поставленных звуков на месяцы. Ещё более результативное сокращение при введении звука в речь, в ещё более короткие сроки наблюдается у детей с сохранным интеллектом и эмоционально-волевой сферой, тогда процесс полного исправления дефекта звукопроизношения и введения звука в спонтанную речь при использовании программно-аппаратных технологий становится увлекательным и быстрым.
Помимо логопедических тренажёров, в медиатеке имеются электронные пособия по русскому языку Бунеева Р.Н. для 1,2 классов (CD-диски, www examen.biz), видеоуроки «АБВГДйка» Как хорошо уметь читать!» (CD-диск, videouroki.net), «Логопедические упражнения» (CD-диск, издательство «Учитель»), компьютерные программы для развития детей «Скоро в школу. Развитие речи» (CD-диск, издательство Мозаика-синтез), презентации и клипы, развивающие игры для детей он-лайн, физкультминутки-анимации, детские обучающие и развивающие компьютерные игры, интерактивные обучающие упражнения, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление с детских порталов и сайтов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и т.д. 
Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой учебной информации и успешность обучения. Используя методическую силу мультимедиа, учитываю, что детей младшего возраста легче заинтересовать и обучить, когда они воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, при этом учитываю объём и время воздействия не только информационного, но и эмоционального. Навыки, полученные на логопедическом занятии, отрабатываются, закрепляются и автоматизируются на компьютере. Яркий картинный ряд, разнообразный лексический материал, визуальные и звуковые маркеры, упорядоченность заданий и упражнений, постепенный переход от простого материла к сложному позволяют детям быстро и эффективно осваивать программный материал.
Возможности компьютерных программ применяю для организации объективного контроля развития и деятельности детей, для быстрого создания собственного дидактического материала, визуализирующего акустические компоненты речи и расширяющего спектр невербальных заданий. Обучение с использованием компьютерных технологий стало одним из стандартных компонентов учебного процесса. Постоянно расширяю знания информационных технологий обучения посредством возможностей Internet-ресурсов – это и участие в Internet-конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях, вебинарах, распространение собственного опыта путем размещения электронного портфолио, создания сайтов, дистанционное обучение и т.д.:











ёsђ Заголовок 1ёsђ Заголовок 2Fђ Заголовок 3ёsђ Заголовок 4Sђ Заголовок 815