Информационная грамотность обучающихся – залог успешного обучения.



Долгушина А. Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №5

Информационная грамотность обучающихся – залог успешного обучения.
В статье рассмотрено понятие информационная грамотность.  Термин «ИКТ» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».
Информационная грамотность учащихся является основой, первым уровнем формирования умения ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет и включает совокупность всех качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
• во владении основами аналитической переработки информации;
• в умении работать с различной информацией;
  Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Несмотря на различные виды и формы творческих работ (проекты, доклады, рефераты, сообщения, сочинения, исследования и пр.), существует нечто общее, что их объединяет. Во-первых, никакая творческая работа невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации. Во-вторых, существуют определенные требования к ее структуре и оформлению.
Алгоритм работы с информационными ресурсами.
Учащимся будет проще работать, если они усвоят некоторые правила и последовательность действий или алгоритм деятельности, которые необходимы при любой самостоятельной деятельности с информационными ресурсами.Определение темы, вида, цели, задач и структуры творческой работы
- Отбор необходимой литературы и источников информации
- Изучение отобранного материала
- Составление плана
- Работа с текстами и подготовка выписок
- Формирование текста
- Написание черновика
-Оформление работы
- Подготовка к выступлению (защите).
При создании презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Обращаю внимание на структуру презентации, в которой необходимо выделить основные моменты, тем самым, обучаю школьников связной структуре передачи и закрепления информации.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.
На уроках русского языка открываются широкие возможности по формированию данных умений, составляющих информационную грамотность. Во время такой работы у учеников формируются умения работы со словарём: пользуясь аппаратом ориентировки, правильно отыскивать нужное слово, выделять нужную информацию из словарной статьи, понимать сокращения, а главное использовать их в своей работе.
Начиная с 5 класса, знакомлю учеников с разными видами словарей: «Этимологический словарь», «Орфоэпический словарь» О. Д. Ушакова, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова.
Словарную работу провожу по определённой системе. Каждый день недели несёт свою определённую функцию. Понедельник – словарный диктант из ранее изученных слов, вторник - знакомство с новой группой слов (с использованием различных словарей: толкового, этимологического, орфоэпического), среда – работа с группами однокоренных слов к словарным словам (обязательно с использованием словообразовательного словаря), четверг – выполнение текстовых заданий с использованием словарных слов, пятница – разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок. Отмечу, что содержание всех вышеперечисленных заданий тесно связано с темой урока. Домашние задания так же предполагают использование вышеперечисленных словарей. Используются словари синонимов и антонимов, фразеологический словарь, словарь омонимов,  омографов и омофонов.
Для формирования информационной грамотности очень важно научить детей работать с таблицами, алгоритмами, памятками: извлекать информацию из них, а позже и самим составлять. Для этого формируется папка, в которую вкладываются памятки, таблицы и алгоритмы. В ней весь материал структурирован соответственно предметам и темам программы. Первоначально они выдаются детям в готовом виде. Затем с недостающими данными, а позже некоторые полностью создаются учениками. Папка становится собственноручно изготовленным справочником. К нему можно обратиться, когда новый  материал ещё не полностью усвоен, если появляются затруднения при выполнении домашней работы, а так же при повторении и в среднем звене.
Необходимо уделять большое значение формированию информационной грамотности.