Зависимость от виртуальных игр, как проблема подростков XXI века


Исследовательская работа по теме: "Зависимость от виртуальных игр, как проблема подростков XXI века"Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа №46»Нижний Новгород Выполнила: ученица 9 «Б» классаГорюшкина Ксения СергеевнаРуководитель: Гусева Ольга Юрьевна, учитель биологии г. Нижний Новгород2017 Мотивация Проблема зависимости подростков от компьютерных игр остро стоит в наши дни. Влияние компьютерных игр на нормальное развитие личности - одна из наиболее популярных и противоречивых областей психологических исследований за последние годы. В этой работе я бы хотела рассмотреть специфику влияния компьютерных игр на формирование психологической зависимости у подростков. Источниками для исследовательской работы послужили статьи из газет и журналов, материалы, размещенные в сети Интернет. Гипотеза Основной гипотезой исследования послужила версия, что дети и подростки в современном обществе подвержены компьютерной зависимости, в частности зависимости от компьютерных игр. Цель Теоретически определить и экспериментально доказать факт негативного влияния, злоупотребления компьютерными играми на личность играющего. Положительные аспекты игровой компьютерной деятельности рассматриваются обзорно. ЗадачиОхарактеризовать причины возникновения зависимости детей и подростков от компьютерных игр.Изучить классификацию компьютерных игр.Описать симптомы и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр.Провести социологический опрос среди учащихся 7-9 классов по теме исследования. Причины возникновения зависимости у подростковОтсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, не связанных с компьютером. Отсутствие друзей.Общая неудачливость ребёнка. Не сформировавшийся стержень характера подростка. Привлекает подростка в компьютерной игре:наличие собственного изолированного виртуального мира;отсутствие ответственности;реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;возможность самостоятельно принимать любые в рамках игры решения, вне зависимости, к чему они могут привести. Аддикция Аддикция - это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний. Наиболее распространенные виды аддикции Эмоциональные отклонения у аддиктов При компьютерной аддикции не происходит дистресса и улучшения настроения.Причины эмоциональных отклонений Классификация компьютерных игр Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Ролевые игры Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа. Критерии ролевых игр:Ролевая игра должна располагать играющего к "вхождению" в роль компьютерного персонажаРолевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте Классификация ролевых компьютерных игр:Игры с видом "из глаз" своего компьютерного героя.Игры с видом "извне" на своего компьютерного героя.Руководительские игры. Неролевые игры Это игры, в которых играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа. Поэтому психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов: Аркадные игры ГоловоломкиИгры на быстроту реакцииТрадиционно азартные игры Положительные факторы компьютерных игрОбучениеКонцентрация вниманияМыслительные операцииРазвитие воображенияСкорость реакции Симптомы зависимости Психологи выделяют симптомы психологической зависимости от компьютерных игр:эйфория за компьютером; нежелание отвлечься от игры за компьютером; неспособность спланировать окончание сеанса игры; расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения компьютера; забывание о домашних делах, учебе и договоренностях; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном; предпочтение принимать пищу перед монитором; обсуждение компьютерных игр со своими сверстниками.Длительное нахождение за компьютерными играми может привести к развитию проблем физического состояния здоровья:синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна Динамика компьютерной зависимости Стадии формирования Стадия легкой увлеченностиСтадия увлеченностиСтадия зависимостиСтадия привязанности Профилактика борьбы с зависимостью подростка Зависимым от компьютера может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели. Практическая часть исследованияФорма: социологический опрос (анкетирование)Респонденты: учащиеся школыКоличество: 90 человеквозрастные группы: 7 класс (13 лет) – 35 человек, 8 класс (14 лет) – 28 человек, 9 класс (15 лет) – 27 человек. 1. Играете ли вы в компьютерные игры? Результаты показали, что в 7-9 классах 84% из опрошенных играют в компьютерные игры. Больше всех играют учащиеся 7 класса (89%). 2. Сколько времени вы затрачиваете на игры?Из них за компьютерными играми: 12% - играют до 1 часа.60% - от 1 часа и более. 28% - более 3 часов в день. 3. Какие компьютерные игры предпочитаете? А – где вы принимаете роль персонажа на себя Б – где видите себя со стороны В – игры на быстроту реакций Г – головоломки Девочки предпочитают такие игры, как головоломки и на быстроту реакций. Мальчики предпочитают играть в ролевые игры. 4. Испытываете ли вы раздражение или злость, если не удаётся выиграть?На этот вопрос 30% опрошенных ответили – да. 5. По какой причине вы садитесь за компьютер?А – Скучно, нечем занятьсяБ – Хочу развлечьсяВ – Хочу победить соперникаГ – Хочу дать выход эмоциямД – Хочу уйти от реальностиСамый популярный ответ – скучно, нечем заняться. ВыводыОбусловлены причины возникновения зависимости детей и подростков от компьютерных игр.Изучена классификация компьютерных игр.Проанализированы симптомы и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр.Социологический опрос среди учащихся 7-9 классов на практике доказал достоверность предположения, что дети и подростки в современном обществе подвержены компьютерной зависимости, в частности зависимости от компьютерных игр. Особую тревогу вызывают подростки в возрасте 13 – 15 лет, причем большинство из них мальчики. Используемая литератураЛитератураКраснова С. В., Как справиться с компьютерной зависимостью- М.: Эксмо-Пресс, 2008, 224 сКуртышева М., Как сохранить психологическое здоровье детей – СПб.: Питер, 2005, 252 сШевнина О., Если ребёнок интересуется только компьютерными играми, М.: Эксмо, 2003, 64 с Электронные ресурсыhttp://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddicthttp://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=2046http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22951/http://www.medicus.ru/narcology/pats/?cont=article&art_id=7194http://max.1gb.ru/psy/psy-r11_intzav.shtmlhttp://psychological.ru/default.aspx?s=0&p=20&0a1=464&0o1=0&0s1=0&0p1=4