Программа Тимуровская работа как средство патриотического воспитания и социализации учащихся



Тема: «Тимуровская работа как средство патриотического воспитания и социализации учащихся »
Автор

Старшая вожатая
МКОУ Папузинской ООШ
Солдаткина Е.В

Содержание
Введение Актуальность данной темы__________________
Основное содержание________________________________
Патриотическое воспитание_______________________
История тимуровского движения___________________
Тимуровская работа в пионерской дружине
имени В.Пшеничкина_____________________________
Заключение_________________________________________
Литература_________________________________________
Приложение________________________________________
1. Актуальность и важность выбранной темы
Данная тема считается актуальной в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения. Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России»,  строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций». Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.  Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Сегодня особенно остро встал вопрос о возрождении тимуровского движения. Оно поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию их в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно как можно раньше, с самого детства. Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»
   
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что
- поможет         повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
-    раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
-  не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
-     проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Цель — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности:
Задачи
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира, общества, которое предстоит защищать.
3. Формировать чувство любви к России, любви к своему народу, любви к своей «малой Родине», школе, семье.

2.Основное содержание.
2.1 Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания.
Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Патриотическое воспитание было и остается одним из основных направлений воспитательной работы нашей школы
В этом году мы провели среди учащихся мини-опрос из трех вопросов:
Что такое патриотизм?
Кто такой патриот?
Считаешь ли ты себя патриотом?
Ответы учащихся превзошли наши ожидания, рассеяли опасения, что наши дети не имеют представления о патриотизме.
Почти все учащиеся, большинство девятиклассников ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь.
И многие назвали себя патриотами, потому что они любят свою Родину. Вот ответы некоторых ребят. Патриотизм - это чувство, свойственное почти всем людям, оно выражает любовь к Родине, готовность погибнуть за нее, изменить в ней что-то к лучшему.
Патриотизм - любовь к родине, когда человек, несмотря ни на что, способен совершить подвиг на благо Родине своей.
Патриотизм - это любовь всего народа к Родине, и не просто любить надо, но и какой-то вклад вносить. Патриот - это человек, который любит свою страну, имеет представление о происходящем в ней, желающий и совершающий действия на ее благо. Для него родина - не просто земля, на которой он живет, но и его окружение - семья, близкие. Защита ее для него - это прежде всего защита близких. Этот человек имеет представление о национальной идее.
Патриот - это такой человек, который свято верит в свою Родину и никогда ее не предаст. Патриот - это человек, который любит свой родной язык и уважает традиции страны. Патриот - это человек, любящий свою родину, и человек, который болеет за национальную сборную России по футболу.
Я считаю себя патриотом, потому что я живу на своей Родине. Я люблю свою Родину, если бы я не жила здесь, я бы очень скучала. Я патриот, потому что готов защищать свою родину.
Я считаю себя патриотом, потому что уважаю свою родину. Мне кажется, что Россия лучше, чем другие страны. Хочется сделать хорошее для своей страны.
Я считаю себя патриотом, потому что я люблю свою Родину, отстаиваю ее интересы, верю в свою страну, считаю ее лучше других, люблю народ, который живет в нашей стране.
Как видим, наша работа по патриотическому воспитанию дала некоторые результаты. И хотя пока это только слова, мы надеемся, что, повзрослев, наши выпускники будут истинными патриотами своей Родины!
Патриотическое воспитание на протяжение многих лет является одним из приоритетных направлений МКОУ Папузинской основной общеобразовательной школы. В 2014- 2015 учебном году огромная работа проводилась к 70-й годовщине Победы на основе Программы патриотического воспитания сохранение памяти о героическом прошлом земляков.
Патриотическое воспитание построено как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, стремление к выполнению своего гражданского долга. В школе разработана программа « Патриотическое воспитание школьников» на 2013- 2018 учебный год. Программа определяет цели, задачи. Основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания.
Реализация Программы предполагает совместную деятельность педагогического коллектива школы, общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.
Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе являются:
Воспитание высоких духовно- нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности к своему Отечеству;
Формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
Формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;
Формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.
Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию являются традиционное проведение месячника по патриотической и спортивной работе ( февраль, май) участие в областных и районных акциях, таких как : « Никто не забыт , и ничто не забыто», « Чистая квартира», « Победа в лицах», «Добрые дела» и многих других.
Ежегодно учащиеся школы несут почетную вахту у памятника погибшим воинам.
Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ , в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

В школе проводились такие мероприятия как конкурсы рисунков, боевых листов, фотографий, военной песни, встречи с вдовами ветеранов, пионерские сборы, конкурсы художественной самодеятельности, конкурс Агитбригад, работа по благоустройству территории вокруг памятника погибшим воинам односельчанам.
В комнате Боевой Славы собран богатейший материал по истории Великой Отечественной войны: оформлены стенды, витрина, фотографии, воспоминания фронтовиков.
Мероприятия школьного музея включены в план работы школы по патриотическому воспитанию обучающих.
В школе работает кружок « Краеведение» , который занимается сбором сведений о земляках – участниках Великой отечественной войны. Дети записывают воспоминания тружеников тыла, вдов, оформляют презентации , видеоролики.
В пионерских отрядах основным направлением патриотического воспитания является тимуровская работа, ребята оказывают посильную помощь по хозяйству пожилым людям, вдовам. Шефствуют над памятником воинам односельчанам погибших в годы Великой Отечественной войны. Возобновилась экскурсионная работа, подготовлены учащиеся – экскурсоводы. Продолжается поисково - исследовательская деятельность совета музея. Это и изучение материалов , собранных ранее , и встречи с людьми, изучающими жизнь и деятельность. Активисты школы и кружка « Краеведение» принимали участие в конкурсах по патриотическому воспитанию и занимали призовые места « Сохраним историю» – 2 место, «Экскурсионная деятельность» – 1 место, «Комната Боевой славы» - 1 место. « Усадьбы села Папузы» - 1 место и многие другие конкурсы.
В перспективе развития музея – расширение площади и расширение раздела посвященного землякам, выпускникам. О деятельности музея пишут в районной газете.
Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию , учитывать , что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.

  

2.2 Тимуровская работа как средство патриотического
воспитания и социализации учащихся
Тимуровское движение сегодня: значение и перспективы. Тимуровец – понятие, пришедшее к нам из советских времен, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово «тимуровец» - имя нарицательное, произошло от имени героя Аркадия Гайдара « Тимур и его команда» Тимура. Подросток Тимур организовал отряд ребят , тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям. Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром. Жизнь состоит из множества интересных и заманчивых событий и приключений. Мы сможем и других научить всему тому, чему научились сами. Потому что у нас каждый помогает каждому. И мы должны быть готовыми в любую минуту прийти на помощь. Люди должны знать, что на тебя можно положиться. Наш девиз «Будь готов!» говорит о готовности заботиться о себе и помогать тем, кто нуждается. А наш лозунг – «Делай каждый день доброе дело!» свидетельствует о готовности быть полезным своей семье, друзьям, обществу. Добрые твои дела, даже самые малые, но каждодневные, сделают жизнь других лучше. Тимуровское движение приняло широкий размах по всей стране после выхода в свет замечательной книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Бюро Центрального комитета комсомола своим решением от 6 сентября 1941 года поддержало инициативу пионеров по созданию тимуровских команд, которые были призваны оказать помощь семьям красноармейцев и красных командиров, работать с детьми дошкольного возраста, собирать металлический лом, макулатуру, лекарственные травы.
    Тимуровская работа обогатила содержание и формы деятельности детской организации, придала ей целеустремлённость, ярко выраженную общественно-полезную направленность, и в тоже время носила увлекательный характер, удовлетворяя стремление детей и подростков вносить свой повседневный вклад в героическую судьбу народа нашей страны.
   В холодную зиму 1941 года часто можно было встретить на улицах группы пионеров с пилами и топорами, направляющимися на выполнение заданий штаба пионерской дружины. Они спешили до уроков распилить и расколоть дрова в семьях фронтовиков. Не замечая пурги и холода, мальчики пилили и кололи дрова, а девочки складывали.
   В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днём: только в Советском Союзе команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующее, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.
    Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручениям раненных, выдавали книги из библиотек.
В августе 1943 года из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», гружённый подарками, собранными пионерами и школьниками.
   Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение развивалось, становилось всё более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 года по всей стране были проведены слёты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровцев рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение  в осаждённом врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941-1942 годах в тимуровских командах Ленинграда успешно работали около 12 тысяч пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продукты.
   За годы войны пионеры-тимуровцы распилили и раскололи семьям фронтовиков свыше 20 кубометров дров. Многие пионеры и школьники села вязали для фронтовиков шерстяные варежки, носки, шарфы, кисеты для табака. Высылали их как в подарок бойцам на фронт. Эти посылки укрепляли духовные связи пионеров с защитниками Родины.
   О тимуровцах рассказано и написано так много, что вряд ли стоит вновь всё пересказывать. Но вовсе не потому, что тимуровцы «устарели».
   Десятилетия прошли с тех пор, как возникло тимуровское движение, сегодня оно возродилось, приняв иной облик, но сохранив своё благородное назначение… Наши учащиеся  шефствуют над инвалидами войны и труда, над семьями погибших воинов, над теми, кому в тяжкие для страны годы досталась «большая доля общей беды»…Они взяли на учёт каждого человека, который нуждается в помощи другого. Они узнают все нужды такого человека, чтобы в повседневных мелочах быть полезными, чтобы иметь возможность порадовать неожиданным вниманием.
   …Для нас война давно отгремела. Людям, которым она нанесла жестокие раны, ни на день не уйти от пережитого. Многим пожертвовали они ради того, чтобы защитить нас. Как же им дорого простое человеческое внимание, каждый знак того, что их прошлое не забыто, что сами они уважаемы и любимы! Отлично, что понимает это наше поколение.
   Отлично потому, что теперь у нас стало больше счастливых людей, получающих постоянную помощь, согретых человеческим теплом. Отлично и потому, что сами юные тимуровцы очень много почерпнули, принося эту радость. Отзывчивость, душевная щедрость – великолепные качества.
   Но не только эти душевные свойства приобретают ребята, шефствуя над участниками войны, общаясь со старожилами села, они узнают от этих людей гораздо больше, чем можно прочесть в книгах, узнают историю своей страны, историю родного края. Здесь без шума, без громких фраз происходит то, что мы называем патриотическим воспитанием.
Доброе слово делает мир чуточку светлее и добрее. Добрые дела помогают тем, кто нуждается в этом, тем, кто просит помощи. Поэтому у каждого пионера имеются свои подшефные. Это или участник войны, или просто одинокий пожилой человек, или малыши.
   Это может быть и целая семья, но семья многодетная, неблагополучная, семья нуждающаяся в помощи другого. Сила в доброте. Хочешь, чтобы к тебе относились по доброму, будь добрым. Поэтому, мы всегда заботимся о других.
   Традиции тимуровского движения так же нашли свое выражение и развитие в добровольном участие детей и подростков в благоустройстве , охране природы.
   

 
 2.3 Тимуровская работа в пионерской дружине имени В.Пшеничкина В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков, в том числе и через участие в тимуровском движении. Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты  и  сироты  при  живых родителях,  бездомные животные и просто наши больные соседи- все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.
 В нашей школе тимуровская работа ведется не первый год. У нас есть своя программа и план работы тимуровской работ. Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 -9х классов.
    Тимуровцы участвовали в различных операциях и социальных проектах, Но главным, мы считаем помощь ветеранам и сохранение в нашей памяти их подвигов.
   Становясь пятиклассниками, каждый класс начинает шефствовать над ветеранами. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь, ведут записи воспоминаний. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи ветеранам в хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздников, организовывают встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воинов, когда в День Победы ребята поздравляют их и преподносят подарки, изготовленные своими руками. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе.     Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Польза от этого обоюдная: и ветеранам – внимание, и школьники имеют возможность пополнять школьный музей новыми материалами и обогащать себя знаниями.
Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. У каждого класса есть свои подшефные . Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе.   Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых.

В годы пионерии и комсомола эта роль осуществлялась посредством детских общественных организаций. Пионерская организация – это гуманистическая, патриотическая общественная организация. Дети жили и подчинялись особым законам: быть патриотом своей Родины, держать равнение на героев борьбы и труда, чтить память павших и готовиться стать защитником Родины, быть честным и верным товарищем, быть настойчивым в учении, труде и спорте. Если пионер – означает «первый», то это значит, что он первым готов протянуть бескорыстную руку помощи человеку, родной природе, Отечеству; он гражданин своей Родины, которому небезразличны горе, радости, чаяния и надежды народа.
Тимуровское движение неразрывно связано с пионерией . Изучив материалы о тимуровском движении прошлых лет нашей школы, посёлка, можно сказать, что оно имело важное влияние на детей в деле гражданско-патриотического воспитания личности.
Из воспоминаний о тимуровском движении.
Барановой М.Ф. ветерана педагогического труда
«Сколько себя помню, всегда была тимуровцем. Мы с одноклассниками и с подругами с нашей улицы помогали старикам, пожилым – складывали дрова, пололи гряды, носили воду для полива огорода и поливали. Воду носили из луж, которые затапливали улицы в болотистых местах, т.к. на всю улицу было только два колодца. Прицепим на одно коромысло вёдра и несём вдвоём, втроём. Всё старались делать так, чтобы хозяйка не знала. Мы устраивали общие сборы тимуровцев – пели песни, соревновались, планировали свою работу.
После окончания института пришла работать в родную школу. Конечно же, была и классным руководителем. За годы работы выпустила 10 классов.
Все мои ребята были пионерами-тимуровцами. Мы помогали колоть дрова старикам, брали над ними шефство; зимой расчищали от снега каток на стадионе; садили, копали картошку на пришкольном участке Работа доставляла ребятам радость, потому что любое дело проходило весело, задорно; кроме того, были соревнования между классами – кто больше и быстрей выполнит работу.
Тимуровское движение в те годы – это не только помощь старикам; мы с ребятами ходили в походы, устраивали соревнования, концерты для родителей к 23 февраля, к 8 марта. Устраивали концерты на фермах – агитационных собраниях перед выборами. Ездили с концертами по другим школам. Ребята мои активно участвовали в КВНах, в различных выставках.
В общем, жили очень дружно и весело, я думаю, у ребят остались самые светлые воспоминания о школьных годах и о том общем деле, которое мы все делали». Не забывали о престарелых – помогали им в уборке урожая, весной вскапывали огороды, кололи и складывали дрова. К праздничным дням готовили поздравления и концерты.
Нравилось всем шефствовать над малышами. Пионеры среднего звена были вожатыми октябрятских групп в начальной школе, а старшие – в отрядах среднего звена. Ходили в детский сад с концертами и оказывали практическую помощь.
В нашей школе проводилась акция «Красные звёзды». На домах и квартирах, где живут ветераны, ребята прикрепляли красные звёздочки – символы вечной благодарности тем, кто грудью защищал нашу Родину от фашистских захватчиков.
Мы собирали и отправляли много металлолома. Отправляли пионерские посылки. Лучшие традиции тимуровского движения не умерли. Они остаются жить в делах учеников нашей школы. А наши походы всей дружиной! Впереди знамя, горнисты, барабанщики и огромная колонна отрядов – шумная, радостная, со своими отрядными песнями, с рюкзаками, котелками, фляжками! Помню, как готовили нас к вступлению в пионеры. Принимали в пионеры не всех, а только достойных. Тимуровское движение тогда было по всей стране, и мы гордились, ощущая себя частью своей страны. Так было когда-то. Весело и дружно жили дети, объединённые одним большим, общим делом. преданность народу и Родине, стремление приносить радость людям, быть настоящим патриотом.
Любить ближних, всё живое, родину, людей – должно стать ведущей идеей современных тимуровцев.
Милосердие и сострадание – эти понятия звучат всё острее и острее в наши дни. Невозможно развитие государства, личности, а тем более личности ребёнка в атмосфере чёрствости, бездушия, корысти. Какое поколение мы получим через пять - десять лет, если позволим себе забыть, что существуют добро, порядочность, совестливость, если не вложим это в наших детей?
Тимуровское движение в своё время приносило огромную пользу в деле воспитания подрастающего поколения – воспитывало в юных тимуровцах трудолюбие, любовь ко всему живому, патриотизм. Детство… Моё счастливое пионерское детство. С каким удовольствием я вспоминаю о нём. А всё потому, что каждый ребёнок ощущал себя пусть маленьким, но важным звеном огромной цепи – пионерской организации. Это детское общественное движение способствовало развитию в каждом ребёнке целеустремлённой, инициативной, высоконравственной личности. Уникальным явлением, связующим поколения людей, было тимуровское движение.
     Прошёл не один десяток лет. Многое изменилось: и ценности в обществе, и идеалы. Но по-прежнему главной задачей является воспитание подрастающего поколения, развитие в них чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.
     Отрадно видеть, как в нашей школе активно ведётся тимуровская работа. Одним из направлений патриотического воспитания в деятельности пионерской организации является тимуровская работа.
     Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем посёлке, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.
     Традиционной работой в рамках тимуровского движения являются операции "Снег”, "Ветеран живет рядом”, "Салют ветеранам” и "Обелиск”. Ребята посещают своих подшефных и оказывают им посильную помощь.
     Так, 27апреля учащиеся 7 класса помогли Лупановой Ольге Ивановне скопать огород, 16 апреля 8 класса убрали в доме и убрали от мусора территорию вдовы участника Великой отечественной войны Самосадовой Екатерины Ефремовны и Барановой Марии Федоровны.
     Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздника, организовывают встречи с ветеранами войны. Так, 8 марта учащиеся 8 класса поздравили с 8 мартом наших ветеранов педагогического труда Баранову М.Ф, Баранова Н.П, Ларцеву Н.А, Самосадскую Л.К. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

                   

 3.  Заключение
  Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
В условиях современного общества все большее значение приобретает приоритет общечеловеческих ценностей. Но воспитание гуманной личности возможно только тогда, когда ребенок будет принимать непосредственное участие в общественно-полезных делах. Поэтому мы с ребятами – скорые помощники для ветеранов войны и труда, вдов, одиноких престарелых людей. Тимуровская работа для наших детей является необходимым и естественным делом, а также воспитывает в них такие качества, как доброта, отзывчивость, любовь к своей Родине, честность и порядочность. Так в организации проходят акции: «Ветеран живёт рядом», «Память», «Неделя Дружбы». Тимуровцы разрабатывают маршрут действия. Так в сравнении с прошлыми годами число подшефных выросло до 4 человек. Помогаем престарелым людям не только физически, но и морально. Ведь одиноким престарелым людям так не хватает общения. Поэтому мы стараемся, как можно чаще собирать их вместе на концерты, посиделки с чаепитием. Педагогический коллектив нашей школы старается сформировать у учащихся трудолюбие, верность идее и долгу, честность и благородство, доброту и отвагу, преданность и готовность к защите Отечества.
Ценности, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе педагог, воспитатель – Человек, Семья, Родина, Мир. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками, так или иначе, присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждого учебного заведения. Согласитесь, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни человека, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, любовь к Родине, честность, порядочность, гуманность и многие другие конкретные качества человеческой личности.
посиделки с чаепитием.те на коаще собирать их вместе на коонцертыдных ребят.ойЭта работа даёт хорошие результаты: наши ребята всегда первыми откликаются на районные и областные акции милосердия, такие, например, как «Подарок детскому саду », «Посылка солдату», и другие, за что мы неоднократно награждались районными грамотами. Немаловажно и то, что в результате этой работы среди ребят нашей организации трудно назвать таких, кто смог бы совершить жестокий по отношению к другим поступок или отказал в помощи тем, кто в ней нуждается.



МКОУ Папузинская ООШ
План работы «Тимуровцы на 2012- 2013учебный год
№ п/пНазвание дела Сроки Контингент Ответственные Консультанты
1. Операция «Ветеран живет рядом» Сентябрь
октябрь Ветераны ВОВ, вдовы ,педагоги школы, Совет Дружины Старшая вожатая
2. Агитбригада «Наш путь – милосердие» октябрь 2-9 классы, родители Совет дела Учитель литературы
3. Конкурс листовок, акция «Твори добро другим во благо!»Акция ноябрь 5 – 7 классы, Жители села Совет дела Учитель ИЗО, классные руководители
2. Акция «Трудовой десант»
Акция «малышок» ежемесячно Ветераны ВОВ, вдовы,педагоги школы детский сад Актив дружины, 8-9 классы Старшая вожатая,классные руководители.
3. Внеклассное мероприятие.«Аркадий Петрович Гайдар - любимых детских книг творец и  верный друг ребят».           ноябрь 2-4 классы Совет дела Руководители проекта
4. Литературно–музыкальная композиция «Россия – Родина моя!» ноябрь Ветераны , вдовы , пожилые люди Совет дела, 7-9 классы Учитель музыки, учитель литературы
5. Вечер встречи «Мы памяти вашей верны» ноябрь Ветераны ВОВ, педагоги школы Совет дела, 5-9 классы Старшая вожатая, классные руководители
6. Конкурс фотографий «Герои былых времен» сбор материала для музея Декабрь
январь 5-9 классы Совет дела Кл. руководитель вожатая
7. Операция « Снег»
Подарок солдату Февраль-март 1-9 классы Совет дела Классный руководитель
8. Экскурсия в Музей Боевой славы«Дорога жизни» февраль 2-9 Актив дружины Вожатая , классные руководители
9. Торжественная линейка, посвященная «Марафон памяти юных героев» февраль Ветераны ВОВ, педагоги школы,
1-9 классы Совет дела Старшая вожатая
10. Операция «Открытка в подарок» (в рамках празднования Дня защитника Отечества, Международного женского дня, дня Победы) Февраль, март Ветераны ВОВ, педагоги школы Совет дела Руководители проекта, классные руководители 1-4 классов
11. КТД«Этих дней не смолкнет слава» Акция « Чистая улица
Акция « Поздравь ветерана»
Митинг « День Победы» апрель
май Ветераны ВОВ, педагоги школы Совет дела , классные руководители 2-9 классов
Старшая вожатая
Старшая вожатая Солдаткина Е.В
Программа «Тимуровцы»
Девиз
«Покой не ищем нигде, никогда .Мы в жизни всегда найдем дела»
Цели и задачи:
  воспитание готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;
формировать социальный опыт детей;
осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;
осуществлять деятельность пионерской дружины.
   Ребята вправе: Свободно распространять информацию о своей деятельности, выступать с инициативами по вопросам оказания помощи нуждающимся, привлекать на добровольных началах и в установленном законодательством порядке средства государственных организаций, учреждений, ведомств, местных органов самоуправления, общественных объединений, коммерческих организаций, отдельных граждан, осуществлять благотворительную деятельность: концерты, трудовые рейды и любую другую деятельность, не запрещённую действующим законодательством.2. Права и обязанности членов отряда.
Члены отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда.
Члены отряда обязаны: соблюдать законы отряда, участвовать в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.
Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г.  Троепольский.
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
Суть нашей   работы  - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, вдовы, дети войны, работники тыла, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.
Мы -  тимуровцы  помогаем тем, кто в этом нуждается
Тимуровская  работа  очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, мы узнаем много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушиваем их воспоминания о событиях давно минувших дней.
В нашей школе тимуровская  работа  ведется   много лет . Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 - 9-х классов.
Мы участвовали в различных операциях «Чистая квартира», “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду, ходили за продуктами, за лекарствами.
Выражение чуткого отношения к людям проявляли не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим мы -  тимуровцы  оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны.
Также провели рейды к младшим школьникам: “Учитесь, работайте, веселитесь, как мы”
Нам нравится помогать таким пожилым людям, беспомощным. Это приятно и себе, и другому. Как говорится, жизнь – это зеркало, сделаешь хорошее другому и тебе в будущем или в скором времени это вернется сторицей.
В процессе выполнения тимуровской  работы , мы входили в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на наше поведение.
Выполняемые нами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. Мы придерживаются заповедей:
Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;
Живи для улыбки товарища;
Лучше трудно, чем нудно;
Красота, но без прикрасИ добро не напоказ – Вот что дорого для нас.
Помогай и защищай нуждающегося в помощи;
Думать коллективно,Работать оперативно,Спорить доказательно –Для всех обязательно.
Наша традиционная коллективная песня: «Дорога добра». Она вызывает чувства, которые трудно передать словами. Главное в песне то, что она сближает, роднит людей.
Дорога добра
Слова Ю. Энтина,
музыка М. Минкова
1. Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой?Куда по свету беломуОтправиться с утра?Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом.Иди, мой друг, всегда Иди дорогою добра.
2. Забудь свои заботы,падения и взлеты.Не хнычь, когда судьбаСебя ведет не как сестра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо.Спеши к нему, всегда Иди дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разныхсомнений и соблазнов.Не забывай, что жизнь - Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный.Иди, мой друг, всегдаИди дорогою добра.
Задачи:
Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.
Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.
Развитие инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и труда
Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Основные направления деятельности
Дом без одиночества
Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны и труда с теми, кто находится практически только в стенах своего дома
1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.
2. Организация и проведение:
“огоньков”, встреч, концертных программ
дня пожилых людей “Согреем ладони, разгладим морщинки”
операций “Ветеран живет рядом”, “Подарок ветерану”, “Примите наши поздравления”, снежный десант
уборка памятника (ежемесячно)
«Учимся взаимопониманию» - посещение ветеранов на дому (еженедельно)
Помощь по хозяйству (еженедельно)
День героев – антифашистов (встречи с ветеранами войны и труда)
Концерт «Прикоснись ко мне добротой»
Неделя солдат славы.
Участие на митинге, посвященного Дню Победы.
Концерт, посвященный великой Победе.
Собирали материал для Книги Памяти и комнаты «Боевой и трудовой славы»
Открыли комнату «Боевой и трудовой славы», приглашали ветеранов войны и труда села.
“Мы — твои старшие друзья”
Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной.
В этом направлении мы, старшие  тимуровцы  помогали проводить мероприятия младшим  тимуровцам . Младшие  тимуровцы  вместе со старшими помогали учащимся начальных классов. Вместе мы провели все концерты, встречи, спортивные мероприятия.
В кругу друзей
Организация и проведение для своих сверстников:
уроков добра “Кто, если не ты”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Забота и внимание”, “Доброта приносит людям радость”, “Волшебное могущество добра”.
Коллективно- творческих дел “Человек человеку нужен”, “Мы нужны друг другу”, “Добру – дорогу”, “Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно”.
Для достижения поставленных целей и задач, мы были разделены на отряды по классам. Работа в отрядах организуется на основе инициативы и самодеятельности детей. Классный руководитель содействует и помогает нам в умении и навыков общественный работы.
Каждый отряд выбрал командира, придумал название отряда, девиз и выяснил, сколько человек по их местожительству нуждается в их помощи, какие еще работы они могут выполнить.
По итогам работы отряду или отдельному члену объявляется благодарность в устной форме перед классом, перед школой, награждают грамотами.
Вся работа отряда строится по плану, составленному на год.
Отрядной план работы мы составляли совместно с классным руководителем и заместителем директора по воспитательной работе на год. Календарный план работы отряда составляется на собрании дружины.
Для того, чтобы план явился результатом коллективного творчества, проводится школьниками разведка. На собрании отряда командиры рапортуют об итогах разведки и предлагают дела, которые они хотят внести в план. Обязанность классного руководителя – помочь детям советом, поддержать, конкретизировать и правильно сформулировать их. Поддерживая их инициативу, надо отобрать наиболее интересные и полезные дела, которые по силам отряду.

Литература
Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.
Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63
Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: библиографический справочник // Гайдар А. П. – М.: РШБА, 2007. – С. 71 – 74.
 Бирюк Л. Боевая его команда: к 100-летию Аркадия Гайдара / Л. Бирюк // Литературная . – 2004. – № 1. – С. 3.
6. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
9. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.
10. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
11 Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
12. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
13. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.
14. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
15. Издательство: Школьная ПрессаДемидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.
16. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
17. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
18. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
19. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

20. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
21 Мудрик, А.В. Социализация человека. – М.: МПСИ, 2011. – 624 с.









Приложение Фотоотчет
Фото наших тимуровских дел



Вахта Памяти


Играем с малышами в детском саду

Мы идем на помощь старшим


Операция «Родник»
Операция «Забота»

Подарок Защитнику Отечества

Благоустройство школы и села



Тимуровская работа Копаем огород

Подарим школе клумбу

Музей Боевой и трудовой Славы