Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания


-546735-24384000
5334015811500
ЗАЯВКА
Конкурс «Воспитание гражданина и патриота»
Данные для диплома Номинация и название конкурсной работы Е-mail, с которого отправляется письмо (+ можно добавить ещё один адрес) Размер оплаченного оргвзноса,
т. е. 260руб. или 380руб. и адрес*
Ф.И.О. (полностью) Должность, категория, звание Сокращенное название организации Васильева Любовь Владимировна
Учитель химии высшей квалификационной категории, педагог-организатор первой квалификационной категории МБОУ СШ № 5 п.Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Описание опыта работы irinka-vasilek@inbox.ru 260 рублей
Васильева Любовь Владимировна
Учитель химии высшей квалификационной категории, педагог-организатор первой квалификационной категории МБОУ СШ № 5 п.Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Программа
irinka-vasilek@inbox.ru 260 рублей
Всего: 520 рублей
Аннотация
на программу нравственно - патриотического направления
«Мы – патриоты своего Отечества»
Данная программа определяет содержание и основные пути развития системы нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование гражданско - патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.Программа представляет собой комплекс нормативных, правовых, организационных, исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодежи.
Цель и задачи программы
Основной целью Программы является совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания у детей и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, улучшение физического здоровья молодого поколения, повышение готовности к военной службе.Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на
защиту государственных интересов страны;
-утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому
России, интереса к истории родного края, к традициям, повышение престижа
государственной, особенно военной, службы;
-создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания,
интеллектуального, творческого и физического потенциала;
-формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к
участию в общественно-политической жизни страны и государственной
деятельности, в улучшении и познании окружающего мира.
-формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой
готовности к военной службе.
Область применения:
образовательные учреждения
Формы и методы реализации:
тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды.Возраст обучающихся:
7 – 17 лет
Ожидаемые результаты:
В результате осуществления Программы ожидается:
повышение эффективности патриотической работы
повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками
внедрение новых форм и методов работы по данному направлению
развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашей страны
сформированность идеала жизни и идеала человека.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до высокого уровня
создание кружков патриотической направленности
привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения
повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся
разработка исследовательских работ обучающихся.
Содержательная часть
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается
с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь,
эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и настоящему, а затем
ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.
Нравственно - патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства любви к родному краю, уважения к народам, населяющим страну, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства молодежи.
Сегодня необходимо крепко задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности, мягко говоря, приведшей к деформации в сознании многих людей самих понятий “патриотизм” и “патриот”, когда слова “патриотическое воспитание” зачастую воспринимаются как “насилие” и “подавление личности”. Это опасное явление. Оно грозит разрушением духовно-нравственного единства общества, многовековых традиций дружбы, экономического и культурного сотрудничества народов России.
Серьезные симптомы этой угрозы уже проявились в виде военных конфликтов в Чечне и Дагестане, в виде всплесков терроризма по регионам Российской Федерации.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации.
Во все времена, начиная от древней Руси и до нынешних дней, теневой стороной духовного единства государства российского был и остается патриотизм. С особой силой проявляется он в самые тяжелые для Отечества годы. Так было в периоды Отечественных войн 1812, 1941-1945 годов, при восстановлении народного хозяйства в последнее время.
На консолидирующий потенциал патриотизма государственные органы власти рассчитывают и в настоящее время.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан. Оно направлено на глубокое понимание каждым гражданином значимости военной службы, своей роли и места в служении Отечеству, проявление ими высокой личной ответственности при прохождении военной службы, убежденности в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем патриотического воспитания детей и молодежи.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
Конвенция о правах ребенка;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2016-2020 гг.»
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16)
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16)
Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”
Этапы реализации программы:
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить Программу патриотического воспитания для конкретного образовательного учреждения.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.
II этап: практический.
Цель: реализация Программы патриотического воспитания.
Задачи:
оформление учебных кабинетов, школьной библиотеки, рекреаций школы
отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов
воспитательного воздействия
расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.
проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы
активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения
проведение коррекции затруднений в реализации Программы
планирование работы на следующий период
Основные направления реализации Программы
- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;
- изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
- формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности;
- осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству;
- формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма, уважения и добросовестного отношения к труду, толерантности.
Ценностные установки Программы
Содержанием воспитания являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
честь;
достоинство;
свобода (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Виды деятельности и формы занятий
Образовательный модуль
Проведение уроков в библиотеке
Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотической тематике.
Проведение интегрированных уроков истории, обществознания и права по гражданско-патриотической тематике.
Проведение уроков-экскурсий по ОБЖ в войсковую часть и военный госпиталь.
Внеурочный модуль
Гражданско-патриотическая деятельность
Линейки, часы памяти, посвященные памятным дням России
Мероприятия, посвященные Дню Победы
конкурс рисунков, газет
конкурс презентаций
фестиваль инсценированной песни
конкурс военной песни
конкурс чтецов
классные часы совместно с военнослужащими
участие в митинге и Параде
возложение цветов в сквере Памяти
участие в концертах ГКО и ДК «Лесник»
акция «Георгиевская ленточка»
акция «Бессмертный полк»
акция «День Победы»
Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного
Дню защитника Отечества
конкурсы плакатов, рисунков
конкурс патриотической песни
смотр-конкурс песни и строя
конкурс чтецов
экскурсии «Служба и быт военнослужащего»
классные часы совместно с военнослужащими
участие в праздничном концерте в ГКО
Участие в районной игре «Зарница»
Проведение встреч обучающихся с выпускниками школы - курсантами
высших военных училищ, военных университетов и академий
Создание выставочных экспозиций
Операция «Забота»
акция «Обелиск»
акция «Ветеран»
акция «Подарок солдату»
благотворительная акция «Белый цветок доброты»
благотворительная акция «Дети детям»
Краеведческая деятельность
Беседы «Заслуженные жители нашего края»
Викторины, беседы «История нашего края»
Создание выставочных экспозиций, посвященных Камчатскому краю, Усть-Камчатскому району
Акция «С любовью к России делами добрыми едины»
Акция «Территория чистоты»
Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
Проведение игр на местности «Зарница»
Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни»
Соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису, стрельбе
Обеспечение организационного участия учащихся 10-х классов в учебно-полевых сборах
Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Организация работы спортивных секций.Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музеи;
организация субботников на пришкольном участке;
родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия;
беседы на темы по информационной безопасности и духовного здоровья детей; по укреплению детско-родительских отношений, по профилактике внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье; о безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
Совместные праздники «Дни Здоровья»
совместные проекты.
Взаимодействие школы с социальными партнерами
-7239055245МБОУ СШ № 5
Детская школа искусств
ККБУЗ
Центр социальной защиты населения
ЦДК «Лесник»
Администрация п.КлючиГИБДД
Отделение полиции № 8
Детско-юношеская спортивная школа
Войсковая часть 25522
Храм Рождества Богородицы
00МБОУ СШ № 5
Детская школа искусств
ККБУЗ
Центр социальной защиты населения
ЦДК «Лесник»
Администрация п.КлючиГИБДД
Отделение полиции № 8
Детско-юношеская спортивная школа
Войсковая часть 25522
Храм Рождества Богородицы
6540509605010МБОУ СШ № 5
Детская школа искусств
ККБУЗ
Центр социальной защиты населения
Детский сад № 40 «Золотой ключик»
ЦДК «Лесник»
Администрация п.КлючиГИБДД
Отделение полиции № 8
Центр занятости населения
Детско-юношеская спортивная школа
Войсковая часть 25522
Храм Рождества Богородицы
00МБОУ СШ № 5
Детская школа искусств
ККБУЗ
Центр социальной защиты населения
Детский сад № 40 «Золотой ключик»
ЦДК «Лесник»
Администрация п.КлючиГИБДД
Отделение полиции № 8
Центр занятости населения
Детско-юношеская спортивная школа
Войсковая часть 25522
Храм Рождества Богородицы

Миссия школы в контексте социальной деятельности — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.Мониторинг эффективности и
методологический инструментарий Программы
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов)
Опрос
Анкетирование
Интервью
Беседа
Психолого-педагогическое наблюдение
Перечень рекомендуемых диагностик, анкет, опросников
Диагностические анкеты, опросники по гражданско- патриотическому воспитанию.
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Диагностика определения общественной активности.
Анкета «Ценностные приоритеты».
Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
Измерение уровня воспитанности (Т.И. Шаламова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин).
Диагностики сформированности ученического коллектива:
Приложение 1
Тематика классных часов и бесед
патриотической направленности
1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
2 класс
1. «История моей улицы».
2. «С чего начинается Родина?»
3. «Славные сыны нашего Отечества»
3 класс
1. «История моего поселка».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».
4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»
5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Я - Россиянин».
3. «Защищать Родину – это почётный долг».
6 класс
1. «Литературное наследие России».
2. «Отец, Отчизна, Отечество».
3. «Народ и я – единая семья».
7 класс
1. «Достижения русских учёных и изобретателей».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Жители Камчатского края в годы Великой Отечественной войны».
8. класс
1. «Гражданин ли я России?».
2. «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
3. «Русские за границей».
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины».
3. «Дети на защите Отечества».
10 класс
1. «Мы – будущее нашего Отечества».
2. «Помнить, чтобы жить!»
3. «Мои замечательные земляки».
11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
2. «За что я люблю Россию?».
3. «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»
Приложение 2
Диагностика
по патриотическому воспитанию учащихся 1-2 классов
Назови своё имя, фамилию и отчество.
Как называется страна, в которой ты живёшь?
Назови свой адрес (город, улица, дом, квартира).
Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
Скажи, как ты думаешь, что такое смелость?
Как ведет себя герой?
Как ведет себя трус?
Диагностика
по патриотическому воспитанию учащихся 2-3 классов
Скажи, что такое Родина?
Как выглядит флаг, герб нашей страны?
Скажи, как ты думаешь, кто такой патриот?
Как ведет себя патриот?
Как ведет себя не патриот?
Что ты знаешь о Великой Отечественной войне? (если знаешь, расскажи об этом)
Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
Ты гордишься своей Родиной?
Где лучше жить – в России или за границей?
Анкета
по патриотическому воспитанию учащихся 4 -5 классов
Что такое Родина?
__________________________________________________________________
Ты гордишься своей Родиной?
_________________________________________________________________
Что такое война?
_________________________________________________________________
Кто защищает Родину?
_________________________________________________________________
Кто такой герой?
_________________________________________________________________
Кто такой ветеран?
_________________________________________________________________
Кто такой патриот?
_________________________________________________________________
Ты считаешь себя патриотом своей страны? Почему?
_________________________________________________________________
Анкета по гражданско-патриотическому воспитанию
6 – 7 классы

1.Патриот - это…______________________________________________________
2. Знаешь ли ты, почему так называется город, в котором ты живёшь? _______________________________________________________________________
3. Сколько лет вашему городу? _______________________________________________________________________
4. Зачем нужны герб, флаг, гимн? _______________________________________________________________________
5.Что изображено на гербе г. Петропавловска-Камчатского? _______________________________________________________________________
6. Назовите традиции своего народа? _______________________________________________________________________
7.Сколько национальностей насчитывается в РФ? _______________________________________________________________________
8.Назовите национальности коренных народов Камчатского края? _______________________________________________________________________
9. Отечество - это… _______________________________________________________________________
10. Семья –это… _______________________________________________________________________
11.Где записаны права и обязанности гражданина РФ? _______________________________________________________________________
12. Нужно ли отдавать воинский долг Родине? _______________________________________________________________________
Анкета "Патриотизм"
для учащихся 8 – 9 классов
При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов,
необходимо отметить выбранный вариант ответа любым знаком.
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
любовь к Родине
любовь к народу
любовь к своей семье, близким
прославление побед Родины
любовь к родному городу, деревне, дому
стремление к безопасному глобальному миру
любовь к национальной культуре
коллективный образ жизни
религиозная вера, которую я исповедаю
возрождение традиций советского государства
возрождение традиций российского государства
любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
любовь ко всему человечеству, гуманизм
уважение к своей Родине, гордость за свою страну
стремление к социальной справедливости
патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и отметьте его номер:
Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Словарь Ожегова и Шведовой).
Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа (Энциклопедия социологии).
Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой).
Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое (В. Познер).
3. В чем проявляется истинный патриотизм?
в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
в голосовании на выборах за патриотические партии
в участии в деятельности патриотических организаций
в праздновании исторических событий и юбилеев
в конструктивной критике недостатков в стране
в работе с полной отдачей сил по своей специальности
в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма
5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие направления патриотического воспитания? Направления патриотического воспитания в баллах от 0 до 5
деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных
фестивали, конкурсы патриотической направленности
военно-спортивные игры
литература патриотической направленности
выставки патриотической направленности
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн
личный пример и Ваше отношение к патриотизму
6. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?
воспитание чувства патриотизма с детского сада;
оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
создание патриотических кружков, организаций, клубов;
проведение военно-патриотических игр;
создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
организация досуга молодёжи;
личный пример, примеры героев войн;
развитие молодёжных организаций;
приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев
7. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это проявляется? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Может ли быть патриотом да/нет человек, который;
Критикует власть своей страны
Старается избежать службы в армии
Не знает текста гимна своей страны
Равнодушен к родной природе
Не знает историю своей страны
Не ходит на выборы
Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
Уезжает жить и работать за границу
9. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей других регионов России?
отличаются в лучшую сторону;
отличаются в худшую сторону;
не отличаются;
затрудняюсь ответить.
10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)
Нет, не приходилось
Затрудняюсь ответить
а) Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
_____________________________________________________________________________
б) Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну?
_____________________________________________________________________________
11. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово «Родина»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Считаете ли Вы себя патриотом?
Да
Нет
Анкета «Патриот»
для учащихся 10 – 11 классов
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? ______________________________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание»
Да Нет Не знаю Другой ответ
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей школьного возраста? 2. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? 3. Уделяете ли в вашей семье внимание формированию у детей любви к Родине? 4. Гуляя по улицам поселка, знакомите ли ребенка с его историей и известными людьми? 5. Как вы считаете, следует ли знакомить детей младшего школьного возраста с традициями, памятными датами, выборами происходящих в нашей стране? 6. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? 7. В какой бы стране Вы хотели, чтоб жили наши дети? Какие формы сотрудничества и информирования по проблеме патриотического воспитания ребенка предпочитаете (подчеркните выбранные) консультирование, семинары, участие в праздниках и исследованиях
свой вариант _______________________________________________
___________________________________________________________
Анкета
«Патриотические ценности молодежи»
Укажите Ваш пол Класс Кем Вы себя в большей степени ощущаете? (отметьте нужный вариант ответа)
а. Жителем своего города, района г. “Гражданином мира”
б. Граданином России д. Другой вариант
в. Европейцем Согласны ли Вы с утверждением
“Я хотел бы родиться и жить не в России”?
а. Да, согласен(-на) в. Затрудняюсь ответить
б. Нет, не согласен(-н) Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?
а. Нужно в. Затрудняюсь ответить
б. Не нужно С Вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?
а. Большинство г. Никого
б. Половину д. Затрудняюсь ответить
в. Меньшинство Есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться? (возможны несколько вариантов ответов)
а. Победа в Великой Отечественной войне д. Природные богатства страны
б. История страны е. Положение России в мировом сообществе
в. Культурное наледиеж. Другой вариант
г. Принадлежность к своей национальности з. Гордиться нечем
Одни считают, что патриот должен и любить Родину, и гордиться ею; другие считают, что патриот может только любить Родину, а гордиться ею не обязан. Какая точка зрения, первая или вторая, Вам ближе?
а. Первая в. Затрудняюсь ответить
б. Вторая Как Вы оцениваете свои возможности соблюдать обычаи и традиции своего народа?
а. Оцениваю достаточно высоко, стараюсь соблюдать в. Не хочу следовать традициям
б. Оцениваю средне, соблюдаю лишь отчасти, т.к. полностью соблюдать сложно Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм в школе?
а. воспитывается б. не воспитывается в. не знаю
Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм СМИ?
а. воспитывается б. не воспитывается в. не знаю
Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм в семье?
а. воспитывается б. не воспитывается в. не знаю
На Ваш взгляд, нуждается ли молодежь в подготовке к армейской службе?
а. Да г. Нет
б. Скорее да, чем нет д. Затрудняюсь ответить
в. Скорее нет, чем да По Вашему мнению, какие факторы, прежде всего, вызывают отказы призывников служить в армии (укажите не более 3-х вариантов)
а. Отсутствие патриотизма д. Угроза для жизни
б. Религиозные убеждения е. Боязнь унижений и издевательств
в. Низкий престиж военной службы ж. Бытовая неустроенность
г. Разлука с близкими, друзьями з. Затрудняюсь ответить
Напишите, как Вы понимаете выражение «патриотическое воспитание»?
Спасибо!
Диагностика нравственной самооценки.
Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мною высказывание».
Текст вопросов:
1 Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми 4 3 2 1
2 Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. 4 3 2 1
3 Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми. 4 3 2 1
4 Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. 4 3 2 1
5 Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. 4 3 2 1
6 Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. 4 3 2 1
7 Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. 4 3 2 1
8 Мне приятно делать людям радость. 4 3 2 1
9 Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. 4 3 2 1
10 Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. 4 3 2 1
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7 ( отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки,
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки,
От 16 до 23 единиц – нравственная оценка находится на уровне ниже среднего,
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: «Представьте, что у вас волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5». Список педагог заранее пишет на доске.
Список желаний:
№ Желание№… выбранных ответов1 Быть человеком, которого любят2 Иметь много денег3 Иметь самый современный компьютер4 Иметь верного друга5 Мне важно здоровье родителей6 Иметь возможность многими командовать7 Иметь много слуг и ими распоряжаться 8 Иметь доброе сердце9 Уметь сочувствовать и помогать другим людям 10 Иметь то, чего у других никогда не будет Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень
4,3 – средний уровень,
2 – ниже среднего уровня,
0-1 – низкий уровень.
Диагностика нравственной мотивации
Инструкция: Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать один из данных на них ответов.
Вопросы:
Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь,
б) думаю о том, что могло произойти,
в) не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик 6-7 лет, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы не приставал,
б) отвечу, что не могу ему помочь,
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру,
г) пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что он проиграл в игру:
а) я не обращу внимания,
б) скажу, что он размазня,
в) объясню, что нет ничего страшного,
г) скажу, что надо лучше научиться в этой игре.
Если одноклассник на меня обиделся, то я:
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации,
б) обижусь в ответ,
в) докажу ему что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 бала – высокий уровень,
2,3 балла – средний уровень,
0,1 бал – низкий уровень.
Диагностика определения общественной активности.
Инструкция: оцените выраженность данных качеств у воспитанника (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у воспитанника,
4 балла – выражено выше среднего,
3 балла – выражено средне,
2 балла – слабо выражено,
1 балл – совсем не выражено.
5 4 3 2 1 Высокая общественная активностьНизкая активностьХороший организаторСлабые организаторские способностиВысокая инициативностьНизкая инициативностьЗанимает ведущие позиции (лидер) Обычно выступает в роли «ведомого»
Высокий авторитет, уважение товарищейНизкий авторитетОхотно выполняет порученияОтлынивает от порученийАнкета «Ценностные приоритеты»
Инструкция: Определите своё отношение к данным ценностям по следующей шкале: Очень значимы – 4, значимы – 3, не очень значимы – 2, неприемлемы – 1, непонятны – 0.
ЦенностиБаллЦенностиБалл1. Верность поставленной цели17. Великодушие2. Способность к состраданию18. Готовность прийти на помощь3. Участливость19. Святость4. Чувство надёжности, безопасности20. Честность5. Убеждённость21. Смирение
6. Стремление сотрудничать с другими22. Инициативность и находчивость7. Мужество23. Оптимизм8. Упорство в достижении цели24. Доброта9. Энтузиазм, активное отношение к жизни 25. Любовь10. Справедливость26. Послушание11. Вера27. Преданность дружбе12. Верность28. Терпение13. Чувство товарищества29. Миролюбие14. Способность прощать30. Настойчивость15. Дружелюбие31. Радостное восприятие жизни16 Вежливость32. Готовность уповать на БогаПодсчёт результатов: результаты подсчитываются по значимости оценок в процентах: очень значимы – «4», значимы - «3», не очень значимы «2», неприемлемы – «1», непонятны – «0».
Методика определения ценностных ориентацийМ. РокичаИнструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.
Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.
Бланк для ответов к тесту ЦО М. Рокича____________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Перечень А 
Терминальные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)  
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемыеблагодаря жизненному опыту)  
Здоровье (физическое и психическое)  
Интересная работа 
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)  
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)  
Наличие хороших и верных друзей  
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)  
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,общей культуры, интеллектуальное развитие)  
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)  
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)  
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)  
Счастливая семейная жизнь 
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)  
Творчество (возможность заниматься творчеством)  
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)  
Перечень Б 
Инструментальные ценности Место
в жизни
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)  
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)  
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)  
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)  
Исполнительность (дисциплинированность)  
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)  
Непримиримость к недостаткам в себе и других  
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)  
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)  
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)  
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
Смелость в отстаивании своего мнения  
Чуткость (заботливость)  
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)  
Честность (правдивость, искренность)  
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  
Дополнительные вопросы после основной серии теста:
В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?
Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?
Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?
Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?
Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.
Обработка результатов
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
«конкретные» и «абстрактные» 
Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь  Жизненная мудрость 
Здоровье  Красота природы и искусства 
Интересная работа  Любовь 
Материально обеспеченная жизнь  Познание 
Наличие хороших и верных друзей   Развитие 
Общественное признание  Свобода 
Продуктивная жизнь  Счастье других 
Счастливая семейная жизнь  Творчество 
Удовольствия  Уверенность в себе 
ценности профессиональной самореализации и личной жизни 
Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни
Активная деятельная жизнь  Любовь 
Интересная работа  Наличие хороших и верных друзей  
Общественное признание  Свобода 
Продуктивная жизнь  Счастливая семейная жизнь 
Развитие  Удовольствия 
Среди инструментальных ценностей выделяются:
этические ценности, ценности общения, ценности дела 
Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Ответственность  Воспитанность  Аккуратность 
Высокие запросы  Жизнерадостность  Исполнительность 
Независимость  Непримиримость к недостаткам  Образованность 
Самоконтроль  Терпимость  Рационализм 
Широта взглядов  Чуткость  Смелость в отстаивании своего мнения  
    Честность  Твердая воля 
        Эффективность в делах 
индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности 
Индивидуалистические ценности Место в жизни Конформистские ценности Место в жизни Альтруистические ценности Место в жизни
Независимость  Воспитанность  Терпимость 
Непримиримость к недостаткам  Самоконтроль  Чуткость 
Рационализм  Широта взглядов     
Смелость в отстаиваниисвоего мнения          
Твердая воля         
ценности самоутверждения, ценности принятия других 
Ценности самоутверждения Место в жизни Ценности принятиядругих людей Место в жизни
Высокие запросы  Самоконтроль 
Независимость  Терпимость 
Непримиримость к недостаткам  Чуткость 
Образованность  Широта взглядов 
Смелость в отстаивании своего мнения   Честность 
Твердая воля     
Эффективность в делах     
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
при консультировании по вопросам карьерного роста;
в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
при изучении мотивационной сферы сотрудников;
при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.
Измерение уровня воспитанности
(Т.И. Шаламова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин)
Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
Критерии оценки уровня воспитанности не возникают из ничего, сами по себе, поэтому определим вначале требования к самой методике.
Первое требование — связь критериев с целями воспитания. Достигается это тем, что цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности. Получается следующая схема: главная цель — развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения затем переходят в критерий оценки — нравственная позиция, нравственное поведение.
Аналогично все цели воспитания переводятся в соответствующие им критерии.
Степени обучения цели Критерии оценки
1 2 3
1 - 4 классы Развитие любознательности
Уважение к школеТрудолюбиеБережное отношение к природеЧувство прекрасногоЯ - человек ЛюбознательностьМое отношение к школеТрудолюбие, прилежаниеБережное отношение к природеКрасивое в моей жизниКак я отношусь к себе Мои полезные привычки
5 -7 классы Развитие познавательного интересаУважение к людямИнтерес к трудуЭкологическая грамотностьЭстетический вкусЯ - личность ЭрудицияЯ и школаПрилежаниеОтношение к природеЭстетический вкусЯ (отношение к себе и ко мне)
8 – 9 классы Развитие познавательной активностиУважение к обществуПотребность в трудеЭкологическая культура
Эстетическая культура
Самоуважение. Эмпатия. Здоровье ЭрудицияЯ и общество. Я и властьОтношение к трудуЯ и природаЭстетический вкусЯ (отношение к себе)
10 – 11 классы Развитие познавательной потребностиГотовность к мировоззренческому, профессиональному и личностному самоопределению Экологическая потребность
Гражданская позицияЭстетическое отношение к действительности Интеллект МировоззрениеНравственностьГражданственность
Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях (отношениях) ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
Второе требование — доступность понимания критериев и показателей педагогами, учащимися и их родителями. Учитывая, что методика измерения уровня воспитанности учащихся является эффективным побудителем к самовоспитанию, требование доступности понимания — это путь к осознанию того, чего ждут школа, родители, наконец, общество от взрослого человека. Фактически в методике заложена модель оптимального уровня воспитанного человека, а потому она, как показал эксперимент, нужна прежде всего самим детям и их родителям, которые видят в ней, как и их дети, своего рода перспективу для личностного роста.
Третье требование — требование конкретной, не нарушающей этики человека количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса — частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились), и их дети. Вот эта самая пятибалльная система и не дает покоя критикам такого подхода. Когда-то оппонентам отвечал П.П. Блонский, считавший, что воспитателю надо знать, сколько раз проявилось то или иное качество личности в поведении ребенка. В предлагаемой методике оценивается частота проявлений тех или иных отношений и в зависимости от этого ставится тот или иной балл. Но это лишь одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый подход, который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а балльный такую возможность предоставляет. Четвертое требование — методика должна быть рефлексивной, т. е. предоставлять возможность для сочетания внешней оценки с самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, так как дает возможность сравнить самого себя с идеальной моделью. Так, например, учащиеся 7 класса школы № 801 г. Москвы в начале исследования предложили классному руководителю проводить измерения каждый месяц, хотя исследование должно проводиться только один раз в году (1993). И этот и другие положительные факты подтверждают значимость для детей рефлексивной методики.
Пятое требование — системность в отслеживании результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс. Ежегодные исследования — это лишь один из показателей системности, хотя скорее всего это систематичность. Систематичность заключается в том, что отслеживаются результаты всего образовательного процесса и по всем целям воспитания. Тем самым фиксируется единство воспитания и обучения в образовательном процессе школы.
Шестое требование — фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика (см. ниже).
Седьмое требование — необходимо отслеживать формирование мотивов нравственного порядка в системе всех отношений человека с миром.
Восьмое требование — полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.
Исходя из указанных требований и разработана система оценивания уровня воспитанности ученика. Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возможность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности педагогу, ученику, родителю.
Для каждого ученика с 1 по 11 класс разработаны анкеты. В анкетах содержатся критерии и показатели, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием самой анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение два-три и более классных часов. Главное в том, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говорится в анкете.
Приведем содержание всех анкет. Заметим, что при анкетировании учащихся мы расположили несколько иначе классы, чем это сделано при планировании целей воспитания. Объясняется это способностью детей воспринимать и понимать показатели в более простом или в более сложном виде.
Анкета для учащихся 1 – 2 классов
Мои отношения Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговая отметка
Любознательность: мне интересно учиться; люблю читать; мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; стремлюсь получать хорошие отметки Мое отношение к школе: выполняю правила для учащихся; добр в отношениях с людьми; участвую в делах класса и школы Трудолюбие:
стараюсь в учебе; внимателен; помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью; мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу; мне нравится дежурство в школе Бережное отношение к природе:к земле; к растениям; к животным Красивое в моей жизни:аккуратен в делах;опрятен в одежде;нравится все красивое вокруг меня; я вежлив в отношениях с людьмиКак я отношусь к себе:управляю собой; соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой; меня нет вредных привычек Анкета для учащихся 3 – 5 классов
Мои отношения Я оцениваю себя Я оцениваю себя меня оценивают родители Оценка классного руководителя Итоговая отметка
Любознательность: мне интересно учиться; люблю читать; мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; стремлюсь получать хорошие отметки Прилежание:
стараюсь в учебе;внимателен;самостоятелен;Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;нравится самообслуживание в школе и дома Я и школа:
выполняю устав школы;
выполняю правила для учащихся;
выполняю правила внутреннего распорядка;
участвую в делах класса и школы;добр в отношении с людьми;справедлив в отношении с людьми Отношение к природе:берегу землю; берегу растения; берегу животных; берегу природу Прекрасное в моей жизни: аккуратен и опрятен; соблюдаю культуру поведения; ценю красоту в своих делах;
вижу прекрасное в жизни Я (отношение к себе):управляю собой, своим поведением; соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой; забочусь о своем здоровье; умею правильно распределить время учебы и отдыха;у меня нет вредных привычек; у меня полезные привычки
Анкета для учащихся 6 – 9 классов
Качество личности и отношения Самооценка Оценка родителей Оценка классного руководителя Итоговая отметка
Эрудиция (начитанность и глубокие познания какой-либо области науки):прочность и глубина знаний;культура речи;доказательность и аргументированность суждений;сообразительность;использование дополнительных источников Я и общество (Отношение к общественным нормам, закону и власти):выполнение устава школы;выполнение правил для учащихся;выполнение правил внутреннего распорядка;следование нормам и правилам человеческого общежития;милосердие как противоположность жестокости;
участие в жизни класса и школы Отношение к труду:старательность и добросовестность;самостоятельность;внимательность;бережливость;привычка к самообслуживанию Я и природа (отношение к природе):бережливость к земле;бережливость к растениям;бережливость к животным;сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде Эстетический вкус (отношение к прекрасному):актуальность и опрятность;культурные привычки в жизни;внесение эстетики в жизнедеятельность;умение находить прекрасное в жизни;посещение культурных центров Я (отношение к себе):управляю собой, своим поведением;умею организовывать свое время;соблюдаю правила личной гигиены;забочусь о здоровье;полезные привычки Анкета для учащихся 10 – 11 классов или профессиональных училищ «Система ценностных ориентаций и ожиданий»
Критерии оценки и показатели Самооценка Оценка родителей Оценка экспертной группы или классного руководителя Итоговая оценка
Интеллектуальный уровень:эрудиция;культура речи;логика и операциональность мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, доказательность, аргументированность, самостоятельность в суждениях);нравственная направленность интеллекта (нравственные мотивы в позиции и поведении) Мировоззрение:понимание целостности и единства развития человека, природы и общества;осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительностей морали как стремлении следовать морали в системе отношений с окружающим миром;готовность к личностному и профессиональному самоопределению Человечность:доброта и сострадание как качества личности вообще;доброта и сострадание к семье, близким, друзьям;щедрость к слабым, больным, нуждающимся;стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем, без применения насилия;неприятие безнравственного поведения Ответственность:долг перед родителями и старшими; долг по отношению к обществу и Родине;долг по отношению к себе;долг по отношению к природе Гражданская позиция:осознание прав и обязанностей человека в обществе;социальная активность;следование закону, уставу школы;уважение государственных символов и власти;бережное отношение к истории и культуре своего народа;признание равенства полов и людей разных национальностей;доминирование мотивов общественного долга Характер:обязанность, единство слова и дела;мужество, честность, справедливость;честь и достоинство;умение понимать и прощать;осознание собственной активной роли в становлении характера;понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека;потребность и умение отстаивать свои взгляды на научной основе Примечание. В 10—11 классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой, состоящей из двух учащихся класса и двух учителей.
Когда учащиеся поняли содержание анкеты, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «5» ставится, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка «4» ставится, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «3» — если указанное отношение проявляется редко, отметка «2» — если оно не проявляется никогда. Отметка «1» не используется, но она обозначала бы тот факт, что учащийся имеет позицию, противоположную той, которая обозначена в анкете.
Сама процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки напротив каждого показателя. Затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей также провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителей знакомили с методикой оценивания. После выставления родителями отметок своему ребенку тот забирает анкету и приносит ее классному руководителю, который также выставляет ученику отметки за каждый показатель. В случае, если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл уже за каждый критерий. Например, по одному какому-то критерию было пять показателей. Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3,2. Это и будет средний балл за данный критерий. В результате получим шесть средних отметок по шести критериям. Сложив все средние баллы, получим общий балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а набравший меньшую сумму — последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.
После того как мы провели несколько исследований, сами учащиеся предложили сохранять анкеты, чтобы на следующий учебный год видеть свои результаты за прошедший учебный год. В результате каждый столбец, в которых ставятся отметки, стал расчерчиваться на несколько лет. Этот факт как раз подтверждает значимость исследования прежде всего для самих ребят и не вызывает тех недоумений, которые порой проявляются у взрослых. В самом деле, в чем состоит воспитательная опасность такого оценивания, критики и сами не знают. Этого, пожалуй, не знает никто.
Однако сторонникам «жесткой» критики данной методики мы предлагаем использовать иную систему оценивания в 5—9 классах, а именно вместо отметки «5» ставить «в» (это есть у меня всегда); вместо «4» ставить «ч» (часто); вместо «3» — «р» (редко) и вместо «2» — «н» (у меня нет этого качества). В старших классах можно оценивать несколько иначе — в уровневом эквиваленте: высокий «в» — мне присуще данное свойство, качество; средний «с» — думаю, что это мне свойственно, но не всегда я этому следую; низкий уровень фиксируется буквой «н» — я не знаю, свойственно ли мне это вообще; и наконец, буквой «о» (отрицательный) — я занимаю противоположную позицию (зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т. е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим). Последние рекомендации нуждаются в проверке реакции на данную методику классных руководителей, учащихся и их родителей.
Закончив анкетирование и подсчитав все, что нужно, классный руководитель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика. Первая карта для учащихся 1—9 классов, вторая — для учащихся 10—11 классов или профессиональных училищ.
Карта воспитанности включает в себя отношения и уровни воспитанности. Если у ученика выходит средний балл от 4 до 5, то это является показателем высокого уровня воспитанности, если средний балл от 3 до 4, то это средний уровень, аналогично балл от 2 до 3 — низкий, а от 1 до 2 баллов — отрицательный уровень, характеризующий поведение вопреки всем позитивным нормам. (Ранее в школах применялись такие понятия относительно поведения учащихся: примерное, удовлетворительное и неудовлетворительное.)
Фамилия, имя ученика Любознательность, эрудиция Трудолюбие, прилежание Отношение к природе Отношение к школе, обществу Эстетический вкус Я – отношение к себе Рейтинг (суммарный балл)
Класс 1…9 1…9 1…9 1…9 1…9 1…9 1…9
1.
2.
3.
4. Указы-вается средний балл Уровни воспитанности в % В –
С –
Н –
О - Примечание. Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y — уровни воспитанности в процентах.
Карта воспитанности для 10 – 11 классов выглядит следующим образом:
Фамилия, имя ученика Интеллектуальный уровень Мировоззрение Человечность Ответственность Гражданская позиция Характер Рейтинг – сумма средних баллов за каждый критерий
класс 10 - 11 10 - 11 10 - 11 10 - 11 10 - 11 10 - 11 10 - 11
Всего:
Высокий —
Средний —
Низкий —
Уровни воспитанности указываются в процентах.
Карта воспитанности заполняется после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся. Показывается ли карта всему классу? Естественно, что карту рейтинга хочет знать каждый ученик, но если класс не представляет коллектива, а отношения среди родителей сложные, то в таком случае показ карты воспитанности всем может повлиять отрицательно как на учащихся, так и на родителей. При нормальных отношениях карта воспитанности не представляет из себя никакого секрета.
Что же показало десятилетнее исследование уровней воспитанности учащихся многих школ разных регионов страны? Все выводы можно сгруппировать таким образом:
1. В начале исследования учащиеся предлагают проводить его не один раз в год, а чаще, по крайней мере один раз в четверть. Через год это желание проходит и исследование проводится лишь один раз в год.
2. Если взять за объективную оценку классного руководителя, то относительно ее завышают отметки примерно одна треть учащихся и родителей и столько же их занижают. Но это средние статистические показатели. Через два-три исследования эти различия пропадают и оценивание в основном сравнивается, что означает баланс притязаний и реального рейтинга, а значит и большую уверенность ученика в себе.
3. Классные руководители еще до исследования выражают недоверие в том смысле, что они хорошо знают своих детей и что исследование не даст им ничего нового. Каково же бывает их удивление, когда оказывается, что они многого не знали и даже не предполагали. Так, например, 80% учащихся 9 класса занизили свои возможности, они выставили себе значительно более низкие отметки, чем это сделал классный руководитель. Получение такой информации влечет за собой коррекцию отношений к детям со стороны педагогов.
4. Родители становятся более заинтересованными к воспитательным целям школы, они лучше представляют после работы с анкетами свою воспитательную роль.
5. За все годы исследований мы не получили ни одной «рекламации» на предлагаемую методику ни со стороны родителей, ни со стороны учащихся, ни со стороны классных руководителей. Единственную трудность представляют арифметические подсчеты. Но это на первых порах. После одного-двух исследований сами дети предлагают помощь. Главное же состоит в том, что сам материал анкет является содержанием воспитательной работы классного руководителя, потому что вся система отношений, заложенная в анкеты, помогает каждому ребенку осознать свое место и роль в этих жизненно важных отношениях, к которым и взрослые и дети имеют прямое отношение.
Методика определения уровня воспитанности позволяет педагогическому коллективу соотносить цели с результатами и в зависимости от этого вносить изменения в содержание, формы, методы работы с учащимися.