Календарно — тематическое планирование по изобразительной деятельности в средней группе





Вид деятельности Тема и цели занятия
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
СЕНТЯБРЬ
РИСОВАНИЕ День знаний Осень
Нарисуй картинку про лето Картинки для наших шкафчиков На яблоне поспели яблоки Яблоко – спелое, красное, сладкое
Учить доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать её в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.
Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку и обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду. Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви; передавать в рисунке образ фруктового дерева; быстрому приёму рисования листвы. Закреплять приёмы рисования карандашами. Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие. Способность передать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.
ЛЕПКА Яблоки и ягоды Мухомор
Закреплять умение лепить предметы круглой формы различной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками поделкам. Учить детей лепить мухомор из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Показать рациональный способ изготовления крапин (украшения) для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки. Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.
АППЛИКАЦИЯ Золотые подсолнухи Листопад и звездопад
Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. Учить детей создавать на бархатной бумаге сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. Познакомить с явлением контраста в изобразительном искусстве. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Вызыввать желание сохранить её красоту в картинках и композициях из природного материала.
ОКТЯБРЬ
РИСОВАНИЕ Я в мире человек Мой город, моя страна
Кисть рябинки, гроздь калинки… Украшение свитера + коврик для кота Посмотрим в окошко Цветные шары (круглой и овальной формы)
Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приемом ритмичного примакивания ворси кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлении о природе. Закреплять умение украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определение замысла) – рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке. Продолжать знакомить с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы.
Учить сравнивать эти формы, выделять их отличия; передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
ЛЕПКА По замыслу Лижет лапу сибирский кот Вот поезд наш едет, колёса стучат…
Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать творческие способности детей. Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать ее на «батарее» - бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений. Учить детей составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска пластилина стекой на равные части (вагончики). Инициировать поиск возможностей сочетания пластилина с другими материалами (колеса из пуговиц, труба из колпачка фломастера). Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений об окружающем мире пластическими средствами в лепных поделках и композициях.
АППЛИКАЦИЯ Лодки плывут по реке Большой дом
Учить создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения. Закреплять умение вырезать прямую полоску бумаги, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома; видеть образ при рассматривании работ. Развивать чувство пропорции, ритма. Продолжить работу по овладению приёмами аккуратного наклеивания.
НОЯБРЬ
РИСОВАНИЕ Мониторинг Новый год
5 -14 ноября Яички простые и золотые Зайка серенький стал беленьким Перчатки и котятки
Контрольные занятия, срезы, творческие задания, индивидуальная работа Закрепить знание овальной формы, понятий «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика - летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности. Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам - правой и левой. Формировать точные графические умения - аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент - по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).
ЛЕПКА Яйцо
Продолжать знакомить детей с предметами овальной формы. Учить передавать ее приемом оттягивания и скругления концов пальцами. Познакомить с понятиями «острый», «тупой».
АППЛИКАЦИЯ Рыбки играют, рыбки сверкают Избушка ледяная и лубяная
Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Активизировать способы вырезания кругов и овалов - из квадратов или прямоугольников путём закругления углов. Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе (аквариум круглой или прямоугольной формы). Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции. Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окно -маленький квадрат) разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.
ДЕКАБРЬ
РИСОВАНИЕ Новый год
Маленький гномик Морозные узоры Снегурочка Наша нарядная ёлка
Учить передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая голова, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощённом виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции. Учить изображать Снегурочку в шубке (шубка к низу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками; накладывать одну краску на другую по высыхании при украшении шубки, чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку. Учить передавать в рисунке образ новогодней ёлки; пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися к низу ветвями. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и рисунков товарищей, созданию радостной атмосферы при восприятии рисунков.
ЛЕПКА Рыбка Девочка в зимней одежде
Закреплять знание приёмов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами); приёмы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбки. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Вызвать желание передать образ девочки в объёмном изображении.
АППЛИКАЦИЯ Украшение платочка Бусы на ёлку
Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Учить выделять углы, стороны квадрата; осуществлять подбор цветосочетаний; преобразовывать форму, нарезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять знания о круглой и овальной формах. Учить срезать углы у пямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа.
ЯНВАРЬ
РИСОВАНИЕ Зима
Маленькой ёлочке холодно зимой Снеговики в шапочках и шарфиках Развесистое дерево Как розовые яблоки, на ветках снегири
Учить передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; рисовать ёлочку с удлинёнными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок. Дать эмоциональную оценку. Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию. Учить использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.
ЛЕПКА Снежная баба - франтиха Птичка
Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Учить лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.
АППЛИКАЦИЯ Полосатый коврик для кота Красивая постройка
Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом - резание бумаги по линиям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Формировать умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т.д. закреплять приёмы аккуратного наклеивания.ФЕВРАЛЬ
РИСОВАНИЕ День защитника Отечества 8 марта
Украсим полосочку флажками Нарисуй какую хочешь игрушку Храбрый мышонок Девочка пляшет Расцвели красивые цветы
Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный приём. Развивать эстетические чувства; чувство ритма, композиции. Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования красками. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное отношение к созданным рисункам. Учить детей передавать сюжет литературного произведения: создавать композицию, включающую героя - храброго мышонка - и препятствия, которые он преодолевает. Показать возможности сочетания изобразительных техник (рисование и аппликация). Вызвать интерес к поиску средств художественно-образной выразительности для передачи характера и настроения главного персонажа. Развивать способности к композиции. Воспитывать эстетический вкус. Учить рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье; изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе). Закреплять приёмы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений. Учить рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски); чувство ритма, представления о красоте.
ЛЕПКА Весёлые вертолёты Птичка
Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолёт) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолёта. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза. Вызвать желание порадовать пап (дедушек, братьев) своими поделками. Учить лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.
АППЛИКАЦИЯ Звено летящих самолётов Мышонок - моряк Цветок в подарок
Дать представление о самолётах, их видах; зависимости строения самолётов от их назначения. Подвести к обобщению: у всех самолётов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси. Упражнять в конструировании самолётов по образцу; в придумывании своих вариантов. Развивать умения намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры; рассуждать, делать самостоятельные выводы. Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса, разрывание бумаги на полоски и кусочки для получения струй воды и морской пены. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации: 1) построение аппликативной композиции на протонированном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения Учить вырезать и наклеивать красивый цветок, части цветка (срезая углы путём закругления по косой); составлять из частей цветка красивое целое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким, желание подготовить для них подарки, порадовать маму и бабушку своими изделиями.
МАРТ
РИСОВАНИЕ Знакомство с народной культурой Мониторинг
Украшение платочка Украшение фартука По замыслу Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни). Учить выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета. Учить составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение. Контрольные занятия, срезы, творческие задания, индивидуальная работа
ЛЕПКА Девочка в длинной шубке Два жадных медвежонка Учить передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умения раскатывать глину между ладонями; лепить пальцами; придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживать места скрепления. Учить детей лепить медвежат конструктивным способом (в парах) и разыгрывать сюжет по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. АППЛИКАЦИЯ Укрась салфеточку Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ. АПРЕЛЬ
РИСОВАНИЕ Весна День Победы
Нарисуй картинку про весну Сказочный домик - теремок Празднично украшенный дом Самолёты летят сквозь облака
Учить передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать её, набирать краску на кисть по мере надобности). Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приёмы украшения. Учить передавать впечатления от праздничного города в рисунке; выбирать при анализе готовых работ красочные, выразительные рисунки, рассказывать о них. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветными огнями. Упражнять в рисовании и закрашивании путём накладывания цвета на цвет. Развивать образное восприятие. Учить изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.
ЛЕПКА Чашечка Разные рыбки
Учить лепить посуду, используя приёмы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки.
АППЛИКАЦИЯ Сосульки Ракеты и кометы
Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиций «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов. Показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство цвета, формы и ритма. Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник - нос ракеты, два маленьких - крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.
МАЙ
РИСОВАНИЕ День Победы Лето
Нарисуй картинку Украсим кукле платьице Красивая птичка Козлёночек
Учить детей задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение. Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления. Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных. Закреплять знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы. Учить сравнивать животных, видеть общее и различное. Развивать образные представления, воображение, творчество. Учить передавать сказочные образы. Закреплять приемы работы кистью и красками.
ЛЕПКА Мисочки для трёх медведей Козленочек
Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами. Учить отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке. Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.
АППЛИКАЦИЯ Красная Шапочка Вырежи и наклей что хочешь
Учить детей передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать. Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.