Урок на тему Повторение. Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация (7 класс)


Тема: Повторение. Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация
Класс: 7
Цели: 1) формировать системное представление о русском языке;
2) развивать навык работы с аналитической информацией;
3) прививать уважительное отношение к русскому языку.
Тип: повторение изученного
УМК: Ладыженская Т.В.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап. Целеполагание.
Актуализация опорных знаний.
Прослушайте высказывание и попробуйте ответить на вопрос. Аргументируйте свое мнение.
Китайская пословица гласит, человек может стать умным тремя путями: путем подражания, путем опыта и путем размышления. Какой же путь самый трудный?
Заслушивание ответов учащихся, запись восстановленной пословицы в тетрадь (один ученик у доски). Расстановка и объяснение знаков препинания (тире между подлежащим и сказуемым)
Самый легкий путь – путь подражания, самый трудный путь – путь опыта, самый благородный путь – путь размышления.
Ввод материала
Лингвистический анализ.
Опираясь на записанное высказывание, найдите все знакомые вам единицы языка, запишите их в качестве примера.
В данном случае должна получиться следующая запись: путь – слово, легкий – часть речи, самый трудный путь – путь подражания – предложение, с – буква, [а] – звук, тире – знак препинания, опыт – корень.
Найди пару.
Соедините записанные слова в пары, объясните условия выбора.
Часть речи, предложение, приставка, звук, лексикон, текст, морфология, синтаксис, лексикология, фонетика, словообразование, стилистика.
Расскажите о каждом разделе.
Закрепление.
Формулировка и запись понятий синтаксис и пунктуация
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение, а также текст.
Пунктуация – раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их употребления.
Как связаны синтаксис и пунктуация? В качестве иллюстрации своего ответа используйте высказывание «Казнить нельзя помиловать»
Выход на применение в повседневной практике:
Как знание синтаксиса и пунктуации может пригодиться в жизни?
Выполнение упражнений 9, 11.
Блиц-опрос по теме урока (вопросы со стр. 7)
Подведение итогов. Оценивание.
Рефлексия по методу «Знал – узнал – хочу узнать» (устно или на карточках»
Домашнее задание: подготовить вопросы со страницы 8, домашнее задание № 1 (см. Приложение)
Приложение «Домашнее задание №1»
Спишите. Укажите главное и зависимое слово, их частеречную принадлежность. Определите способ связи данных словосочетаний: с – согласование, у – управление, п – примыкание (см. таблицу). Используйте 5 из приведенных словосочетаний для составления текста (5-8 предложений) и запишите его. Определите тип получившегося текста: описание, повествование, рассуждение.
Слова: лисий хвост, беспокоиться о брате, находиться на совещании, встретиться завтра, проснуться на рассвете, хрустеть под ногами, ее глаза, кофе по-турецки, родной голос, погаснет неожиданно, огонь в лампе, исторические записи, на ослепительной поверхности, засветился огнями, ветки деревьев, говорить взволнованно, пышут жаром, бежать от погони, запертая решетка, фантастическая повесть.
СОГЛАСОВАНИЕ
зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: УПРАВЛЕНИЕ
зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. ПРИМЫКАНИЕ
Это связь неизменяемого слова с главным по смыслу
 мокрый луг 
 моего багажа   заплатить за проезд
отзыв о книге  ехал быстро (нар.)цвет хаки (неизм.прил.)
В качестве зависимых слов могут выступать прилагательные, порядковые числительные, местоимения. В качестве зависимых слов могут выступать имя существительное, местоимение. Примыкают: наречие, инфинитив, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение.