Открытый урок по литературе на тему Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина (IX класс)

Открытый урок по литературе.

Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина
(IX класс)

Цели
и задачи урока: I. Образовательные:
1. Изучение любовной лирики А.С. Пушкина в эволюции;
раскрытие ее духовного потенциала.
2. Углубление представления учащихся о специфике образа-
переживания в лирическом произведении.

II. Воспитательные:
1. Вовлечение учащихся в размышления об идеальной кра-
соте посредством произведений великих мастеров.
2. Воспитание эстетического вкуса.
3. Глубокое, объёмное, чувствительное восприятие искус-
ства слова.
4. Использование воспитательных возможностей для разви-
тия таких духовно-нравственных качеств личности, как
отзывчивость, сопереживание.

III. Развивающие:
1. Развитие навыков самостоятельного анализа художествен-
ного текста (лирического произведения).
2. Развитие образного и ассоциативного мышления, творче-
ского воображения.
3. Совершенствование культуры речи.

Оборудование:
· портреты А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой-Пушкиной,
А.П.Керн (или творческие художественные работы учителя
и учащихся – копии репродукций);

· открытки с изображением скульптур Венеры Милосской
(неизвестного автора), «Амур и Психея» А.Кановы, «Гро-
зящий Амур» Э.М.Фальконе;

· репродукции с картин «Рождение Венеры» С.Боттичелли,
«Сикстинская мадонна» Рафаэля;

· репродукция с иконы «Богоматерь Донская» (XIVв.),
находящейся в собрании ГТГ;

· романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье»;

· проектор.

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Чистейшей прелести чистейший образец»
А.С. Пушкин

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина.
Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Может быть, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном опыте. В одном из первых стихотворений, открывающих обычно его сборники, Пушкин также обращается к теме любви. Из названия этого произведения мы узнаем имя девушки, которой оно посвящено,
· Наталья. Послушаем первые строки:

Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь – и я влюблен!..
(«К Наталье». 1813)
Вы, конечно, обратили внимание на то, что чувство влюбленности связывается юным поэтом с образом Купидона.
Вопросы к классу.

· Кто же такой Купидон?

· Почему он назван автором птицей?

· Какие еще имена носил в античности этот бог любви?

· Вместе с какой богиней упоминали обычно Купидона?

· Что их объединяет?

(Во время рассказа учеников демонстрируются открытки с изображениями Купидона (Амура) и Афродиты (Венеры). Это могут быть фотографии скульптур «Грозящий Амур» Э.М. Фальконе; «Амур и Психея» А.Кановы; «Венера Милосская» неизвестного автора; репродукция с картины «Рождение Венеры» С.Боттичелли).

Ученики. Купидон – сын богини Афродиты. Афродита (Венера) родилась из белоснежной пены морской, возле острова Киферы. Никто не мог сравниться с ней красотой. Там, где ступает Афродита, расцветает земля. Власть ее любви столь велика, что даже свирепые лесные звери, завидев Афродиту, становятся ласковыми и покорными. В союзе Афродиты и Ареса (бога войны) был рожден своевольный бог любви Эрот (в Древнем Риме его называли Амуром или Купидоном). Шаловливый и веселый мальчик с колчаном за спиной, порхает Эрот на золотых крыльях. Без промаха летят его стрелы, приносящие любовь.
Поисковое задание. Посмотрите заглавия стихотворений Пушкина, относящиеся к лицейскому периоду (1814 – 1817). Найдите, в каких из них упоминается различные варианты имен мифологических божеств любви (Амур, Купидон, Эрот, а также Афродита, Венера, Киприда)?

(Задание можно выполнить по вариантам: I вариант просматривает стихи 1814 – 1815 годов; II вариант – произведения 1816 – 1817 годов.)

Варианты ответов учащихся:
I вариант: стихотворение «Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало» (1814).
II вариант: стихотворения «Послание Лизе» («Тебе, наперсница Венеры»), «Амур и Гименей», «Шишкову» («Шалун, увенчанный Эратой и Венерой) (1816).
Слово учителя. Из названия отмеченных вами стихотворений видно, что интересующие нас боги являются покровителями любви лирических героев. С именами Венеры и Амура связывается чаще всего имя героини. В стихотворениях героини разные, их имена звучат странно – Лаиса, Эльвина, Дорида. Это условные женские имена, ставшие общепринятыми, классическими для русской и западно-европейской поэзии того времени, Посмотрим, как изображаются любовные переживания в ранней лирике Пушкина. Послушайте стихотворение «Дорида», написанное в 1819 году (учитель наизусть читает стихотворение).

В Дориде нравятся и локоны златые,
И бледное лицо, и очи голубые
Вчера, друзей моих оставя пир ночной,
В ее объятиях я негу пил душой;
Восторги быстрые восторгами сменялись,
Желанья гасли вдруг и снова разгорались;
Я таял; но среди неверной темноты
Другие милые мне виделись черты,
И весь я полон был таинственной печали,
И имя чуждое уста мои шептали.

Беседа, выявляющая первоначальное восприятие.

· Понравились вам стихотворение?

· Вслед за поэтом опишите внешний облик героини.

· Что мы узнаём о героине произведения?

· Каково отношение к ней лирического героя?

· Что его в ней привлекает?

· Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой во время свидания с Доридой?

· Охарактеризуйте смену этих чувств.

(Подготовленный ученик еще раз читает стихотворение.)

Беседа, углубляющая восприятие и понимание текста.
Учитель. Какие слова передают то, что от любви герой ждет прежде всего наслаждения и удовольствия?
Ученики. В Дориде лирическому герою все «нравится». В ее объятиях он «негу пьет душой».
Учитель. Как описываются чувства, переживаемые героем? Что их отличает?
Ученики. Они очень непрочны, мимолетны, быстро сменяют друг друга: «Восторги быстрые восторгами сменялись, // Желанья гасли вдруг и скоро разгорались»
Учитель. Как вы думаете, почему герой выражает свое состояние словами: «Я таял»? Какой смысл вкладывается в эти слова? В чем заключается композиционная роль этих слов?
Ученики. Такая самохарактеристика: «Я таял»,
· связана с тем, что герой теряет ощущение собственной личности из-за очень быстрой смены различных состояний. Его чувства, хоть и приятны, но слишком непрочны. Вслед за этими словами создается образ «неверной темноты», т. е. намечается смена переживаний лирического героя.
Учитель. Почему темнота названа «неверной»?
Ученики. Эпитет «неверная» гармонирует с описанием таких же неверных, изменчивых чувств героя.
Обобщающее слово учителя. Образ «неверной темноты»
· не просто изображение окружающего мрака, но также и глубокая характеристика внутреннего состояния героя. Именно среди этой темноты герою вдруг видятся «милые черты», он испытывает чувство «таинственной печали», уста его шепчут «имя чуждое». Рядом с образом Дориды, портрет которой так живо и выразительно нарисован в начале этого произведения, мы видим иной – таинственный – женский образ. Он – загадка для самого поэта. Одновременно и «мил», и еще «чужд» лирическому герою. Но, обратите внимание, таинственная печаль, возникшая в герое в связи с этим образом,
·единственное чувство, которое его не покидает, не проходит. «Таинственная печаль»
· итоговое состояние героя. Определяющее, таким образом, развитие лирического переживания в произведении
Задание. Прочитайте стихотворение, передавая и выделяя интонацией все изменения настроения и внутреннего состояния героя: его радость и удовлетворение в начале, затем «таянье» стремительно меняющихся чувств, и, наконец, «таинственную» печаль в финале.
Слово учителя. Пройдет год, и Пушкин создаст еще один шедевр любовной лирики, который также будет адресован Дориде. Послушайте и сравните два произведения, столь близкие по названию и времени возникновения.


Дориде

Я верю: Я любим; для сердца нужно верить.
Нет, милая моя не может лицемерить;
Все непритворно в ней: желаний томный жар,
Стыдливость робкая, харит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность
И ласковых имен младенческая нежность.

Аналитическая беседа.
Учитель. Какое чувство и как выражено в стихотворении?
Ученики. О своей уверенности в том, что он любим, лирический герой заявляет сразу, в первой строке.
Учитель. Действительно, вера в любовь здесь главное условие существования самой любви. Обратите внимание на то, что и любовь, и вера необходимы герою. С их появлением в его сердце воцаряется и надежда, гласящая, что чувства возлюбленной истинны и прочны: «Нет, милая моя не может лицемерить». Эта взаимосвязь веры, надежды, любви определяет внутреннее состояние героя в начале произведения. Следовательно, можно сказать, что переживания лирического героя этого стихотворения отличны от настроения героя первого, рассмотренного нами ранее стихотворения. Сравните описания героинь. Что характеризует каждую из них?
Ученики. Если у «первой» Дориды подчеркивается внешняя красота, то о внешности «второй» мы узнаем очень мало. Отмечается только «нарядов и речей приятная небрежность». На первый план выдвигается изображение ее душевных качеств: искренность, отсутствие притворства, «желаний томный жар», «стыдливость робкая».
Учитель. Внутренний мир героини стихотворения «Дориде» довольно противоречив: ей свойственны и «желаний томный жар», и «стыдливость робкая». Какое из двух прочитанных стихотворений представляется более целостным, передающим более взаимосвязанные, гармоничные переживания?
Ученики. Второе.
Обобщение учителя. Образ сердца, возникающий в самом начале этого стихотворения, позволяет выявить не только глубочайшие движения души лирического героя, но и показать их красоту и гармонию. Потому что сердце издавна символизировало в русской культуре, прежде всего, православной, духовный центр человека. В нем соединяются в единое целое все душевные и духовные силы личности. Воспроизведение просветленных и возвышенных чувств лирического героя придает гармоничность стихотворению. Однако образ героини-возлюбленной лишен целостности, он достаточно условен, как условно ее имя – Дорида. Это имя, давшее название двум стихотворениям, в конце каждого из них как бы забывается: герой в первом шепчет таинственное, «чуждое» пока еще имя, а во втором сама возлюбленная привлекает героя «ласковых имен младенческой нежностью». Во втором стихотворении таинственное имя перестало быть «чуждым», но оно еще не определилось, не прояснилось окончательно. Не обозначились еще и «милые черты» влекущего поэта идеального женского образа. Во многих стихах выразилось стремление Пушкина найти и запечатлеть «милые» идеальные черты. Среди них – послание «К***», созданное им в 1825 году и обращенное к Анне Петровне Керн.
Сообщение ученика. Впервые Пушкин встретился с молодой красавицей в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 году. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение. Новая встреча поэта и Керн произошла во время его северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 году, Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина в Тригорском Осиповой. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826 года ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу.
В своих воспоминаниях А.П.Керн пишет: «Он (Пушкин) пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лиси бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье,
· и проч. и проч. Стихи эти сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал из них прекрасную музыку» (1).

(Прослушивание романса М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»)

Ученик (продолжает сообщение). Вспоминая момент вручения стихов, Анна Петровна Керн передает странное смятение, охватившее Пушкина: «Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел отдавать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, я не знаю» (2).
Учитель. Что могло стать причиной замешательства поэта? Попробуем найти ответ в самом стихотворении
(Стихотворение читает подготовленный заранее ученик.)


· К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Учитель. Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату?
Ученики. Автор преклоняется перед женщиной, ставшей для него «гением чистой красоты». От встреч с нею полностью зависит состояние его души.
Учитель. Образ героини стихотворения создается с помощью «загадочных» слов: «мимолетное виденье», «гений чистой красоты». Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения? Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ?
Ученики. Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная и одновременно непостижимая, невыразимая, чудесная.
Учитель. Знаете ли вы, что удивительный образ «гения чистой красоты» возник в поэзии В.А.Жуковского? В каком стихотворении этого поэта вы его встречали?
Ученики. «Лалла Рук».
(Если учащиеся не знакомились с этим стихотворением, когда изучали творчество В.А.Жуковского, если их знания недостаточны, то им предлагается прослушать сообщение одноклассника.)
Сообщение ученика. «Лалла Рук». Это имя индийской принцессы, роль которой исполняла во время костюмированного придворного праздника великая княгиня Александра Федоровна, супруга русского царя Николая I. Для Жуковского Лалла Рук стала, прежде всего, символом поэтического искусства, что во многом объясняет ее связь с образом «гения чистой красоты»:

Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты.

Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам
И приносит откровенья,
Благотворные сердцам.

Но вскоре этот образ полностью переосмыслен поэтом. Произошло это после посещения Дрезденской галереи, где он увидел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля.

(Демонстрируется репродукция картины.)

Вот как поведал о своем впечатлении великий русский поэт-романтик: «Час, который я провел перед этой «Мадонной», принадлежит к счастливым часам жизни, если счастием должно почитать наслаждение самим собою. Я был один; вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то грозное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею:

Он лишь в чистые мгновенья
Бытия слетает к нам» (3).

Учитель. Могут ли эпитеты, которыми вы охарактеризовали образ героини в стихотворном послании Пушкина, быть обращены к образу, представленному на этой картине? Одинаковые ли чувства возникают у вас при чтении стихотворения и созерцании картины?
(В ответах учащихся высказаны разные впечатления.)
Учитель. Вы отметили сходство впечатлений, которые производят шедевры двух гениев, Пушкина и Рафаэля. На это указал в свое время и великий русский критик В.Г.Белинский. В Дрезденской галерее знаменитое полотно Рафаэля живо напомнило ему лучшие творения русского поэта: «Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражений; при той же верности и строгости очертания! Не дарои Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Какой образ возникает в первых строках последней строфы пушкинского стихотворения?
Ученики. Образ сердца.
Учитель. Сравните, какую роль играет образ сердца в этом произведении и в стихотворении «Дориде». Можно ли считать, что сердце и в послании «К***» показано поэтом как центр сосредоточения всех переживаний героя? Что их отличает? Какое из них автор особо выделяет?
Ученики. В сердце встречаются все чувства лирического героя. Они разнообразны, но все высоки и чисты. Автор выделяет те чувства, которые обозначены словом «божество».
Обобщение учителя. В послании «К***» яснее, чем в рассмотренных нами ранее произведениях, выражается женский образ, который можно охарактеризовать как идеал поэта. В отличие от образа Дориды он как бы лишен плотского начала, поражая своей всепобеждающей вечной красотой, неземной чистотой, высоким благородством. Недаром с его появлением в душе поэта воскресает прежде всего «божество». Поэтому можно сказать, что идеальный образ женщины является в этом стихотворении идеалом духовным.
В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлббленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Матерь Господа Христа, Пречистая.
В 1830 году Пушкин создает сонет «Мадона», появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Гончаровой.

Мадона
Сонет

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель
·

Она с величием, он с разумом в очах
·
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.



Беседа, цель которой – сопоставление стихотворений.
Учитель. В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называл «моя Мадона». Подобное соседство двух образов мы уже встречали в стихотворении «Дорида» (1819). В нем на первом плане был портрет возлюбленной героя, но ему смутно «виделись» «милые черты» таинственного образа, носящего имя «чуждое».
Меняется ли взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете «Мадона»?
Ученики. В стихотворении «Дорида» преимущественно рисуются черты реальной женщины, находящейся рядом с героем. Лишь в последних строках в воображении героя возникает таинственный образ. В сонете всё иначе. Образ Мадонны с младенцем Христом, «во славе и в лучах», занимает в нем центральное место. Эта картина отчетливо и ясно возникает в воображении лирического героя и автора. Недаром эти образы описаны так, как будто герой действительно видит их перед собой.
Учитель. Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывался поэтом, теперь явился во всем зримом величии и небесной красоте.
Как можно охарактеризовать образы лирических героев стихотворений «Дорида» и «Мадона»? Какими и в какой обстановке герои изображены?
Ученики. Герой первого стихотворения, только что вернувшийся с ночного пира друзей, показан в объятиях Дориды. Он «негу пьет душой» и «тает» от наслаждения. В сонете «Мадона» герой называет свой дом «обителью» и «простым углом», где он живет «средь медленных трудов».
Учитель. Может быть, именно внутренние изменения, произошедшие с героем пушкинской лирики, позволили ему так полно и ясно представить и выразить образ Мадонны. Но в сонете этот образ соотносится с образом реальной земной женщины. Ее характеристика напоминает нам уже знакомый образ: «чистейшей прелести чистейший образец» и «гений чистой красоты». Но, отметив связь женского образа с «божеством», с духовным идеалом в стихотворном послании «К***», мы отмечали его неясность, неопределенность, обусловленную тем, что героиня, представая в обыкновенной житейской обстановке, остается возвышенно-неземной.
В сонете «Мадона» небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным первообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадона». Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырех слов. Два из них, эпитет «чистейший», почти буквально повторяются. В какой форме употреблено прилагательное «чистый»?
Ученики. В форме превосходной степени.
Учитель. В чем смысл такого тесного соседства двух прилагательных в превосходной степени?
Ученики. Поэт усиливает отмечаемое сходство.
Учитель. Почему одно и то же качество приписывается двум разным существительным? Какие отношения возникают между ними? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить смысл этих слов. Слово «прелесть» обычно связывается с очень положительной оценкой чего-либо. Однако, когда речь заходит о явлениях духовного порядка, оно получает негативную окраску. Прелестное в этом смысле означает соблазнительное, вводящее в заблуждение, противоположное истинному. Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?
Ученики. Эталон, идеал, пример.
Учитель. Сходны или противоположны по смыслу слова «прелесть» и «образец»?
Ученики. Они противоположны по смыслу.
Учитель. Слово «прелесть» связано с представлением о земном, чувственном. Именно «прелестным» можно назвать образ Дориды в одноименном стихотворении. Но в сонете «Мадона» возлюбленная поэта соединяет в себе и прелестное начало, и неземное начало, связанное с идеалом Мадонны. Этим можно объяснить употребление в превосходной степени прилагательного «чистый» в двух смысловых контекстах. Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему. Знаменательно и то, что идеал этот определяется как «чистейший образец». Пречистой много веков называют на Руси Матерь Божию, Богородицу.

(Демонстрируется репродукция с иконы «Богоматерь Донская»(X
·Vв), находящейся в собрании ГТГ.)

Учитель. Сравните изображение Богородицы с Мадонной Рафаэля. Какое из них, на ваш взгляд, полнее раскрывает возвышенно-неземное, духовное содержание этого образа?
На рубеже XV
·
·
· XV
·
·
· веков эта икона была обрамлена живописной рамой с изображением ветхозаветных праведниц, которая находится сейчас в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. В восемнадцати круглых клеймах- медальонах изображены ветхозаветные праведницы. Их образы располагались вокруг образа Пречистой, соотносясь с ним, как со своим «чистейшим образцом», духовным Первообразом.
Но возникает вопрос, что позволило поэту сравнивать свою возлюбленную с Пречистой? Нет ли в этом кощунства? Что может служить поэту оправданием?
Ученики. Поэт искренне любит «свою Мадону». Он видит в ней реальное воплощение неземного идеала.
Учитель. Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов В.С.Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет нам рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, духовную основу, образ Божий.
Заключительное слово учителя. Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики А.С.Пушкина. Начав с воспевания чувственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны, Пречистой.




Примечания
Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М., 1989. С. 24.
Там же. С. 34.
В.А.Жуковский – критик. М., 1985. С. 154 – 156.































МОУ «Барсуковская средняя общеобразовательная школа»





РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«ИДЕАЛ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А.С.ПУШКИНА» (
·X КЛАСС),
ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»



Учитель русского языка и литературы
Третьякова Юлия Николаевна




















2009 г.
15