Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: Мир глазами эколога


Конспект урока по окружающему миру
Программа: «Школа России»
Класс: 4
Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 1 часть
Тема: Мир глазами эколога
Тип урока: Комбинированный
Цель: обогащение представлений, обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
Познакомить обучающихся с системой экологических знаний;
Формировать умение самостоятельно работать с художественным и научным текстом.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, соотносить информацию с реальной жизнью;
Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;
Развивать способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение.
Воспитательные:
Воспитывать гуманные чувства к окружающей среде;
Воспитывать чувство ответственности за окружающий мир, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
Воспитывать уважение и любовь к родному краю, к природе в целом.
УУД:
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Выявлять известное и неизвестное.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Учитывать разные мнения;
Учавствовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Личностные:
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Осознавать свое единство с окружающим миром;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.
Планируемые результаты: знать, при каких условиях ставится запятая между однородными членами, а при каких нет.
Оборудование:
Основное: учебник;
Дополнительное: методическое пособие, презентация, раздаточные тесты.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
Организационный момент.
А) Приветствие
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять,
О том, как потрудились дома,
Пора сегодня рассказать.
Б) Запись на доске: «22 сентября», «Классная работа»
Актуализация знаний.
У: Что мы изучали на прошлом уроке? (Слайд 1)
Д: «Когда и где?». Временные отрезки, даты и т.д.
У: Для того, чтобы проверить, как вы усвоили этот материал, мы с вами проведем тест.
Подготовка к основному этапу занятия.
Переход к теме урока (Слайд 2)
У: Серьезные проблемы мы будем решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экология – важно или нет?»
У: Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.) (Слайд 3)
У: Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
Название темы.
У: Мы уже смотрели на мир глазами географа и историка. Кто догадался? С точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? (С точки зрения геолога)
У: Так какова тема нашего урока?
Д: Мир глазами геолога. (Слайд 4)
Постановка цели. (Слайд 5)
У: Что мы сегодня должны будем узнать?
Мотивация (Слайд 6)
У: Для чего нам это нужно?
Усвоение новых знаний и способов действий.
У: О ком говорится в загадке? (Слайд 7)
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней (Человек)
У: Как вы думаете, человек является властелином мира?
У: (рассказывает с 41) (Слайды 8-16) Кто-то изменил свое мнение?
ФизминуткаРаз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)
У: Откройте страницу 42. Вы видите заголовок «Экологические проблемы».
У: Прочитаем текст вслух ______________.
У: Так в чем же причина экологической проблемы? (Слайд 17)
У: Чуть ниже на этой же страницы вы видите подзаголовок «Проблема загрязнения океана». Читаем. (Слайд 18)
У: Что поразило путешественников?
У: Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?
У: Как страдают от загрязнения живые существа?
У: Какие меры защиты для океана от загрязнения вы можете предложить?
У: Далее нам расскажут о «Проблеме исчезновения тропических лесов». Читаем (Слайд 19)
У: О каком чуде природы вы узнали?
У: Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.
У: Как называются джунгли?
У: Ради чего люди уничтожают тропические леса?
У: Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?
У: Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
У: А теперь мы вплотную подошли к самой остро стоящей проблеме – «Проблеме мусора». Читаем (Слайд 20)
У: Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?
У: Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?
У: Какими способами, на ваш взгляд. Можно избавиться от мусора?
У: Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
У: Ребята, как вы думаете, а кто-то уже обеспокоен данной проблемой?
У: Посмотрите на страницу 45. Сверху слева есть знак. Что на нем изображено? Как вы думаете, что означает данный знак? (Слайд 21)
У: Это символ одной из крупнейших природоохранных организаций – Всемирный фонд дикой природы.
У: Вы знаете еще подобные организации?
У: Прочитаем
У: Ребята, как вы думаете, а каждый из нас может сделать мир чуточку лучше? Как?
У: Природу нужно охранять, не откладывая на завтра. Ведь уже раздаются громкие тревожные звоночки, показывающие, что люди очень эгоистично относятся к окружающей среде. (Слайд 22-23)
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2-3 млн. лет.
Леса – «Легкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2% (а это 20 га за сутки). 1 га=1000м2
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на земле только 2%.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожить, то через 10-15 лет он покроет ее всю слоем толщиной 5 м.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно – 1 видов растений.
Итог занятия. (Слайд 24)
У: Что узнали нового на уроке?
У: Как нужно относиться к природе?
Рефлексия
У: (табличка) Кто считает, что хорошо сегодня поработал на уроке, активно включался в диалог?
Домашнее задание (Слайд 25)
У: Дома вам нужно будет еще раз прочитать страницы 41-47, ответить на вопросы.
Оценка работы класса
У: Кого мы сегодня можем оценить? Кто был активен, давал верные ответы на вопросы?
Выполнить задания на 4-6 с. 22 рабочей тетради.