Конспект по искусству Архитектура старинного города.


Тема: «Архитектура исторического города». Дата___________
9 класс (учебник Сергеевой Г.П., И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской)
Цель: Ознакомить обучающихся с характерными особенностями градостроительства разных эпох и времен.
Задачи:
Обучающие: познакомить обучающихся с характерными особенностями градостроения разных эпох и времен;Развивающие: развить познавательные процессы: память, мышление, наблюдательность, внимание, способность анализировать, делать выводы, умение высказывать свои утверждения, развить навыки устной речи, коммуникативность.Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, уважение к мировой истории и традициям.
Средства наглядности: - слайды мультимедиа. Тип урока: Урок изучения нового материала.
Организация учебно-воспитательного пространства: Компьютер, проектор, презентация «Архитектура исторического города»
ХОД УРОКА:
1 Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Тест: Эстетическое формирование искусством окружающей среды
1. Человек во все времена стремился сделать окружающий мир…
А) …удобным и красивым
Б) …красивым и выгодным
В) …исторически значимым
2. Чем определялся исторический выбор форм, материалов, цвета для эстетического формирования окружающей среды?
А) эстетическим желанием
Б) историческим развитием
В) техническими возможностями эпохи
3. Что такое «промышленное искусство»?
А) технический прогресс
Б) проникновение эстетики в технику
В) развитие нанотехнологий4. Какие творческие специальности необходимы для эстетического формирования окружающей среды? _____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назови данный вид искусства

Презентации «Трансформация предметов быта»
3 этап: «Мотивация к учебной деятельности».
Постановка проблемы:
Если вы не знали, то существует машина времени, которая по определенному запросу может отправить человека в любое место Земли прошлого времени. Однажды, машина времени дала сбой, и путешественник очутился в незнакомом городе, другими словами - там, не зная где.
Может ли чужестранец по культурным достопримечательностям этого места определить, в какой эпохе, какой стране он оказался? Каким образом?
(Ответы детей.)
Что же такое архитектура?
Дети дают определение. Учитель помогает при необходимости. Записывают определение в тетради.
Что такое градостроительство?
4 этап «Изучение нового материала»
Просмотр презентации «Архитектура исторического города».
Предлагается сравнить особенности городов в разные эпохи: Древние времена, Античность, Средние века Западной Европы, Средние века на Руси, Средние века на Востоке, Возрождение.
Архитектура(лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.
Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире — ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.
С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».Планировка и строительство городов — это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.
Работа в группах: Найдите слова для описания этих городов.
В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.
Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).
Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.
Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.
Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.
В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.
По этому же принципу- античному- построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям.
5 этап «Рефлексия учебной деятельности».
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Задание: Составить синквейн:
Архитектура
___________ ____________
____________ ___________ ___________
___________ ___________ ___________ ______________
________________
этап: Итог урока. Какую цель ставили перед собой? Достигли ли ее? Что нового вы узнали?
Домашнее задание (на выбор): Художественно-творческое задание
- создать презентацию об архитектуре исторического города по выбору;
- Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архитектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.
- Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура — застывшая музыка» и «Архитектура — отзвучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?
Выставление оценок по итогам теста, творческих заданий.