Литературное кафе «Серебряный век»

Аннотация.
Нестандартные формы уроков все чаще используются учителями-практиками в своей работе, и это неслучайно. Мне кажется, что можно уже говорить о традиционности применения этих форм работы в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла.
Я работаю учителем русского языка и литературы более 30 лет и, начиная чуть ли не самых первых дней своей педагогической деятельности, пыталась, сначала очень робко, а затем всё увереннее, осваивать эту форму работы.
Работая в средних классах, разрабатывала уроки-сказки, уроки-путешествия по различным темам, как по русскому языку, так и по литературе. В старших классах это были уроки – диспуты, уроки-конференции, уроки-концерты.
На каждом из таких уроков дети чувствовали себя свободнее, комфортнее, снималось напряжение, появлялось желание говорить и не бояться ошибиться. Особенно такие уроки любят дети, только что пришедшие из начальной школы. Атмосфера, царящая на этих занятиях, позволяет им преодолеть тот барьер привыкания к новому, который возникает при переходе из начальной школы в среднее звено. Ребятам очень нравится исполнять любые роли во время проведения уроков-сказок, а самый сложный материал усваивается эффективнее, чем на обычных традиционных уроках. И в последствии дети с интересом работают и на обычных уроках. Конечно, невозможно сделать все уроки необыкновенными, а так хотелось бы, но вот какие-то нестандартные элементы можно вводить на каждом уроке и сделать это правилом для себя при подготовке к уроку.
Несколько сложнее при выборе форм нестандартных уроков в старших классах. К сожалению, интерес к обучению у школьников старшего звена снижается, если не сказать пропадает. Это обусловлено не только использованием и не использованием нестандартных методов и форм работы учителями на уроках, а многими другими факторами, не относящимися к процессу обучения. Для меня, как для учителя литературы, самым трудным вопросом, самой насущной проблемой является низкий интерес учеников к изучению классической литературы, не желание читать. У ребят сложился определенный стереотип мышления: если есть видео, зачем книги. Ведь посмотреть легче и интереснее, чем читать. Поэтому на протяжении многих лет я в своей практике применяю нестандартные формы уроков такие как: урок- гостиная, урок – экранизация, урок-бенефис, урок - литературное кафе.
Данный конспект урока нетрадиционной формы. Литературное кафе «Серебряный век» дает представление о многоликости и многоплановости литературных направлений Серебряного века, позволяет подвести итог изучению данной темы в 11 классе.





Тема урока: Серебряный век
Цель урока
Подвести итог изученному.
Развивать креативные способности учащихся через умение держаться на «сцене», интерес к предмету.
Воспитывать любовь к русской классической литературе

Оборудование: плакаты, с изображением поэтов различных литературных направлений, небольшие столики, стулья, свечи в подсвечниках на столиках, старинный самовар, чайный сервиз. Класс оформлен под литературное кафе «Пегас»
Ход урока.
Литературное кафе «Пегас». У столиков сидят представители разных литературных направлений: символисты, имажинисты, акмеисты. Отдельно за столиком сидит молодая особа. Это Марина Цветаева. За столиками пьют кофе, вино, оживленно разговаривают, спорят. Входят два журналиста, подыскивают себе места.
1-й журналист: Ну, вот и пришли.
2-й журналист: Все места как всегда заняты.
1-й журналист: Да, а вон там, в уголке есть два свободных места. (Проходят, садятся за свободный столик, продолжают разговаривать). Ну и литература у нас сейчас, смею тебя заверить, что здесь мы прямо в самом сердце литературы.
2-й журналист: Неужели?!
1-й журналист: Да ты только посмотри, вон там видишь, у стола, двое: один с шарфом на шее что-то доказывает другому. Это Андрей Белый и господин Мережковский спорят о разнице своих символистических направлений.
2-й журналист: Да что ты? Смотри-ка, словно гимназисты распалились.
(Журналисты замолкают. Разговор за столиком Белого и Мережковского.)
Белый: В основе нашего творчества должно лежать стремление приблизиться к Мировой Душе.
Мережковский: Только через разум, только через сознание при помощи символов, мистики и расширения художественной впечатлительности мы сможем прийти к подъему идеальной человеческой культуры.
Белый: О нет, милейший, вы ошибаетесь! Только передавая в субъективно-лирических излияниях её голос – голос Мировой Души, возможно, достичь той цели, о которой Вы говорите. Россия – это сияющая красавица, которую некогда разбудят от сна. Душа нашей Родины – широкая – русская душа – частичка той Мировой Души. Она со своей русской добротой, любовью, верой в Бога и будет тем фундаментом, на котором мы построим новую культуру.
Мережковский: Нет, нет и ещё раз нет!
Белый: Дмитрий Сергеевич, давайте не будем ссориться. Вот идет на мэтр, он и рассудит наш спор. Валерий Яковлевич!
(В это время в кафе входит Брюсов в костюме с тросточкой в руке. Увидев Белого и Мережковского, направляется к столику.)
Брюсов: Добрый вечер, господа! Всё спорите?! Ну-ну. Разве вы до сих пор не уяснили для себя, что мы через определенный символ выражаем то, чего нельзя просто изречь. Создания искусства – это приотворенные двери в Вечность. И полно-те, хватит на сегодня споров. Давайте-ка, лучше почитаем стихи. Дмитрий Сергеевич, прочтите вашего «Поэта».
(Мережковский читает стихотворение «Поэт»).
Брюсов: Благодарю Вас. Люблю я это стихотворение, есть в нем что-то эдакое! (Белый сразу после этих слов без приглашения и пожелания, старших его услышать читает свое стихотворение «Изгнанник». Брюсов и Мережковский удивленно и внимательно слушают чтение.)

Брюсов: Недурно, есть что-то пушкинское, мой друг. (Брюсов читает «Юному поэту».)
(Разговор за столиком между журналистами.)
1-й журналист: Скажи-ка, как спорят, но Брюсов хорош!
2-й журналист: А по мне так лучше Андрей Белый, наша газет опубликовала недавно статью о его стихах и нем. Должен тебе заметить талантливый человек.
1-й журналист: Может быть , но я думаю это дело будущего.
Звучит музыка «Лунная соната» Бетховена. Посередине сцены появляется женщина – это Тэффи.
Брюсов: Ах, госпожа Тэффи! (Поднимается и целует ей руку.)
(Действие переносится за столик , где сидят журналисты.)
2-й журналист: Друг мой, неужели это та самая несравненная Тэффи.
1-й журналист: Да, это она. Великолепная женщина: красивая, талантливая.
2-й журналист: И вкусная.
1-й журналист: О чем ты?
2-й журналист: Совсем недавно я купил в подарок своей подруге духи и конфеты «Тэффи». Аромат и вкус также великолепны.
Тэффи: Я родилась в Петербурге весной, а как известно, наша петербургская весна весьма переменчива то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня , как на фронтоне греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее.
1 чтец: (сидя за столиком) : удивительно счастливой была судьба Тэффи. Уже к 1910 году она стала одной из самых популярных писательниц России. Выходят сборники её стихов и рассказов. В театрах ставятся её пьесы.
2 чтец :Первое небольшое стихотворение было опубликовано в журнале «Север» в 1901 году.
3 чтец: А затем один за другим появляются её рассказы переполненные остротами.
1 чтец: Эпиграфом к своему I тому «Юмористических рассказов» Надежда Александровна избирает слова Спинозы, которые можно смело назвать эпиграфом ко всему её творчеству: «Ибо смех есть радость, а по сему благо»
2 чтец: Она Чехов в женском облике. В её книгах изображены мелкие чиновники, журналисты, путешественники и целый ряд чудаков.
(Тэффи встает из-за столика, выходит на сцену и читает один из своих рассказов. Все присутствующие аплодируют. От одного из столиков поднимается молодой человек, подходит к Тэффи и целует ей руку. Этот молодой человек Гумилев.)
Гумилев: Изумительно, вы просто чудо. Вы наша «русская Сафо».
1 журналист: Это Гумилев?
2 журналист: Да. Да вот они все вместе сидят – «цеховики».
(Разговор за столиком «Цеховиков»).
Гумилев: Вы знаете, господа, эти никчемные журналистишки говорят, что акмеизм – это почти символизм. Я этого не понимаю. Разве настолько трудно

заметить, что мы провозглашаем высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, призываем «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о вечности. Мы воспеваем земной мир во всей его многоцветности и силе.
Городецкий: Да, я с вами согласен, что только слепой может не заметить, что у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, своим запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё. (Читает свое стихотворение «Береза»). Разве это похоже на символистический стих?!
Мандельштам: Успокойтесь , господа, зачем что-то доказывать и так все ясно. Ведь мы создаем не какую-то теорию, а своими стихами утверждаем вкус. (Обращается к Гумилеву.) Ведь ваши стихи, Николай, с их трагичностью мироощущения, любовью к женщине, Земле , свободой, преданностью искусству могут сравниться с символистическими литературными опытами? Нет. (Читает стихотворение Гумилева «Покорность»).
Гумилев: Благодарю. Ваши стихи не хуже.( Читает стихи Мандельштама).
Крученых: (сидя за соседним столиком) Господи, о чем вы спорите? Все ваши течения с вашими лирическими плаксивыми воспеваниями роз, берез, и слез устарели. Всё это было необходимо при царе Горохе. Будущая литература и литература нашего времени должна быть крепкой и острой, как края куба.
Хлебников: Да только благодаря футуризму, имеющему право на произвольное слово, слово-новшество, так называемое «самовитое» слово, над которым тяготеет его бытовое значение и смысл его связан только со звучанием возможно создать что-то новое интересное для наших потомков. Необходимо постичь древнейший смысл звука. (Читает стихотворение «Заклятие смехом»). Каково? Сильно! Захватывающе!
( В это время входит в кафе Игорь Северянин, проходит и подсаживается к столику футуристов.)
Северянин: Однако нужно знать меру во всем .
Хлебников: А это вы , господин Северянин! Да, я как-то совсем забыл. Ведь вы тоже считает себя футуристом.
Северянин: Да. Я – поэт будущего. В моих стихах вы можете встретить массу слов, ранее нигде не звучавших. Меня любит публика. На моих эстрадных концертах всегда аншлаг, книги выходят и раскупаются тут же. Потому что мои стихи хороши и понятны.(Звучит стихотворение И.Северянина «Увертюра» «Ананасы в шампанском»)
1журналист: Скажи, пожалуйста, а кто вот эта молодая особа. Она сидит одна за столиком и среди всех этих споров, как будто островок в море.
2 журналист: Это Цветаева. Она совсем недавно пишет, но столько интересного. Сам мэтр Брюсов благосклонно отнесся к её первому сборнику.
3 чтец: Марина Цветаева родилась в Москве, в семье известного профессора- филолога Цветаева И.В. – основателя музея изобразительного искусства.


1 чтец: В шестнадцать лет гимназистка смело шагнула в мир литературы, принеся в редакцию свои стихи. С этого первого сборника «Вечерний альбом» и началась ее творческая поэтическая жизнь.
(Цветаева читает свое стихотворение «Моим стихам , написанным так рано.»)
2 чтец: Он настал – черед стихов Марины Цветаевой, настал черед поэзии и прозы Серебряного века.
3 чтец: Как много новых интересных имен, как много интересных произведений узнали мы.
1 чтец: И теперь они согревает нашу душу, питает наш ум, тревожат сердца.











Учитель русского языка и литературы высшей категории Малахова Ирина Анатольевна, МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа им. М.И. Светличной. Адрес: Белгородская область, Красненский район, с. Красное, ул. Подгорная, д.1. Р.т-н 8-47262-5-23-19; 5-23-22, д. т-н 8-47262-5-25-16



15