Конспект урока Фразеологизмы вокруг нас

Конспект урока в 5 классе «Фразеологизмы вокруг нас»
Автор: Исмагилова Гульфира Айратовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №17 г.Ижевска УР
2011 год

Цель урока: продолжить знакомство с фразеологизмами, их лексическим значением.
Задачи:
Образовательные:
отработать умение объяснять лексическое значение фразеологизмов, умение подбирать синонимические и антонимические пары;
продолжить работу над формированием письменно-речевой деятельности учащихся путем выполнения творческих заданий с использованием фразеологизмов;
Развивающие:
развивать творческие способности и образное мышление;
развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
обогащать словарный запас учащихся.
развивать устную речь, умение работать с учебником, самостоятельность, умение работать в паре.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности;
воспитывать культуру речи.


Оборудование урока:
рисунки,
раздаточный материал,
магнитная доска, магниты,
мультимедийное оборудование(компьютер, проектор, экран),
презентация.






Ход урока

1.Организационный момент
(объявление темы урока, формирование целей урока).
Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Будем учиться находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и учиться правильно употреблять фразеологизмы в своей речи.

2. Устный опрос. ( 3 мин.)
Учитель: Ребята, вспомните, что называется фразеологизмами?
(Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. )
Учитель: А что еще вы знете о фразеологизмах?
(Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением.
Существуют фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы).
Учитель: Какие фразеологизмы вы знаете? (дети называют изученные фразеологизмы)

3.Работа с рисунками. (5 мин.)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с шуточными иллюстрациями к некоторым фразеологизмам(обратить внимание на выставку рисунков). Сегодня продолжим знакомство с новыми фразеологизмами, но теперь уже сами попробуем соотнести предложенные на доске фразеологизмы с подходящими иллюстрациями и объясним их лексическое значение. ( 1 ребенок работает у магнитной доски, остальные в это время записывают фразеологизмы в тетради. )

4. Работа в парах.(раздаточный материал на столах)
Учитель: А сейчас продолжим объяснять лексическое значение фразеологизмов, познакомившись с еще некоторыми из них. У вас на столах карточки. Работаем в парах, посовещавшись с соседом, соедините линиями фразеологизмы с их значениями.
Не бросать слов на ветер зазнаваться
Заячья душа приуныл
Мухи не обидит добрый
Ветер в голове не говорить впустую
Вылетело из головы трусливый
Повесил нос легкомысленный
Задирать нос забыл
Учитель: Закончили, ребята? А теперь проверим, кто прокомментирует нам ответы?
(Выслушать ответ – 1 ученик)
Учитель: в каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (Характеристика человека). А для чего, давая характеристику человеку, пользоваться фразеологизмами? Почему бы не охарактеризовать кого-нибудь, используя слова из второго столбика? (Ответы детей).
Учитель: ( Вывод делаем). Какой вывод можем сделать? (Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой)

5. Физкультминутка.
Учитель: на предыдущем уроке мы с вами начали учить новую физкультминутку. Но сегодня ее с вами проведет .
-Изобразите мимикой и жестами фразеологизмы в стихотворении:
Сегодня в классе
Повторять будем вместе
Самые разные действия:
Засучив рукава,
Прямо на бегу
Можем, глазом не моргнув,
Подковать блоху.
Вешать голову нельзя
Вдоль и поперек,
Душу вложим мы, друзья,
В сегодняшний урок!
Молодцы! Садитесь.

6. Тренировочные упражнения.

Учитель: Мы с вами продолжаем говорить об употреблении фразеологизмов в речи.

Упражнение 1. (на доске прикреплены три таблички: БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, РАБОТАТЬ СТАРАТЕЛЬНО. Само задание на слайде презентации.)
Учитель: сгруппируйте фразеологизмы по значению в три колонки. (Три ученика работают у доски)
Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.
Учитель: Ребята, что помогло распределить фразеологизмы по группам? (Похожи по значению). – А как мы называем слова, похожие по своему значению? (синонимы)
- А как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы)

Упражнение 2.
- Сейчас подберем фразеологизмы с противоположным значением. (Работаем устно. Задание на слайде презентации)
Засучив рукава –
Душа в душу –
Рукой подать –
Душа нараспашку –
Зарубить на носу –
(Спустя рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).
Учитель: Используя фразеологизмы синего цвета, составьте два предложения.
(опросить несколько человек)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием.

7. Работа с учебником.
Учитель: мы с вами подбирали синонимы, антонимы к фразеологизмам; работали с рисунками. А сейчас поработаем с учебником. Откройте стр. ., упр. Маша прочитает нам задание. Все ли понятно?
Проверка.

8. Итоги урока.
Учитель: подведем итоги урока. Какой вывод о роли фразеологизмов в речи можем сделать? Что нового вы узнали, изучая фразеологизмы? Чему научились? Для чего нужно изучать фразеологизмы?
9. Рефлексия.
Учитель: Что нового вы узнали, изучая фразеологизмы? Чему научились? Для чего нужно изучать фразеологизмы?
(Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их можно употреблять в разных жизненных ситуациях. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что обозначает тот или иной фразеологизм)
Молодцы! Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица.
10. Выставление оценок. (обязательно прокомментировать)


11. Домашнее задание.
Учитель: сегодня я приготовила для вас интересное домашнее задание. Это исследовательская работа. Каждый из вас получит карточку с текстом, из которого вам нужно выписать фразеологизмы и дать толкование их лексического значения.
Рассказ Незнайки.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).

Или написать небольшой рассказ на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя предложенные фразеологизмы:
Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каления, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.



Приложение.
Выберите и выполните одно задание.
1. Выпишите из текста фразеологизмы и дайте толкование их лексического значения, используя слова для справок.
Рассказ Незнайки.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).
2. Напишите небольшой рассказ на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя предложенные фразеологизмы:
Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каления, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

Не бросать слов на ветер зазнаваться
Заячья душа приуныл
Мухи не обидит добрый
Ветер в голове не говорить впустую
Вылетело из головы трусливый
Повесил нос легкомысленный
Задирать нос забыл





Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.


Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.


Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.



Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.




Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.



Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.
15