Программа профильной смены Эколого-краеведческой направленности «Край родной»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа
Баевского района Алтайского края»
Программа профильной смены
Эколого-краеведческой направленности
«Край родной»
11010904261485 (посвященная 80-летию юбилея Алтайского края, Году экологии)

Программу разработала:
Муравьёва Елена Николаевна учитель начальных классов
-2895606947535
с. Нижнечуманка2017 год
Программа утверждена
Решением педагогического совета школы
Протокол № ____ от «_______» _________ 2017 год
Директор школы:____________________/С.В.Игнатенко/
-1181105442585
Паспорт программы
Название программы Профильная эколого-краеведческая программа
«Край родной»
Краткое содержание программы Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, повысить экологическую культуру детей.
Наименование организации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
Адрес организации 658501 Алтайский край Баевский район
с. Нижнечуманка
ул.Заринская-1а
Телефон 23-4-92
Электронный адрес nchumankaschool@mail.ru
Ф.И.О. руководителя организации Игнатенко Светлана Владимировна, директор школы
Разработчик программы Муравьёва Елена Николаевна, учитель начальных классов
Нормативно –правовое обеспечение 1.Конституция РФ;
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года.
3.Федеральный закон «Об общих принципах организации» местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ.
4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ.
5.Федеральный Закон «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
6.Конвенция ООН о правах ребёнка.
7.Устав образовательного учреждения.
8.Положение о профильной смене.
Цель программы воспитание любви к Родине, своему краю, гражданственности и патриотизма, вооружение знаниями о природе, истории и культуре своего края и села, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие творческих способностей.
Задачи программы Образовательные задачи:
ознакомление с историей и современной жизнью своего края;
Воспитательные задачи:
формирование духовно-нравственных качеств личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование толерантности и толерантного поведения;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Принцип программы Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
Принцип индивидуализации: воспитание требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности; раскрытие потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации.
Принцип сотрудничества: определение общих целей педагогов и детей, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип мотивации деятельности: учет пожеланий детей при включении их в какую-либо деятельность; наличие цели – доступной, понятной, осознанной; доверие ребёнка при выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Принцип вариативности: создание условий для выбора ребятами форм деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Принцип дифференциации воспитания:
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности:
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Методическое обеспечение программы В основе реализации программы лежит деятельностный подход.
Основными методами организации деятельности являются:
-Игры( спортивные, познавательные)
-Коллективная творческая деятельность(КТД)
-Выставки рисунков.
Направления деятельности Основные: экологическое и краеведческое.
Дополнительные: спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, культурно – досуговое.
Ожидаемые результаты. Критерии результативности 1.  Воспитание любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2. Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов
3. Укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.
6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в   различных сферах деятельности.
7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
Сроки реализации Краткосрочная программа (одна лагерная смена: июнь 2017г.)
Программа рассчитана на 5 дней.
Категория участников программы Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития.
Возраст участников программы:8-10 лет
Кадровое обеспечение программы 1.Начальник лагеря.
2.Воспитатель.
3.Учитель физической культуры.
4.Работники КДЦ/библиотека, дом культуры/
5.Методист по спорту.
6.Медик.
7.Технический персонал.
Материально – технические условия реализации программы 1.Открытая спортивная площадка.
2.Кабинет с мультемидийным оборудованием.
3.Спортивная площадка.
4.Библиотека.
5.Столовая.
Социальное партнерство 1.Сельская библиотека.
2.Сельский Культурно-Досуговый Центр.
3.Спортивный зал.
Источники финансирования Родительские средства.
Система контроля Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планерках, педагогических советах, циклические мониторинги, анализ результатов деятельности, анкетирование и диагностирование роста отряда и участников смены.
Пояснительная записка
Проблемно-аналитическая информация:
По планете огромными шагами идет научно-технический прогресс, облегчая человеческую жизнь, развивая цивилизацию и открывая путь к новым вершинам культуры. Данный процесс создает новые человеческие ценности, расставляет иначе жизненные приоритеты. Однако по пути, к сожалению, часто теряются старые, как кому-то покажется, ненужные вещи, мысли, чувства. Житель современного мегаполиса, скорее всего, с трудом вспомнит что-то из истории родного края, вряд ли расскажет хоть одну старинную легенду, с сомнением опишет местонахождение памятных и ценных мест. Нельзя сказать, что люди перестали интересоваться историей и не любят тот край, где они живут. Слишком быстрый темп жизни не дает нам задуматься о вечных ценностях и о необходимости любить и оберегать ту землю, где мы живем. Но для того, чтобы любить, нужно еще в детстве учить этому многогранному чувству. «Нельзя любить то, чего ты не знаешь» - слова великого писателя Ф.М. Достоевского подсказывают нам метод работы с подрастающим поколением. Именно знание истории и развития родного края способно развить в душе человека привязанность и любовь сначала к малой родине, чтобы перерасти в чувство патриотизма и любви к Родине большой.
Так как именно в школьном возрасте процесс приобщения детей к истории и культуре родного края идет достаточно легко, необходимо включать в образовательный процесс программы, развивающие умения понимать и ценить богатство родной природы, произведения искусства, памятники истории. Данная программа как раз направлена на развитие указанных выше компетенций, а также дополнительно развивает у детей познавательную активность, творческие способности, наблюдательность и инициативность. Данные качества необходимы любому современному человеку. А экологическое воспитание с малых лет поможет сохранить нашу планету для будущих поколений. Ведь именно бережное отношение к окружающей среде и понимание жизненных процессов стимулирует грамотное развитие человечества без ущерба для его среды обитания.
Данная программа, «Край родной» разработана для формирования экологической культуры, получения и расширения знаний в области краеведения у ребят разновозрастной группы, получивших первоначальные знания на уроках окружающего мира.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях профильной смены.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены с 1по 7 июня. На базе Нижнечуманской средней школы Баевского района Алтайского края. В профильной смене отдыхают 7 обучающихся.
Основной состав лагеря – это учащиеся Нижнечуманской средней школы в возрасте 8-10 лет. При комплектовании в лагерь принимаются дети, родители которых вносят сумму 750 рублей за 5 дней
Атрибутика:
Галстуки (зелёного цвета). righttop
Цель: воспитание любви к Родине, своему краю, гражданственности и патриотизма, вооружение знаниями о природе, истории и культуре своего края и села, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
ознакомление с историей и современной жизнью своего края;
Воспитательные задачи:
формирование духовно-нравственных качеств личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование толерантности и толерантного поведения;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Содержание программы:
Программа профильной экологической и краеведческой смены «Край родной» разработана с учётом мероприятий посвящённых Году экологии, 80-летию юбилея Алтайского края, в рамках программы «Летний лагерь территория здоровья», программы «Азбука права».
План работы профильной смены составлен по станциям: «Детства», «Экологическая», «Краеведческая», «Здоровья», «Права». Каждая станция имеет свой цвет.
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.  Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов  старожилов о народных традициях, обычаях, легендах.
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
подбор кадров;
комплектование отряда;
разработку документации.
II. Организационный этап включает:
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков на экологическую тему, про край.
IV. Заключительный этап.
Педагогический анализ результатов.
Сбор отчет.
Проект «Родной край – моя гордость»
Рефлексия.
Механизм распространения информации о проекте и его результатах:
Размещение информации о лагере на сайте школы.
Механизм оценки результатов:
Показатели эффективности отдельных мероприятий при реализации программы в целом:
- сохранение целевой аудитории в процессе реализации программы;
- работа специалистов в данной области.
Методы оценки эффективности:
- анкеты для детей;
- отзывы о проведённом мероприятии;
-ежедневный анализ прошедшего дня.
Управление и руководство лагеря профильной смены:
1. Управление профильным лагерем осуществляет школа.
2. Непосредственное руководство профильным лагерем осуществляет начальник лагеря, назначаемый приказом по школе.
3. Начальник лагеря осуществляет свою деятельность на основе должностной инструкции:
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
создает план работы профильного лагеря;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
руководит работой воспитателей.
Воспитатель:
обеспечивает реализацию плана работы;
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Распорядок работы профильной смены
Время Вид деятельности
8.30.-9.00.
2680970100330
Приём детей.
9.00.-9.10.
169545109855
Линейка. Информация, объявления.
9.10.-9.30.
Зарядка.
9.30.-10.00.
2906395-159385Завтрак.
10.00.-12.00.
348424597155
Культурно-массовые мероприятия.
12.00-13.00. Игротека.
13.00.-13.30.
-1067435-184785 Обед.
13.30.-14.30.
Игротека.
14.30. Уход детей домой.


№ п.п. Тема Ответственные

День первый
Станция «Детства» 1.«Праздник детства», посвященная празднику
Международному Дню Защиты Детей»
2.Конкурс рисунков на асфальте: «Мир глазами детей, посвящённый Международному Дню Защиты Детей»
3.Мультимедийная презентация «День Защиты Детей» Работники КДЦ
Воспитатель: Муравьёва Е.Н.

День второй
Станция «Экологическая» 1.Интеллектуальная игра «Поле чудес» по окружающей
среде.
2.Природа родного края (экскурсия в лес)
3.Разучивание песен о природе.
4.Игры на свежем воздухе.
Воспитатель: Муравьёва Е.Н.
Методист по спорту.
234315235585День третий
Станция «Краеведческая» 1.Познавательная игра «Алтайский край – частица нашей Родины»
2. Мультимедийная презентация – викторина «Путешествие по Алтайскому краю»
3.Конкурс рисунков «Мой край, моё село»
4.Разучивание старинных игр.
5.Встерча со старожилами села.
Библиотекарь
Павленко О.В.
Муравьёва Е.Н.
День четвёртый
Станция «Здоровья»

«Лагерь - территория здоровья»
1.Твоё здоровье и алкоголь, наркотики, курение /фоторепортаж о мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек/
2.Беседа о вреде курения и алкоголизма.
3.Мультимедийная презентация «Курить или не курить»
4.Игры на свежем воздухе. Фельдшер ФАП Бовкуш Т.В.
Муравьёва Е.Н.
День пятый
Станция «Права»
« Азбука права»
1.Игра «Знатоки права»
2.Конкурс рисунков «Я и мои права»
3.Игры на свежем воздухе.
4.Буклет «Мои права»
5. Анкетирование воспитанников «Лето-2017».Подведение итогов смены. Муравьёва Е.Н.
Библиотекарь
Павленко О.В.
Учитель физической культуры.
Ожидаемые результаты:
1.  Воспитание любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2. Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов.
3. Укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.
6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в   различных сферах деятельности.
7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

Используемая литература и источники информации:
1.Настольная книга классного руководителя Муртазина З.А. « Ни дня без смеха»
2.Л.А. Обухова,Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или135 уроков здоровья»
3.Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя»
4. Внеклассная работа в начальной школе «Калейдоскоп увлекательных мероприятий» Авторы-составители: Е.М. Елизарова, Г.Н. Решетникова: «Учитель» Волгоград – 2005 г.
5.Интернет ресурсы:
«http://www.klipariki.net/?idclip=307 http://www.tvoyrebenok.ru/stih-detstvo.shtml http://stihotvorenijatop.ru/stihotvorenija_pro_leto/ http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9196834