Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста Безопасность


МБОУ «Лучшевская начальная общеобразовательная школа»
дошкольное отделение
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность»
Исполнитель:
Могилева Елена Валентиновна,
воспитатель
МБОУ «Лучшевская начальная общеобразовательная школа»

Прокопьевский район 2016
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….. 3
Учебный план ………………………………………………………. 7
Учебно-тематический план ………………………………………... 9
Содержание программы …………………………………………... 10
Оценочные материалы …………………………………………….. 18
Учебно-методическое и информационное обеспечение ………… 21
Пояснительная записка
В  настоящее время наличие потенциальных источников  возникновения различных опасных ситуаций,  связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), антропогенные  изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному  направлению является стимулирование  развития у детей самостоятельности и ответственности.  Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, 2007г.
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
Формировать у детей знания о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Формировать знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Познакомить с проблемами безопасного поведения во дворе и на улице, в общественном транспорте.
Выработать у дошкольников нормы поведения,  уверенность в себе.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа требует соблюдения принципов:
Принцип полноты: содержание программы должно реализовано по всем разделам.
Принцип системности: работа должна проводится системно, весь учебный год.
Принцип сезонности: по возможности следует использовать местные условия.
Принцип возрастной адресованности: при работе с детьми разного возраста одно и тоже содержание обучения выстраивается с учетом уровня сложности в разных возрастных группах.
Принцип интеграции:  интеграция областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,  «Труд», «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком, но и выступать участниками педагогического процесса.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы   воспитанники будут
иметь представления:  
- о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;
- об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;
- о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах  безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;
- о ценности   здоровой  пищи;  
- о роли лекарств и  витаминов;
- о пользе  овощей  и фруктов;
- о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;
знать:
-  домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
-  дорожные знаки  для водителей и пешеходов;
- разные  виды транспорта;  
- разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
-какие опасности встречаются в природе.
уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
Учебный план
Программа состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице ».
  Определяя основное содержание и направление развития детей,  программа оставляет за педагогами  право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать  жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов;
Каждый раздел программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Интеграция с другими образовательными областям
Образовательная область Задачи
«Физическое развитие» Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
«Социально –коммуникативное развитие» Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности, навыков безопасного обращения с инструментами для труда.
Формирование представлений о правилах поведения и общения в потенциально опасных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
«Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и правилах поведения в них.
«Речевое развитие» Использование литературных произведений для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту, о правилах дорожного движения и пожарной безопасности;
«Художественно – эстетическое развитие» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания работы по освоению образовательной области
« Безопасность»
Формирование элементарных правил безопасного использования изобразительных материалов и инструментов для ручного труда; использование средств изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания работы по освоению образовательной области « Безопасность»
Учебно-тематический план
№ п/пРаздел Количество занятий
1 Ребенок и другие люди 6
2 Ребенок дома 4
3 Здоровье ребенка 8
4 Эмоциональное состояние ребенка 2
5 Ребенок на улице 8
6 Ребенок и природа 8
Итого: 36
4. Содержание программы
Раздел 1.  Ребенок и другие люди
О несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека  
   Учитывая то, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными: люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые, целесообразно дать представления  о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
  Рассматривание типичных ситуаций опасных контактов с незнакомыми людьми.
 Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого
            Рассматривание и обсуждение  с детьми возможных ситуаций насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и научить их, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.  
Если «чужой» приходит в дом
            Разъяснение детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Рассматривание разных ситуаций: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. Правила поведения в подобных ситуациях.
Ребенок и другие дети, в том числе подростки
           Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.
        
Раздел 2.  Ребенок дома
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами
           Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться  правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
           Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Необходимо научить детей пользоваться предметами второй группы. Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.
Открытое окно   как  источники опасности
           Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
Экстремальные ситуации в быту  
           Раздел  направлен на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту.  Например,  важно научить  детей  пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы;  привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников;  потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло и т.д.
Телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части
           Обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых.
           
Раздел 3.  Здоровье ребенка
Строение человеческого тела
            Знакомство детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме дать элементарные знания об анатомии.
О роли лекарств и  витаминов
           Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней,  следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят  и какую опасность могут в себе таить. В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней дать знания об источниках  и  пользе витаминов, их значении для жизни.
О ценности   здоровой  пищи
            Рассказать детям о  взаимосвязи здоровья и питания, о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны.
Забота  о здоровье окружающих
           Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Педагог знакомит детей с хроническими заболеваниями, учит их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, научился сострадать им.
           Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих.
Овощи и фрукты
Знания о пользе фруктов и  овощей,  которые являются для человека  главными поставщиками витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови.
Личная гигиена
Развитие у детей понимания и значения необходимости гигиенических процедур.
Правила оказания первой помощи.
Практические навыки оказания первой помощи при травмах, укусах насекомых и.т.д.
Режим дня.
Дать знания о правильном режиме, его соблюдении.
4. Эмоциональное состояние ребенка
Конфликты  и ссоры  между детьми
           Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Основная задача педагога - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.
           Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций. Их цель - научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Любые конфликтные ситуации  надо  использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.
Детские страхи
           На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно отнестись к этим страхам серьезно, не игнорируя и не  умаляя их.
Раздел 5.  Ребенок на улице
Безопасное поведение на улице
        Знакомство детей с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения, объяснение, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Беседы с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
           
Дорожные знаки  для водителей и пешеходов
           Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
           Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами.
           Детям объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
           Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Игры во дворе
           Педагог  беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, почему нельзя выходить на улицу без взрослых,  почему нельзя играть на тротуаре и где можно играть
           
Если ребенок потерялся на улице
           Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.Правила поведения в транспорте.
Знакомство с правилами культуры поведения и безопасного поведения в транспорте.
Раздел 6. Ребенок и природа.
Контакты с животными.
Объяснение  детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.
Съедобные ягоды и ядовитые растения.
Знакомство со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
Съедобные и несъедобные грибы.
Учить различать съедобные и несъедобные грибы.
Будем беречь и охранять природу.
Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности и чем мы можем помочь.
На воде, на солнце.
Познакомить детей с правилами безопасности на воде, на солнце, о пользе купания, загара для здоровья.
Формы и способы реализации программы
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, индивидуальных поручений.Формы реализации программы
Игра
Беседа
Экскурсия
Конкурс
Наблюдение
Экспериментальная деятельность
Акция
Выставка
Игра
Конкурс
Викторина
Практическое занятие
Досуги
Тренинги поведения в опасных ситуациях
Формы занятий, планируемых по каждой теме различны.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Акции: «Светофорик», «Мы за здоровый образ жизни» и др.
Фотовыставки.
 Рисование.
Викторины.
Проектная деятельность.
Совместная образовательная деятельность с детьми и родителями.
Досуги.
Конкурсы.
Физкультминутки.
Дидактические игры.
Макеты. 
Гербарии.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогом следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведении, если они сами ему следуют.. Между педагогом и родителем должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду, агрессию.
Формы работы с родителями:
Проведение родительских собраний и консультаций;
Педагогические беседы с родителями по проблемам ( индивидуальные беседы);
Дни открытых дверей;
Показ занятий;
Посещение семей;
Анкетирование родителей;
Оформление информационных стендов;
Организация выставок детского творчества;
Приглашение родителей на детские праздники
Привлечение родителей к организации семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в проектной деятельности.
5. Оценочные материалы
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций; дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где
живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,ягоды.
Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?», «Скорая помощь», «Помогите милиция!»
Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно), «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или
здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»
(закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы; дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции», тесты.
Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,
«Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень с 12 баллов
Количественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.
Идеальный балл = количество детей умноженное на 3
Качественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Реализация программы  невозможна без программно-методического обеспечения   материала, соответствующего  возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:
различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам  уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
 настольно-печатные игры  по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ ( «Дорожные знаки», « Светофор»);
дидактические игры  по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии  картинок или  открыток, разнообразные коллекции,  макеты и др.),  подборки  книг,   познавательных  детских энциклопедий, видеофильмов;
стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
 магнитофон;
компьютер;
DVD
Создание  развивающей среды,   отвечающей возможностям и потребностям ребенка  способствует  развитию познавательных и интеллектуальных способностей  детей,  от чего в первую очередь зависит эффективность  решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитанию  ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Ресурсное и методическое обеспечение
Ресурсное обеспечение:
- подбор литературы;
- подбор произведений народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- подбор дидактических игр;
- создание выставок книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения открытых мероприятий.
Методическое обеспечение:
Приемы, методы и технологии организации образовательного процесса:
- использование в воспитательном процессе метода проектирования4- включение дошкольников в экспериментальную и исследовательскую деятельность в рамках реализации программы.
Использование в воспитательном процессе информационно - коммуникационных технологий:
- звуковых средств (аудиозаписи);
- экранно – звуковых средств (звуковые кинофильмы);
- иллюстративного материала.
Методические пособия:
1.Иванова Т.И. Пожарная безопасность. 2 изд. Волгоград: ИТД «Корифей»,2005
2. Павлова Г.Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. М.: ТЦ Сфера,2012
3. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград: ИТД «Корифей»,2005
4. Сташкова Т.Н. Организация освоения образовательной области «Безопасность», Волгоград: Учитель,2013
5. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филиал. издательство СЛОВО, Эксмо,2008
6. Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. М.: филиал издательство СЛОВО, Эксмо,2008
Организация развивающей предметно - пространственной среды
Создание  развивающей среды,   отвечающей возможностям и потребностям ребенка  способствует  развитию познавательных и интеллектуальных способностей  детей,  от чего в первую очередь зависит эффективность  решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитанию  ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.