Урок по математике на тему: «Закрепление изученного. Письменное деление многозначного числа на двузначное».


Тема урока: «Закрепление изученного. Письменное деление многозначного числа на двузначное».
Цель - установить степень усвоения темы:
- выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное число без остатка, методом подбора, при решении составных задач и нахождении значения выражения, при решении уравнений.
Планируемые результаты:
Познавательные умения: определять при делении многозначного числа на двузначное цифру частного методом подбора и обосновывать своё мнение, выбирать вариант выполнения задания.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с поставленной целью.
Предметные умения: выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное некруглое число, оформлять письменное деление при решении выражений, при решении задачи.
Коммуникативные умения: строить речевые высказывания, используя термины, согласовывать позиции, работая парой, находить общее решение в рамках учебного диалога.
Ход урока:
Организационный момент:
Начнём урок с улыбки, улыбнитесь друг другу, мне, нашим гостям. Садитесь, запишите в тетради число, классная работа. Хорошим настроением начнём наш урок.
Самоопределение к деятельности:
Ситуативное задание
Ребята, в наш классный коллектив поступил сигнал из созвездия Гончих псов от инопланетянина Спаркса . Он перехватил секретную информацию о том, что империя Квадерон готовится уничтожить обитаемые планеты, находящиеся в галактике Водоворот ( 37 миллионов световых лет от Земли). К разрушению приговорены 4 планеты со всеми их обитателями: Тхорт, Аризор, Эландра, Драал. Чтобы предотвратить уничтожение планет необходимо обезвредить систему. Для этого нужно знать секретный код каждой планеты. Сейчас Спаркс летит к планете Ариазор и просит вас помочь ему определить первый код. У него есть данные : Расстояние от Земли до Луны, которое надо разделить на количество звёздных систем в галактике водоворот ( 18312 : 28) Можем ли мы помочь Спарксу определить код планеты Ариазор?
(ученики выполняют деление многозначного числа на двузначное по алгоритму)
18312 : 28 = 654
- У кого получилось? ( кто справился с заданием , поднимают руки).
- Мы увидели, что не все ученики смогли выполнить это задание. А чтобы помогать Спарксу в спасении других планет, необходимо действовать быстро и без ошибок. Есть ли желание помочь Спарксу спасти планеты?
- Что для этого нужно знать и уметь?
( выполнять письменное деление на двузначное число, хорошо знать алгоритм деления на двузначное число, знать таблицу умножения и деления, быстро выполнять задания творческого характера).
- Сформулируйте задачи урока.
( упражняться в письменном делении многозначного числа на двузначное, точнее подбирать цифру в частном).
У каждого из вас на парте лежит лист самооценки, после выполнения заданий, вы будете самостоятельно оценивать его выполнение ( !, +, -)VI. Работа по теме урока.
1 задание ( З)
- Что вы должны знать, чтобы быстро и правильно выполнить деление на двузначное число?
- Алгоритм деления на двузначное число
Чтобы разделить многозначное число на двузначное число, надо:
- определить первое неполное делимое;
-указать количество цифр в частном;
-разделить делимое на число десятков в делителе, получив в частном пробную цифру;
-выполнить проверку: умножить частное на делитель;
- если получили искомое делимое, значит , частное вычислили верно;
- если не получили искомое делимое, значит пробуем другую цифру в частном.
- Почему цифра называется пробной?
( она не всегда подходит)
2- задание (У): Выполните письменное деление многозначных чисел №256 ( с. 64)
1 вариант – 1 строка 2 вариант – 2 строка
876 : 12 = 73 768: 16 = 48
3791 : 17 = 223 6688 : 19 = 352
( 2 ученика работают у доски) ( самопроверка)
Решив эти выражения, мы помогли Спарксу определить код необходимый для спасения планеты Аризор ( на доске появляется запись:
1 – 73 223 48 352
Спаркс направляется к планете Эландра.
№ 261
- Прочитайте задание и расскажите , что будете делать?
( выбрать те уравнения, которые решаются действием умножения)
- Какие умения вам понадобятся, чтобы выполнить это задание?
(- умение находить неизвестное делимое)
- Как найти неизвестное делимое? Сформулируйте правило.
( если частное умножить на делитель, то получится делимое)
- Работа парой: выберите те уравнения, которые решаются действием умножения.
Х : 100 = 90 х : 18 = 30
Х = 90 * 100 х = 30 * 18
Х = 9000 х = 540
Ответ: 9000 Ответ: 540
( 1 вариант решает первое уравнение, 2 вариант решает второе уравнение)
У доски работают 2 ученика. Самопроверка
На доске появляется запись:
2 – 9000 540
Мы определили код планеты Эландра, необходимый для спасения её жителей.
Физминутка: Чтобы помогать Спарксу, ученики должны быть внимательными, Спаркс хочет убедиться , что его помощники – внимательные. Выполним задания на внимание.
Спаркс получил расшифрованный код, но он не может приземлиться, вернее приэландриться, так как у жителей нет специальной посадочной полосы. Они её строят, но не могут определить ширину взлётной полосы, которую нужно построить .Спаркс сообщил им её площадь – 32428 кв.м и длину 67 м Помогите вычислить ширину посадочной полосы.
- У кого возникли затруднения?
- Кто – то может помочь?
- Какие знания нужны, чтобы выполнить это задание?
( формула нахождения площади, формула нахождения неизвестной стороны)
S = a * b a = S : b
- Вычислите ширину посадочной полосы. Самостоятельная работа.
32428 : 67 = 484 (м)
Ответ: 484 м – ширина посадочной полосы.
Самопроверка.
На доске появляется запись:
3 - 484
Спаркс летит на помощь планете Тхорт. Тхортяне очень любят придумывать математические выражения , где в ответе получается ноль. Спаркс хочет порадовать жителей планеты Тхорт и приготовил им несколько подобных выражений, но немного запутался. Запишите только те выражения, которые ему подойдут. Задания записаны на карточках. Самопроверка. Самооценка.
13915 : 23 * 0 = 0 0 : 768 + 8976 * 1 ( 17238 : 34 + 7605 : 15)*0=0
(26880 : 32 + 36540 : 87) + 0 389757 * 0 + (34860 : 42 * 0) = 0
- Какие знания вам пригодились, чтобы быстро справиться с этим заданием?
( умения выполнять действия с числом ноль, порядок выполнения действий.)
Определим часть кода, необходимую для спасения планеты Тхорт.
Код спрятан в № 257 (1)
- Прочитайте задачу
- Расскажите, что известно?
- Что обозначает число 600, 400, 10
- Назовите главный вопрос?
- Как лучше оформить краткую запись?
( в виде чертежа)
600км на 10 ч б.

400 км
- Составьте план решения задачи. Объясните свой выбор.
- ученики на полях записывают план решения, рассказывают.
Кто не понял, как надо решить задачу? Выдать памятку.
600 – 400 = 200 (км) – больше длина, чем ширина
200 : 10 = 20 (ч)
Ответ:
- Мы получили код спасения планеты Тхорт.
На доске появляется запись:
4 - 20
Рефлексия:
Самоанализ:
Вернёмся в начало урока. Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой?
- выполнять письменное деление на двузначное число, тренироваться в подборе цифр частного. Какие задания нам помогли выполнить эти задачи?
Закончите предложение:
- Чтобы помочь Спарксу расшифровать код для спасения планет мы выполняли задания …….
Задание на самооценку:Закончите предложение:
Я …………(ОЧЕНЬ,НЕОЧЕНЬ) ДОВОЛЕН (ЛЬНА) ТЕМ, ЧТО ВЫПОЛНИЛ (А) ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО ( САМОСТОЯТЕЛЬНО, С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ) И СМОГ (ЛА) ПОМОЧЬ СПАРКСУ СПАСТИ ПЛАНЕТЫ.
- Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке.
Спарксу осталось разгадать код планеты Драал.
Поможем, выполнив следующее задание: на карточке записаны 3 задания информативный вариант ( уровень сложности – базовый), импровизационный вариант ( уровень сложности - базовый повышенной сложности), эвристический ( уровень сложности - усложнённый). Выберите одно задание и решите его.
Выполните письменное деление : 34860 : 42 = 830
Помогите Спарксу исправить ошибки в решении числовых выражений и определите код планеты Драал. Код составляется из полученных ответов, расположенных в порядке убывания 23 11475 : 27 = 425
23832 : 36 = 662
1254 : 38 = 33
Спарксу нужно определить код планеты Драал, необходимый для спасения её жителей. Известно, что код это частное, состоящее из трёх цифр, каждая из которых на два больше предыдущей. Составьте и решите три возможных выражения и напишите три возможных варианта кода для спасения жителей.
8856 : 36 =246
4284 : 12 =357
11232 : 24 =468
- Мы помогли Спарксу расшифровать коды для спасения планет.
VII. Домашнее задание
№ 257 (2), № 263 ( с подробной записью)