Занятие кружка Юный исследователь по теме Экологический мониторинг помещений школы


Занятие кружка «Юный исследователь»
Тема: «Экологический мониторинг в помещении школы»
Общеобразовательное учреждение можно рассматривать как экосистему, экологическая обстановка в которой может меняться не только за учебный год, четверть, но и за считанные часы. Поэтому необходимо регулярно наблюдать за санитарным состоянием кабинетов, рекреаций. Такие наблюдения называются экологическим мониторингом (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий). Члены кружка под руководством учителя выявляют экологические ситуации, возникшие за год, разрабатывают мероприятия по улучшению экологического состояния школы, сообщают о них администрации, контролируют их выполнение, если это возможно, самостоятельно проводят мероприятия по улучшению экологического состояния школы.
Форма организации и проведения мониторинга – деловая игра.
Цель: формировать у школьников чувство заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды. Проектировать условия, сохраняющие здоровье. Развивать способность «мыслить глобально, действовать локально», выявлять истоки экологических проблем как следствие неадекватного действия людей.
Оборудование: карточки-задания, дополнительная литература.
Организация и проведение игры.
Игра проводится в три этапа.
Первый этап – подготовительный. Учащиеся разбиваются на группы. С каждой группой проводится инструктаж по предстоящей работе. Предлагается список литературы или сама литература для самостоятельного изучения. Учащиеся знакомятся с техникой безопасности в школе, требованиями к школьному зданию, озеленению, освещению и т.д.
Второй этап – практический. Каждая группа получает карточки-задания с алгоритмом действий и работает самостоятельно.
Карточка № 1. Биомониторинг.
Определить количественный и качественный состав растений в кабинетах и рекреациях. Отметить самый экологически чистый кабинет. Разработать рекомендации по озеленению кабинетов с учетом биологических особенностей растений – очистителей воздуха. Определить 1-е, 2-е и 3-е места для награждения за лучшее озеленение кабинета.
Карточка № 2. Мониторинг естественного освещения.
Проверить естественное освещение кабинетов и рекреаций. По каждому кабинету указать: в каком направлении расположены окна, их размеры и чистоту, наличие штор, их цвет и размеры. Рассчитать световой коэффициент: отношение застекленной части окон к площади пола (норма 1:4, допускается 1:5). Рассчитать коэффициент заглубленности: отношение высоты окна от пола к расстоянию от окна до противоположной стороны (норма 1:2). Сделать вывод по каждому кабинету, разработать методические рекомендации.
Карточка №3. Мониторинг искусственного освещения.
Указать вид светильников, их рабочее состояние по каждому кабинету и рекреациям, наличие и санитарное состояние арматуры. Разработать мероприятия по нормализации искусственного освещения.
Карточка №4. Мониторинг состояния электрооборудования, водоснабжения и канализации.
Проверить состояние розеток, выключателей (визуально!) в кабинетах и рекреациях, состояние воды: вид, качество, состояние и наличие кранов. Наличие и вид канализации (местная, центральная), санитарное состояние кабинетов гигиены. Разработать рекомендации.
Карточка №5. Мониторинг естественной и искусственной вентиляции.
Проверить наличие искусственной вентиляции (форточек), их использование для проветривания (вентиляционных решеток, каналов, наличие тяги в каналах, для контроля использовать пламя свечи). Разработать рекомендации.
Третий этап – итоговая конференция, работа экспертной группы.
Каждая группа выступает с отчетом о результатах мониторинга по своему участку работы. Данные мониторинга и предложения по улучшению состояния школы представляют экспертной группе.
Экспертная группа анализирует работу «специалистов», собирает у них данные и оформляет сравнительную таблицу по всем показателям мониторинга, разрабатывает мероприятия по улучшению экологического состояния школы. Список разработанных мероприятий доводит до сведения администрации.