Внеурочное занятие для 1 класса по курсу Я — исследователь тема: Эксперимент

Внеурочное занятие в 1 классе по курсу «Я-исследователь»
Учитель 1 категории Дюкова Е.А.

Тема: « Что такое эксперимент?»

Цель:
Предметная: познакомить с методом исследования экспериментом.
Метапредметные:
развитие умения наблюдать, делать выводы, фиксировать свои наблюдения;
умение работать в группе, договариваться, распределять роли, дружески относиться друг к другу.

Задачи:
познакомить с понятием «эксперимент», « экспериментирование»;

способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями;

развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.

Оборудование: деревянные кубики, рабочий лист ( для каждой группы), металлическая крышка, пластмассовая ложка, кнопка, скрепка, гвоздь, монета, фольга, зеркало, бумажный кораблик.


Ход занятия:

1.Организационный момент
Игра «Импульс».
Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Поочередно пожмем друг другу руки. Улыбнемся и приступим к нашим занятиям.
2.Актуализация знаний.
-Как называется наш курс? Зачем он Вам? Давайте вспомним, какие методы исследования вы уже знаете?
Дети называют, а учитель фиксирует ответы на доске в виде карточек. ( пиктограммы: работаю сам, спрошу у родителей, посмотрю в книге, посмотрю фильм, посмотрю в интернете, наблюдение, эксперимент)
А как вы поняли, что такое наблюдение?
Для чего Вам надо быть наблюдательным?
А вы наблюдательны?
Проверим вашу наблюдательность. Каждой группе дается свое задание.
-Назовите все предметы прямоугольной формы в классе ( для 1 группы)
- Назовите все бьющиеся предметы в классе (для 2 группы)

Какое задание было самым трудным? Почему? Рассуждение ребят. Делается вывод, что для 2-го задания мало было наблюдения, нужно было подключить еще жизненный опыт и анализ, какие предметы могут разбиваться)
Молодцы, вы хорошо выполнили это задание. Наблюдение - самый доступный метод исследования.
Прежде чем мы с вами познакомимся с новым методом. Я предлагаю вам настроиться на работу.
Игра «Летел, летел по небу шар»
3. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Я вам сейчас продемонстрирую метод. А вы попробуете догадаться, как он называется.
Учитель показывает два опыта с водой
Окрашивание воды. ( смешивание двух прозрачных жидкостей, которые окрашиваются в малиновый цвет)
Превращение воды в молоко.( смешивание двух прозрачных жидкостей, которые при смешивании дают молочный цвет).
-Как вы думаете, как называется метод исследования. Который я использовала?
Совершенно верно. Это эксперимент!

Как вы понимаете это слово?
Эксперимент с латинского «проба, опыт». Метод научного познания.

Эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки или сравнения.

Как вы думаете. Чем мы сегодня с вами будем заниматься?

Проводить эксперимент!
А какое время года сейчас? (весна) А любите ли вы пускать кораблики по воде?
Давайте запустим бумажные кораблики в воду. (запускаем кораблик в воду). Что вы заметили? Какой метод сейчас вы используете? Подуйте на кораблик. Что с ним происходит?
Как вы думаете. Все ли предметы могут держаться на воде? Хотите ли это проверить?
4.Организация и самоорганизацияучащихсяв ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Работа по группам. У каждой группы свои предметы, рабочий лист. Ребята выбирают себе роли: кто записывает результаты, кто будет отвечать.
Перед вами лежат пять предметов: деревянный кубик, металлическая крышка, пластмассовая ложка,кнопка и бумажный кораблик.

-Как вы думаете. Какой предмет утонет? ( гипотеза). Как проверить?

Проверяем свою гипотезу. Заносим результат в рабочий лист.

Не все можно угадать. Поэтому мы и проводим эсперимент.

Продолжаем. Записываем.
Ребята представляют результат своих экспериментов. В ходе занятия задаются вопросы
5. Рефлексия
К какому выводу вы пришли? Что Вас удивило?
Что вы узнали? Чему учились?

-Остались ли у Вас еще вопросы?

Тогда у меня к вам вопрос:

-А если соединить плавающий и неплавающий предметы, то что произойдет?

Тссс. Я предлагаю Вам самим, если желаете, ответить на этот вопрос дома.
6. Итог
Давайте встанем в круг и закончим наше занятие дружеским рукопожатием. Занятие закончено. Всего хорошего.












15