Программа кружка Юный эколог




















Дополнительная общеобразовательная программа


« Юный эколог»






Направленность: эколого-биологическое
Уровень: среднее общее образование
Срок реализации: 2 года











Составитель:
Бобкова Ольга Валерьевна
Учитель биологии




п. Лазарево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.
Необходимо использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания: следует не только вооружать учащихся научно-теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.

Цель – привитие экологической культуры.

Задачи:
Воспитательные:
Готовность к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом;
Способность осуществлять экологически грамотные действия;
занимать активную гражданскую позицию
выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде;
Этические и эстетические чувства к природе.

Развивающие:
Стимулирование творческих способностей;
Развитие критического и логического мышления;
Развитие речи, умения рассуждать, делать выводы, прогнозы.

Познавательные:
Овладение навыками эксперимента, наблюдения, моделирования, анализа, синтеза;
Овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей
Овладение понятийным аппаратом

Направленность – эколого-биологическое
Программа разработана таким образом, чтобы в ТО участвовали дети разных возрастных категорий, соблюдаются принципы преемственности, взаимопомощи, опережающего обучения.
Срок реализации – 2 года

Формы и методы:

Содержание программы предусматривает следующие формы работы с учащимися: игры, выпуск газеты, санбюллетня, конкурсы - выставки, олимпиады, экскурсии, практические работы, природоохранные акции, решение экологических задач, составление и постановка экологических сказок, участие в НОУ учащихся.

Программа предусматривает условия для личностного саморазвития всех участников ТО. В связи с этим выделяются следующие методы воспитания экологической культуры человека:
Методы развития экологических представлений.
Экологическая лабилизация – заключается в целенаправленном педагогическом воздействии, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания своей отрицательной деятельности в природе;
Экологические ассоциации направлены на обогащение и углубление представлений обучающихся о мире природы;
Художественная репрезентация природных объектов – это развитие мыслеобразов природных объектов средствами искусства.

Методы развития отношения к миру природы.
Экологическая идентификация – обучающийся ставит себя на место того или иного растения или животного, погружает себя в ситуацию, обстоятельства. Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния живых существ, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя представления об этих существах;
Экологическая эмпатия – сопереживание. Перенос обучающимся собственных состояний на другие объекты;
Экологическая рефлексия – обращение назад, развитие потребности в самоанализе своих действий и поступков, направленных на мир природы.

Методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы.
Экологические ожидания – психологическая и технологическая подготовка к встрече с природой;
Ритуализация экологической деятельности – отработка ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной в мир природы;
Экологическая забота – оказание помощи и содействие живой и неживой природе, особенно в трудных для них ситуациях. Стимулирование сострадания, соучастия, поддержки, попечения.

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа, всего – 144 часа.


Ожидаемые результаты
Умение проводить мониторинг окружающей среды;
Умение составлять анализ исследований;
Оказывать конкретную помощь в решении экологической проблемы;
Сформированность принципов экологической культуры.


Формы подведения итогов реализации программы:
Конкурсы – выставки
Выпуск газеты, санбюллетня
Выступление на научно-практической конференции учащихся
Защита работ
Проведение акций
Постановка экологических сказок






УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п\п
Содержание раздела, темы
Количество часов
Итого



теор
практ


1.
Введение.
4
-
4

2.
Мониторинг водной среды.
8
20
28

3.
Экологические задачи и сказки
4
12
16

4.
Мониторинг почвы
2
6
8

5.
Мониторинг атмосферы
1
3
4

6.
Путь к здоровью
2
10
12

7.
Воспитательные мероприятия


16
16


8.
Экскурсии

1
3
4

9.
Акции

2
28
30


10.
Итоги
2
20
22

ИТОГО: 26 118 144






СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Введение
Правила поведения в ОУ, в общественном месте, у водоемов. Инструктаж по охране труда при проведении экскурсии, практических работ. Правила дорожного движения.
Беседа об окружающей среде, введение терминов « Экология»,
« экологическая культура»
Понятие экологического мониторинга. Методы исследований в экологии.

Мониторинг водной среды.
Теоретическая часть
Введение понятий: скорость течения, прозрачность воды, активная реакция воды
Типы происхождения водоемов
Проблема питьевой воды
Влияние качества питьевой воды на здоровье
Практическая часть
Практическая работа « Выявление происхождения водоема»
Практическая работа «Определение скорости течения воды»
Практическая работа « Промер глубины водоемов»
Практическая работа « Измерение температуры и прозрачности воды»
Практическая работа «Определение активной реакции воды»
Практическая работа «Определение цветности воды»
Практическая работа «Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду»
Практическая работа «Влияние питьевой воды на здоровье»

Экологические задачи и сказки.
Теоретическая часть
Чем экологические задачи отличаются от математических.
Экологические сказки. Что это такое и зачем они нужны?
Практическая часть
Решение экологических задач
Сочинение экологических сказок

Мониторинг почвы.
Теоретическая часть
Что такое нитраты. Их влияние на здоровье человека.

Практическая часть
Практическая работа «Определение нитратов»
Практическая работа «Замер снежного покрова»

Мониторинг атмосферы.
Теоретическая часть
Понятие фитоиндикаторов и их виды.
Что такое детоксикация.
Практическая часть
Практическая работа «Исследование состояния атмосферы по фитоиндикаторам и лихеноиндикаторам»
Практическая работа «Детоксикация загрязнителей атмосферы»

6.Путь к здоровью.
Теоретическая часть
Понятие наглядности
Правила оформления санбюллетня
Практическая часть
Санбюллетни по основным заболеваниям школьников.

7.Воспитательные мероприятия
Конкурс-выставка « Зеркало природы»
Экологическая олимпиада
Видеоотчет за год « Природа в объективе»
НОУ
Постановка экологической сказки

Экскурсия
« Свалка»


Акции
«Живи, родники!»
« Покормите птиц зимой»

Итоги ( выпуск «Экологического вестника»)
«Мы сочиняем экологические сказки»
«Отходы»
«Питьевая вода»
«Нитраты»
«Чудо природы – вода»
Видеоотчет за год

УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п\п
Содержание раздела, темы
Количество часов
Итого



теор
практ


1.
Введение.

2
-
2

2
Мониторинг пришкольного участка

6
12
18

3
Мониторинг водной среды.
2
14
16

4.
Экологические задачи и сказки
4
20
24

5.
Мониторинг почвы
6
10
16

6.
Путь к здоровью
2
10
12

7.
Воспитательные мероприятия

2
10
12


8.
Экскурсии


16
16

9.
Акции


20
20


10.
Итоги
1
7
8

ИТОГО: 25 119 144


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение
Правила поведения в ОУ, в общественном месте, у водоемов. Инструктаж по охране труда при проведении экскурсии, практических работ. Правила дорожного движения.
Беседа о результатах 1 года обучения, постановка целей и задач на новый учебный год. План работы в новом учебном году.

Мониторинг пришкольного участка.
Практическая часть
Практическая работа «Определение места школы в микрорайоне»
Практическая работа «Определение роли зеленых растений школьного участка»
Практическая работа «Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории»
Практическая работа «Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории»
Практическая работа «Определение загрязненности воздуха в районе школы»
Теоретическая часть
Основные загрязнители воздуха. Методы определения загрязнения и запыленности воздуха.
Вычисление площади территории
Стороны горизонта, понятие азимута, правила пользования компасом
Составление плана местности, условные знаки.

Мониторинг почвы.
Практическая часть
Практическая работа «Замер снежного покрова. Сравнительный анализ с прошлым годом»
Практическая работа «Зарисовка и фотографирование растений»
Практическая работа «Растения дорог и пустырей»
Практическая работа «Составление схемы экологических взаимосвязей растений и животных в природном сообществе»
Практическая работа «Знакомство с растениями луга»
Игра « Экологическое лото»
Теоретическая часть
Понятие природного сообщества и его компонентов, пищевые связи.
Систематика растений, особенности растений разных экологических групп.


Мониторинг водной среды.
Практическая часть
Практическая работа «Определение скорости течения воды»
Практическая работа « Промер глубины водоемов»
Практическая работа «Знакомство с растениями водоема»
Практическая работа « Измерение температуры и прозрачности воды»
Практическая работа «Определение активной реакции воды»
Практическая работа «Определение цветности воды»
Практическая работа «Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду»
Практическая работа «Сравнительный анализ мониторинга водной среды с прошлым годом»
Теоретическая часть
Правила составления сравнительного анализа

Акции
«Живи, родники!»
« Покормите птиц зимой»
« Путь к здоровью» ( выпуск листков здоровья по профилактике ЗОЖ )

6. Экскурсии
« Правила поведения на лугу»
« Правила поведения в лесу»
« Этикет туриста»

7. Экологические задачи и сказки
Решение экологических задач
Сочинение экологических сказок


8. Воспитательные мероприятия
Экологическая олимпиада
Постановка экологической сказки

9. Итоги
Видеоотчет за год « Природа в объективе»
НОУ
Выпуск « Экологического вестника»
- « Мониторинг пришкольного участка»



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы проведения занятий:

Олимпиада, экскурсии, конкурсы, выпуск газет, санбюллетней, выставки, конкурсы, решение экологических задач, сочинение и постановка экологических сказок, игра, видеоотчет.

Методические разработки практических работ, дидактические игры, измерительные приборы, альбомы, карандаши, фотоаппарат.

Формы подведения итогов по темам

3 п\п
Тема
1-й год обучения
2-й год обучения

1.
Введение.
Беседа
« Окружающий мир. Экологическое состояние поселка»
Беседа « План работы на новый учебный год»

2.
Мониторинг водной среды.
Выпуск газеты
Сравнительный анализ за 2 года

3.
Мониторинг пришкольного участка

Выпуск газеты

4.
Мониторинг почвы
Выпуск газеты

Игра
« Экологическое лото»

5.
Мониторинг атмосферы
Выпуск газеты


6.
Путь к здоровью
Выпуск санбюллетней

Выпуск листков здоровья по профилактике ЗОЖ

7.
Экологические задачи и сказки
Сочинение и постановка экологической сказки

Сочинение экологической сказки

8.
Воспитательные мероприятия

Участие в НОУ,
Конкурсы-выставки,
олимпиада
Постановка экологической сказки

9.
Экскурсии

Выпуск газеты
Сюжеты к видеоотчету

10.
Акции

Выпуск газеты
Сюжеты к видеоотчету

11.
Итоги
Выпуск газеты,
Видеоотчет




Видеоотчет за год
Участие в НОУ





ЛИТЕРАТУРА.

Елисеев Ю.Ю. Общая гигиена. М., « Эксмо», 2006.
Журнал « Биология для школьников». №2-2002, №2-2003,№2-2004, №2-2005, № 1-2006,№ 3-2007.
Журнал « Дополнительное образование» № 11-2004, № 2,10 – 2005, № 6 -2006.
Журнал «Дополнительное образование и воспитание». № 2, 7,8 – 2005, № 6 -2006, № 3,8 – 2007.
Пономарева И.Н. Экология.М., «Вента-Граф», 2001.
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. - М., «Творческий центр», 2005.
Козлов М.А. Школьный атлас определитель беспозвоночных. – м., «Просвещение», 1991.
Лебедева Н.Я. Каталог биосферы. М., «Мысль», 1991.
Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. – С-П., « Акцидент», 1998.
Минеев В.Г. Агрохимия, биология и экология почвы. М.,» Росагропромиздат», 1990.
Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., «Мысль», 1990.
Чернова Н.М. Экология. М., «Просвещение», 1988.

15